Опорно-двигательного аппарата

 

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%).

По мнению О. К. Агавеляна, основным клиническим симптомом при НОДА является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей данной категории имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.

Наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

По мнению Ковалева В. В. при нарушениях опорно-двигательного аппарата наблюдается сложная сочетанная картина неврологических и психических нарушений. В полиморфной картине психических нарушений при НОДА отмечаются не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Э. С. Калижнюк считает, что особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у подростков с НОДА могут быть обусловлены двумя факторами:

Ø биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

Ø социальными условиями - воздействием на подростка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни подростка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности подростков с НОДА, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

По мнению К. Акош, для большинства подростков с НОДА характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Е. И. Кириченко описывает другую категорию, напротив, которую отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей с ДЦП. Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у подростков, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

По мнению И. И. Мамайчук, также у детей данной категории отмечаются определенные личностные особенности. У них, как правило, не формируются правильные социальные контакты с потребностью заботы и внимания к окружающим людям, у них возможна переоценка своих возможностей, стремление к самоутверждению при недоучете своего дефекта, что приводит к конфликтам с окружающими. На патологическое формирование личности может влиять и само органическое поражение незрелого мозга: ослабленная нервная система; высокая возбудимость; склонность к аффективным вспышкам; импульсивный характер поведения; низкая работоспособность; неустойчивое внимание; недоразвитие воли.

Для того чтобы создать успешную базу для социально-педагогической адаптации детей с НОДА, необходимо четко знать их психические особенности, которые имеют специфический характер. У каждого ребенка механизм отклонений определен отдельными мозговыми поражениями. Этой проблеме посвящен ряд работ таких известных отечественных специалистов, как Э. С. Калипснюк, В. В. Ковалева, Е. М. Мастюкова, М. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, Л. О. Бадалян.

Л. О. Бадалян считает, что хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений. Например, тяжелые двигательные расстройства сочетаются с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом.

Многие подростки с НОДА отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

По мнению И. А. Смирновой, повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех подростков с НОДА. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с НОДА, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

По мнению А. Р. Маллера, нарушения личностного развития – особенность большинства детей с НОДА. Это связано со множеством факторов, как то биологических, социальных и психологических. Физический недостаток влияет на социальную позицию ребенка, на отношение к окружающему миру. У детей с ДЦП и НОДА при формировании личности наблюдается пониженная мотивация к познавательной деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к уединению. Причиной, по мнению М. Ю. Левченко является изнеживающее воспитание и физический дефект.

Часто достаточное интеллектуальное развитие сочетается с неуверенностью в себе, отсутствием самостоятельности, повышенной внушаемостью. У таких детей часто формируются и иждивенческие установки – это и нежелание и неспособность работать. Из этих причин возникают затруднения социальной адаптации.

По данным Э. С. Калижнюк отмечается низкая корреляция между характером неврологических расстройств и эмоциональными и характерологическими особенностями больных: дети со спастической диплегией склонны к страхам, робки, пассивны, а дети с гиперкинетической формой ДЦП, наоборот активны, эмоциональны и общительны, зачастую переоценивают свои возможности.

В работах Л. М. Шипицыной показано, что дети и подростки с НОДА отстают в своем развитии, что обусловлено как самим заболеванием, так и его последствиями. У детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата социальный ряд развития обычно растянут, так как условия их существования имеют свои особенности. Установлено, что физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка и подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего может явиться искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Это обуславливает вторичную изоляцию детей данной категории.

Для детей с НОДА, как уже говорилось ранее, характерно и расстройство эмоционально-волевой сферы. Это и повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, застенчивость и робость. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций (начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться). Повышенная эмоциональность сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой обстановке или при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста к окружающим). Встречается и состояние полной апатии.

Необходимо отметить, что повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями, с реакциями протеста по отношению к взрослым.

По мнению И. И. Мамайчук, все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера. Специфические нарушения деятельности и общения при НОДА могут способствовать своеобразному формированию личности.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У подростка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

Л. М. Шипицына считает, что при воспитании подростка с НОДА важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах. У подростка данной категории часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Таким образом, у детей с НОДА своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. В следующем разделе будут рассмотрены основные методы и приемы профилактики вредных привычек у подростков с НОДА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: