Промышленный потенциал

На территории ЦЭР сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно обрабатывающих отраслей и производств, обладающий до­статочно высоким уровнем взаимосвязанности.

Ведущие отрасли района: машиностроение и металлообработка, химиче­ская и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в районе получили пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлур­гия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроительный комплекс ЦЭР по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал района.    

Станкостроительная и инструментальная промышленность ЦЭР производит 1/5 металлорежущих станков и около 1/3 металлообрабатывающего инструмента в СНГ. Предприятия сосредоточены в Москве и Московской области, а также в Рязанской (Рязань, Сасово), Ивановской (Иваново) и Калужской (Сухиничи) областях. Предприятия электротехнической промышленности сосредоточены в столице и в области (Подольск, Серпухов), а также в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Кольчугине. Приборостроение наи­более развито в Москве и в области, а также в Орловской, Ярославской и Смо­ленской областях.

Ведущим производственным объединением в автомобильной промышлен­ности ЦЭР является Московский автозавод им. И. А. Лихачева. Предприятие специализируется на выпуске грузовых автомобилей среднего тоннажа и мало­серийных легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Рязани, Смоленске, Ярославле, Ярцеве, Мценске и др. городах. На базе автомашин ЗИЛ в Московской области создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево). Московский завод им. Ленинского комсо­мола — головное предприятие ПО “Москвич”, имеющее филиалы в Ивановской и Тверской областях.

ЦЭР — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Производство тепловозов сосредоточено в Коломне, Брянске, Калуге, Люди­нове, Муроме; вагонов — в Брянске, Твери, Мытищах.

Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышлен­ность района. Ее предприятия расположены в Москве, Смоленске, Рыбинске (производство двигателей).

В Волго-Окском междуречье — Ярославль, Рыбинск, Кострома, Москва, Го­роховец — локализуется судостроение.

Принципиальное значение имеют расширение и реконструкция многочис­ленных в ЦЭР предприятий тракторного (Владимир) и сельскохозяйственного (Люберцы, Рязань, Тула, Бежецк) машиностроения. ЦЭР не имеет равных по производству оборудования для текстильной промышленности (Иваново, Шуя, Коломна, Климовск, Орехово-Зуево, Кострома), швейной (Подольск, Тула, Ржев), химической (Ярославль, Мытищи, Кострома), угольной (Тула, Узловая, Скопин, Ясногорск), энергетической (Подольск, Семибратово), промышленности строи­тельных материалов, деревообрабатывающей, полиграфической (Рыбинск) и т. д.

Химическая и нефтехимическая промышленность.   В этих отраслях промышленности район имеет значительные основные фонды, круп­ную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоур­банизированного района.

ЦЭР занимает ведущее место по производству азотных и фосфорных удобрений. Крупнейшими поставщиками сложных удобрений (включая азотные) являются Новомосковское и Щекинское ПО “Азот” (Тульская обл.), Дорогобуж­ский завод (Смоленская обл.). Фосфорные удобрения производит ПО “Минудобрения” в Воскресенске, использующее привозные апатитовые кон­центраты. На базе местных фосфоритов в Московской и Брянской областях производится фосфоритная мука. Производство синтетических смол и пласт­масс сосредоточено в Московской и Тульской областях, изделий из пластмассы — в Москве, Московской (Орехово-Зуево, Жилево, Любучаны) и Смоленской (Сафоново) областях. Район занимает одно из ведущих мест в стране по вы­пуску химических волокон (Клин, Серпухов Московской области; Рязань, Тверь, Щекино и Шуя). Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. Ярославский и Московский шинные заводы выпускают примерно 1/4 часть производства шин, в этих же центрах сконцентри­ровано производство резинотехнических изделий, в Москве — резиновой обуви. Синтетические красители выпускаются в Ивановской области, лаки и краски — в Ярославской и Московской областях; здесь же локализуются новые производ­ства — химических реактивов и фотохимическое.

По развитию химической и нефтехимической промышленности в ЦЭР вы­деляются Москва, Московская, Тульская и Ярославская области.

Легкая промышленность.   Легкая промышленность района отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной про­мышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Предприятия района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской об­ластей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший тек­стильный центр страны — Иваново.

Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в столице и области, а также в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произраста­ния сырья — льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Яро­славская области). Основной центр льняной промышленности — Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В районе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на сто­личную область приходится 2/3 тканей района. Среди других областей выделя­ются Брянская, Ивановская и Тверская. Для текстильной промышленности района особенно характерны широкие межрайонные связи — вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Топливно-энергетический комплекс.   ТЭК ЦЭР лишь частично удовлетворяет потребности района. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается.

По добыче торфа ЦЭР занимает ведущее место в России. Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т торфа в год. Большая часть продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе района доля местных видов топлива снизилась до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для нужд сельского хозяйства.

В настоящее время ЦЭР — один из ведущих в стране по выработке элек­трической и тепловой энергии.

Основу топливно-энергетического комплекса составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ мощностью более 1 млн. кВт каждая — Конаковская, Костромская, Кашир­ская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и др. Вслед за первой в стране атомной электростанцией — Обнинской — построены крупные АЭС: Смоленская, Твер­ская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами.

 

Заключение

Развитие производительных сил ЦФО на перспективу опредеяется его экономическими и природными особенностям:

*общий высокий уровень развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

* ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

* обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

* центральное положение среди других развитых районов и высокий уро­вень развития транспортно-экономических связей;

* влияние Москвы — крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны — на развитие ЦЭР очень велико.

В перспективе район сохранит ориентацию на развитие преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энер­гоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических условий окружающей среды требует изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых городах и ПГТ на территории менее развитых в индустриальном отношении областей — Брянской, Тверской, Калужской, Кос­тромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении дис­пропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде город­ских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наи­более квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено рекон­струкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных террито­риальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межот­раслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных пред­приятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на пе­риферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних уни­версальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных отраслей химической промышленности района, особенно химии органического синтеза, будет ограничиваться в связи с недостаточными сырьевыми, топливными и водными ресурсами, а также с уче­том охраны окружающей среды.

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией на поступ­ление различных видов высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется осуществлять в основном из восточных районов страны, недостающего мазута — с поволжских нефтеперерабатывающих заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлет­воряться также за счет передачи энергии электронным транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных районов.

Список литературы

1. Региональная экономика: Учебник для вузов /Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 519 с.

2. Соловьев Н.А. «Проблемы развития и размещения производительных сил Центрального района».

3. Журнал «Экономист» № 7. Москва, 2002.

4. Рязанцев С.Н.«Центральный район. Экономико-географическая характеристика».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: