КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Инновационный менеджмент»
Тема: «Оценка рыночных отношений предприятия с объектами научно-технической продукции в ОАО «Вяземский хлебокомбинат»»
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Группа:
Студент:
Преподаватель:
Г.
Оглавление
Глава 1 Оценка рыночных отношений с объектами научно-технической продукции на предприятии. 5
1.1 Оценка рыночных отношений предприятия. Рынок научно-технической продукции. 5
1.2 Научно-техническая продукция как товар особого рода. 16
1.3 Рыночные отношения предприятия с объектами научно-технической продукции. 22
Глава 2 Анализ инновационной деятельности (предприятия ОАО «Вяземский хлебокомбинат») 27
2.1 Общая характеристика ОАО «Вяземский хлебокомбинат». 27
2.2 Анализ организационной структуры ОАО «Вяземский хлебокомбинат» 34
2.3 Анализ инновационной деятельности на ОАО «Вяземский хлебокомбинат» 37
2.4 Оценка рыночных отношений и фактического состояния научно-технического уровня производства предприятия. 41
Глава 3 Разработка инновационного проекта, выбор источника его финансирования. 53
3.1 Сущность проекта. 53
3.2 Банковский кредит. 55
3.3 Выпуск предприятием облигаций. 61
3.4 Выпуск предприятием привилегированных акций. 65
3.5 Выбор варианта и обоснования его эффективности. 69
Заключение. 70
Библиография. 73
Приложение А…………………………….……………………………………..75
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более высокой – постиндустриальной – стадии. Человеческая цивилизация вступила в новый этап своего развития – информационное общество, основу жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения и использования информации. Причём речь идёт не об информации вообще, а, прежде всего, о знании, т.е. информации, воплощённой в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей, а так же социальных отношений.
Стабильное развитие производства в течение длительного времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического хозяйствования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.
В этих условиях радикальным образом изменились механизмы функционирования российской экономики. Создание, распространение и внедрение новых продуктов, услуг, технологических процессов выступают как составная часть промышленной деятельности и реализуются посредством различных форм передачи (приобретения) технологий – овеществленных (в виде машин и оборудования) и невещественных (патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).
В то же время, инновационная активность предприятий сдерживается многочисленными причинами объективного и субъективного характера (недостаточным финансовыми возможностями, высокой степенью риска, отсутствием собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-исследовательской и маркетинговой информации).
Таким образом, анализ и прогнозирование развития экономики становятся невозможными без изучения целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по её видам и источникам финансирования, объёма инновационной продукции.
Объектом исследования работы является предприятие пищевой промышленности ОАО «Вяземский хлебокомбинат». Предметом исследования является инновационная деятельность предприятия.
Целью курсовой работы является – изучить и раскрыть особенности оценки рыночных отношений с объектами научно-технической продукции на предприятии.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие научно-технической продукции;
- Ознакомиться с методами оценки рыночных отношений с объектами научно-технической продукции на предприятии;
- Дать краткую характеристику предприятия ОАО «Вяземский хлебокомбинат»;
- проанализировать систему управления предприятием ОАО «Вяземский хлебокомбинат»;
- Проанализировать инновационную стратегию предприятия ОАО «Вяземский хлебокомбинат».
ГЛАВА 1 ОЦЕНКА РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОБЪЕКТАМИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Оценка рыночных отношений предприятия. Рынок научно-технической продукции
Основанием всей системы хозяйственного управления в стране являются предприятия.
Экономику всех государств можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством. От того, насколько эффективно работают предприятия и каково их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.
Предприятие – главная экономическая единица конъюнктуры рынка.
На предприятиях создаются продукция и услуги, необходимые для производственных целей и нужд населения. От того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают продукцию по уровню качества и конкурентной способности, как внедряют результаты научно-технического прогресса, зависит рыночная оценка предприятия.
Предприятие представляет собой такую форму организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель и производитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основных экономических проблем: что, как и для кого производить. При этом никто из предпринимателей и организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят, каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне.
На оценку рыночных отношений и на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные факторы – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот.
В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Внутренние факторы очень разнообразны и для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в следующие группы:
- связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
- связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
- связанные с ускорением научно-технического прогресса и с инновационной политикой предприятия;
- связанные со спецификой производства и отрасли;
- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой;
- связанные с качеством и конкурентной способностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
- связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
- связанные с созданием благоприятного социально- психологического климата в коллективе.
Эта классификация чисто условная и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.
Также внутренние факторы можно разделить на:
- объективные факторы – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления (например, стихийные бедствия, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии);
- субъективные факторы – составляют абсолютное большинство и полностью зависят от субъекта управления, они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Эффективность работы предприятия, а также положительная оценка отношений в условиях рынка в значительной мере зависит и от внешних факторов.
Внешние факторы можно классифицировать в следующие группы:
- связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
- связанные с инфляционными процессами;
- связанные с деятельностью государства;
- связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка (в основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен).
Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.
Важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе.
