Лимит остатка кассы: сущность, порядок расчета

Если организация (предприятие, учреждение (независимо от их организационно-правовой формы)) не имеет лимита остатка кассы, установленного банком, она обязана сдавать всю поступившую наличность в банк в день поступления или на следующий день. В организации, не предоставившей ни в один обслуживающий ее банк расчет на установление лимита, лимит считается нулевым, а значит, и вся наличность, не сданная в банк, является сверхлимитной. Исключение составляют деньги для выдачи зарплаты, пособий и стипендий, которые разрешено хранить в течение трех рабочих дней (включая день получения денег в банке). Чтобы избежать появления сверхлимитной наличности в кассе, организация может обратиться к обслуживающему ее учреждению банка с просьбой установить лимит остатка наличных денежных средств, в пределах которого она сможет хранить наличные в кассе.

 

Перечень организаций, обязанных соблюдать лимит остатка кассы, включает в себя все предприятия, организации и учреждения (независимо от их организационно-правовой формы), которые имеют кассу и ведут налично-денежные расчеты. При этом действующее законодательство не обязывает к этому индивидуальных предпринимателей. Порядок установления лимита

 

Для установления лимита остатка кассы предприятие представляет в банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее – Расчет). Если предприятие имеет несколько расчетных счетов в разных банках, оно должно обратиться с Расчетом в один из них по своему выбору. После установления лимита в одном банке предприятие обязано уведомить об этом другие учреждения банков, в которых оно имеет счета.

Расчет предоставляется в банк в двух экземплярах. В каждом из них банк указывает установленную сумму лимита и цели, на которые организации разрешается расходовать наличные деньги из выручки, поступающей в кассу. Один экземпляр Расчета возвращается предприятию и является подтверждением лимита остатка кассы, установленного банком.

Для расчета показателей используют сумму наличной выручки за последние три месяца. Несмотря на то что в Расчете используется понятие «выручка», в строке «Налично-денежная выручка за последние 3 месяца» обычно учитываются все наличные поступления в кассу, то есть наряду с выручкой от деятельности показываются также займы, целевые поступления и иные средства. Это связано с тем, что при проверке лимита остатка кассы банк принимает во внимание всю наличность, поступившую в кассу.

Сумму выручки за три последних месяца делят на количество рабочих дней в этом периоде и определяют тем самым среднедневную выручку. Поделив выручку трех последних месяцев на количество рабочих часов в данном периоде, определяется среднечасовая выручка.

Затем определяется сумма наличных денег, которая была потрачена за последние три месяца на общехозяйственные, командировочные и другие расходы (за исключением заработной платы и выплат социального характера).

 

Среднедневной расход рассчитывается делением расходов за три месяца на количество рабочих дней в этом периоде. Если предприятие не вело деятельности до момента предоставления Расчета, то в этом случае указывается ожидаемая или планируемая сумма выручки и расходов.

Следующим этапом определяются и указываются сроки сдачи сверхлимитной выручки в банк. Для этого уточняется время работы предприятия и время сдачи выручки. При утверждении лимита банк принимает во внимание не только эти временные показатели, но и удаленность предприятия от учреждений банка. Например, если часы работы организации с 9:00 до 18:00, а учреждение банка находится недалеко, то выручка сдается в конце рабочего дня. В этом случае банк устанавливает такой лимит, чтобы обеспечить нормальные условия для работы организации с утра следующего дня. Если же организация прекращает работу позже, чем банк, а в обслуживающем ее банке отсутствует вечерняя касса и возможность обратиться к услугам вечерней инкассации, то выручка сдается на следующий день. Лимит таким организациям может быть установлен в пределах среднедневной выручки. Организации, не имеющие возможности ежедневно сдавать выручку по причине удаленности от отделений банков, обычно сдают выручку один раз в несколько дней, а лимит для них устанавливается в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы выручки. Для организации, не имеющей выручки, могут установить лимит в размере среднедневного расхода (кроме выплат на заработную плату, выплат социального характера и стипендии).

В следующих строках Расчета указывают испрашиваемую сумму лимита. Как правило, желая подстраховаться на случай непредвиденных расходов, организации завышают эту сумму (по сравнению с разницей между среднедневной выручкой и среднедневным расходом), и в большинстве случаев банки этому не препятствуют. Далее в Расчете организация указывает цели, на которые собирается расходовать поступающую наличную выручку. Это может быть «заработная плата и выплаты социального характера, закупка сельскохозяйственной продукции у населения, скупка тары и вещей у населения, а также командировочные расходы, покупка канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, оплата срочных ремонтных работ и горюче-смазочных материалов, выплата возмещений убытков по договорам страхования физических лиц». При этом получить у банка разрешение на расходование наличной выручки из кассы можно только в случае отсутствия у организации задолженности перед бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов, услуг, а также перед учреждениями банков по ссудам.

 

 

Заключение.

В заключении нужно отметить, что накопление организациями в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Наказать организацию за данное нарушение налоговые органы могут только в том случае, если оно выявлено в результате банковской проверки. При этом налоговый орган, подозревая организацию в нарушении, может направить в банк справку для проверки соблюдения требований расчетно-кассовой дисциплины.

Постановление о привлечении к ответственности, вынесенное налоговым органом на основании протокола об административном нарушении, можно обжаловать в суде или в вышестоящем налоговом органе в течение десяти дней с момента получения его копии.

Срок давности по данному правонарушению истекает через два месяца со дня превышения лимита остатка кассы. Желая увеличить этот срок, налоговые органы отсчитывают его со дня обнаружения нарушения. Однако арбитражные суды, ссылаясь на то, что налоговые органы пропускают срок, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для привлечения правонарушителя к административной ответственности, часто становятся на сторону налогоплательщика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: