Тема: Составление комплексов физических упражнений основных мероприятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня
Краткая характеристика гимнастики до занятий в режиме учебного дня
Гимнастика до занятий – это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков.
Основные задачи гимнастики до занятий - воспитательные и оздоровительные. Ежедневные физические упражнения оказывают благотворное влияние на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями, а также дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся. Проводимые на открытом воздухе упражнения, содействуют закаливанию школьников.
Гимнастику до занятий лучше всего проводить на открытом воздухе. Занятия в помещении проводятся только в том случае, если температура на открытом воздухе ниже 10є, а также во время дождя, снегопада, сильного ветра или оттепели. Для каждой группы занимающихся отводится определённое место. Гимнастика до занятий проводится в течение 6 -10 минут.
|
|
Звонок на гимнастику даётся за 10 – 15 мин. до начала первого урока, в зависимости от места проведения занятий. Для окончания гимнастики также даётся звонок за 2 – 5 мин. до начала первого урока. За это время дети переходят в класс и готовятся к урокам.
Общее руководство занятиями осуществляется учителем физической культуры, который разрабатывает подробный план организации и проведения гимнастики до занятий. Желательно, чтобы гимнастика до занятий проводилась под музыку[1].
Каждый комплекс гимнастики до занятий должен:
− разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно активизировать сердечную деятельность;
− не переутомлять и не перевозбуждать учащихся;
− положительно влиять на осанку учеников;
− состоять из знакомых, легко воспринимаемых с первого показа упражнений;
− вызывать эмоциональный подъём;
− соответствовать месту проведения[4].
Примерный комплекс гимнастики до занятий для учащихся 5 – 9 классов
1. Учащиеся по сигналу выстраиваются на заранее определённых местах.
2. Ходьба на месте - 30 с.
3. И. п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти у плеч, пальцы полусогнуты.
Выполнение. Подняться на носки, руки вперёд – вверх (вдох); присесть на всей ступне, руки через стороны вниз и соеденить, обхватывая колени (выдох). Темп средний. 7 – 8 раз.
4. И. п. – то же. Наклоны туловища влево – руки вверх (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). То же, вправо. 4 -5 раз вкаждую сторону.
5. И. п. – основная стойка.
1- прыжок ногиврозь, руки вверх; 2 – ноги вместе, руки вниз. Прыгать на носках. 30 с.
|
|
6. После прыжков переход на быструю ходьбу на месте с постепенным замедлением. Дыхание через нос, рот закрыт. 40 с.
7. И. п. – основная стойка.
1- подняться на носки, руки на пояс, 2 – присесть, руки вперёд, колени развести в стороны; 3 – подняться на носках, руки на пояс; 4 – основная стойка. Следить за сохранением правильной осанки. Темп средний. 8 раз.
8. И. п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки внизу.
Выполнение.1 – 2 – поднять руки вперёд и вверх, правую ногу назад на носок, прогнуться, смотреть между рук (вдох); 3 - 4 – руки через стороны вниз, ногу приставить (выход) – темп медленный. То же, с другой ноги. 5 раз с каждой ноги.
9. Ходьба на месте. – 20 -30 с. Организованный уход в класс.
Краткая характеристика физкультурной минутки для учащихся младших классов
Физкультурные минутки – это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя проведенные физкультурные минутки являются эффективным средством для повышения внимания и активности детей и лучшего усвоения ими учебного материала. Также они благотворно влияют на весь организм[1].
Для проведения физкультурных минуток требуется 1,5-2 мин. Выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения детей. Учитель проводит физкультурные минутки во время урока, когда это необходимо для улучшения состояния детей и повышения их внимания. Проведение физкультминутки не должно отражаться на ходе урока. Поэтому её следует проводить после завершения какого-либо процесса, связанного с учебными занятиями[4].
В классных комнатах дети располагаются в проходах между партами, всегда на одних и тех же местах. Физкультминутки проводятся также и за партами, стоя или сидя.
Комплекс физических упражнений физкультурной минутки
(занятия между партами)
1. «Потягивание».
И.п. - Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки.
Выполнение. Руки в стороны - вверх, ладонями вверх, кисти разжать, пальцы развести, одновременно прогнуться назад и потянуться (вдох); руки перед грудью, кисти сжать в кулаки, слегка наклониться вперёд (выдох). Выполнить 4-6 раз.
2. Приседания.
И.п. – основная стойка.
Выполнение. Подняться на носки, кисти рук к плечам. Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперёд, кисти сжать в кулаки; встать, подняться на носки, руки к плечам; вернуться в исходное положение. Темп средний, дыхание свободное. Выполнить 4-6 раз.
3. Наклоны туловища.
И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая рука вверх над головой (вдох), выпрямиться и принять исходное положение (выдох); то же в правую сторону. Дыхание не задерживать. Выполнить 4-6 раз.
Список использованной литературы
1. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. – М.,: Просвещение, 1980.- 304 с.
2. Основы здоровья и физическая культура. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1 - 11 классы., МОН Украины, 2001г.
3. Фізичне ивховання в школі № 3.- «Педагогічна преса», 2002. – 56 с.
4. Шиян Б. М. Методика фізичного виховання школярів.- Львів: Світ, 1993.- 184 с.