Высшая цель деятельности предприятия - это превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно большей рентабельности. Идеальным положением является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятие должны:
- рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
- выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
- обеспечивать конкурентную способность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
- систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
- разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции. [9]
При этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован значительным возрастанием особой значимости предприятий, занимающихся исследованиями или научной деятельностью, а также выпуском объектов научно-технической продукции.
Основной целью и задачами формирования рынка научно-технической продукции является распространение рыночных отношений в научно-технической сфере; обеспечение выхода конкурентоспособной научно-технической продукции на внутренний и мировой рынки; замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе национальной экономики в стадию устойчивого экономического роста. Для достижения поставленной цели необходимо решение основной задачи, которая состоит в создании совокупности условий и механизмов, благодаря которым покупатели и продавцы научно-технической продукции и услуг научно-технического характера вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этой продукции или услуг.
Решение этой задачи может быть обеспечено при соблюдении следующих условий:
- Появление большого количества покупателей и продавцов научно-технической продукции и услуг научно-технического характера;
- Обеспечение свободы вхождения в рынок любого производителя и любого покупателя;
- Обеспечение "прозрачности" рынка, т. е. полной осведомленности участников о происходящем на рынке, а также отсутствие сговора между продавцами;
- Мобильности факторов производства;
- однородности продукции.
- Появление большого количества покупателей и продавцов научно-технической продукции и услуг научно-технического характера обеспечивается осуществлением следующих мер:
- Стимулирование инновационной активности предприятий;
- Стимулирование предпринимательства в научно-технической сфере, в том числе стимулирование развития малого бизнеса;
- Повышение качества и конкурентоспособности отечественной научно-технической продукции и услуг в научно-технической сфере;
- Создание благоприятных для функционирования рынка научно-технической продукции институциональных условий;
- Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности, в том числе интеллектуальной собственности;
- Защита внутреннего рынка от зарубежных конкурентов.[10]
Обеспечение свободы вхождения в рынок любого производителя и любого покупателя требует осуществления мер, направленных на:
- Увеличение платежеспособного спроса на основе проведения адекватной решаемой задаче финансово-экономической, налоговой и внешнеэкономической политики;
- Расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации государственных заказов, грантов, контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и выпуск наукоемкой продукции;
- Разработка организационных и финансовых механизмов государственно-частных партнерств, в том числе передача научно-технических разработок, созданных при финансовой поддержке государства частным и акционерным корпорациям;
- Создание информационной базы, содержащей маркетинговую информацию о рынке научно-технической продукции и услуг;
- Устранение политики двойных стандартов в подходах к либерализации экономики при вступлении в ВТО;
- Формирование региональных рынков научно-технической продукции.
Для обеспечения "прозрачности" рынка, т. е. полной осведомленности участников о происходящем на рынке, а также для предупреждения возможности сговора между продавцами необходимо:
- Ввести в действующее законодательство, в том числе антимонопольное и антитрестовское, нормы, регламентирующие правила, действующие на рынке научно-технической продукции, и регулирующие взаимоотношения между участниками этого рынка;
- Усовершенствовать законодательные акты, направленные на охрану авторских и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- Организовать статистическую информацию, характеризующую объёмы и динамику этого рынка по позициям: НИР, НИОКР, технические разработки, технологические процессы, как в целом по рынку, так и по отдельным его участникам - в частности;
- Разработать методы оценки научно-технических разработок и других результатов интеллектуальной деятельности и произвести оценку научно-технических разработок, особенно созданных при поддержке бюджетного финансирования;
- Включить в сферу действия рынка ценных бумаг инновационно-активные предприятия.
Динамичное развитие рынка научно-технической продукции должно обеспечиваться мобильностью факторов производства, используемых при создании научно-технической продукции на основе:
- Создания и развития рынка ценных бумаг предприятий научно-технической сферы;
- Активизации предпринимательских способностей;
- Разрешения государственным предприятиям и учреждениям - участникам рынка научно-технической продукции - использовать средства, полученные при продаже научно-технической продукции на основе лицензионных соглашений, на научно-технические цели в качестве целевого финансирования;
- Развития лизинга наукоёмкого уникального оборудования.
Однородность научно-технической продукции, циркулирующей на рынке, должна быть достигнута следующими мерами:
- Ориентация на приоритетные направления развития науки и техники и критические технологии;
- Внедрение международных стандартов качества, сближение технологий и подходов к коммерциализации научно-технической продукции, сертификация продукции.
Основными механизмами, обеспечивающими формирование и развитие отечественного рынка научно-технической продукции являются финансово-кредитный, правовой механизмы, а также институциональные преобразования.
Развитие рынка научно-технической продукции возможно только при условии повышения инновационной активности субъектов национальной экономики, так как именно повышение инновационной активности предопределяет возникновение предложения и спроса на научно-техническую продукцию. Поэтому наибольшее значение имеет стимулирование НИОКР и инновационной активности предприятий в целом.
Стимулирование НИОКР должно осуществляться с помощью государственной поддержки.
В зависимости от социально-экономической и научной значимости разработок и инновационных проектов, обеспечивающих освоение и выпуск конкурентоспособной наукоёмкой продукции, создаваемых на базе технологий, имеющих высокий потенциал рыночной реализации, необходимо использовать различные формы прямой государственной поддержки:
- Прямое государственное целевое финансирование НИОКР;
- Предоставление государственных субсидий на возмездной и безвозмездной основе;
- Предоставление государственных кредитов на разработку и освоение (по низкой процентной ставке или беспроцентный), либо возмещение сумм выплат по процентам за кредит, предоставляемых коммерческими банками;
- Предоставление государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов частных кредитных учреждений;
- Долевое, совместно с регионами и частным сектором, финансирование стратегически важных для национальной экономики коммерческих проектов.
В целях обеспечения эффективного использования государственных финансовых ресурсов, выделяемых на проведение НИОКР, разработку и реализацию инновационных проектов, необходимо создать механизм многоуровневой научно-технической экспертизы; разработать методы экспертных оценок при разработке прогнозов научно-технологического развития, формировании приоритетных направлений развития науки и техники, выборе критических технологий, экспертизы заявок на получение государственных заказов, грантов и контрактов, связанных с выполнением НИОКР, разработкой и реализацией инновационных проектов; разработать методики оценки конкурентоспособности инновационных предприятий и оценки предпринимательского риска в инновационной деятельности.
Для расширения предложения на рынке научно-технической продукции следует осуществить:
- Инвентаризацию научно-технических результатов и интеллектуальной собственности, созданной с участием государственного финансирования;
- Разработку методов экономической оценки интеллектуальной собственности, в том числе научно-технических результатов;
- Оценку интеллектуальной собственности и включение её в состав нематериальных активов предприятий и организаций инновационной сферы; регистрацию инновационных разработок, продуктов и технологий региональными органами объединения "Росинформресурс" и включение их в соответствующую общероссийскую базу данных;
- Организовать статистическую информацию о рынке товаров и услуг (участники рынка, продукция и услуги, объемы и динамика продаж и т. д.); осуществить институциональные преобразования с целью формирования инфраструктуры рынка научно-технической продукции и повышения инновационной активности национальной экономики.[14]
Цель этих преобразований - интеграция институциональной структуры инновационной сферы в соответствии с требованиями рынка научно-технической продукции, формирование региональной институциональной структуры инновационной сферы и создание инфраструктуры этого рынка.
Необходимо повысить ответственность регионов за формирование региональной инновационной инфраструктуры и разработать типовые требования к рыночной инфраструктуре инновационной деятельности региона; осуществить реструктуризацию научно-технической сферы с учетом реальной инновационной активности научно-технических организаций и их фактически сложившейся специализации; интегрировать часть узкоспециализированных отраслевых научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру; акционировать отраслевые научно-исследовательские и проектные организации, ведущие широкий профиль исследований, и передать принадлежащий государству контрольный пакет акций предприятиям, являющимся заказчиками данной организации; реструктуризировать часть отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой маркетинговой и коммерческой инфраструктурой с последующим их акционированием; создать на базе высших учебных заведений и институтов РАН, ведущих активную инновационную деятельность, современные институциональные структуры с участием малого бизнеса, такие, как: инновационно-технологические центры (технопарки), научные парки, инкубаторы бизнеса и др. институциональные структуры, имеющие положительный опыт работы в России и за рубежом; стимулировать кооперацию российских предприятий при разработке конкурентоспособной продукции; создать инфраструктуру рынка научно-технической продукции с использованием предприятий малого бизнеса, выполняющих консалтинговые функции, функции коммерциализации научно-технической продукции и её продвижения на отечественный и зарубежный рынки; создать информационную инфраструктуру рынка научно-технической продукции.
Необходимо организовать подготовку кадров по специальностям, обеспечивающим функционирование рынка научно-технической продукции.
С целью снижения инвестиционного риска институциональные преобразования должны обеспечить формирование и совершенствование нормативно правовой базы рынка научно-технической продукции.
Основными направлениями совершенствования законодательства и нормативно-правовых актов в этой сфере являются:
- Правовая охрана интеллектуальной собственности. Необходимо усовершенствовать законодательство в целях обеспечения защиты прав авторов при создании ими служебных произведений путём разграничения авторских и имущественных прав, а также охраны авторских и имущественных прав правообладателей на интеллектуальную собственность, права на которую закреплены за государством;
- Стимулирование процессов создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательства в этом направлении должно обеспечить включение в законодательные и нормативные акты, в том числе ведомственные, разделов о государственном стимулировании изобретательства и другой интеллектуальной деятельности, обеспечивающей создание конкурентоспособной инновационной продукции, закрепление прав регионов России в области реализации инновационной политики. Необходимо также сократить количество и размеры госпошлин за услуги патентных служб;
- Правовое регулирование рынка научно-технической продукции. Должно быть направлено на пресечение неконтролируемой передачи отечественной научно-технической продукции за рубеж.






