Предмет и методологические основы источниковедения

Конспект лекций по учебной дисциплине

«Источниковедение»

для студентов направления подготовки

46.03.02 «Документоведение и архивоведение»

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

1. Предмет и методологические основы источниковедения

2. Источниковедение как особый метод познания реального мира

3. Задачи и функции источниковедения

Предмет и методологические основы источниковедения

Каждая гуманитарная наука, научная отрасль, учебная дисциплина базируются на собственной основе источников - комплексе, совокупности источников, составляющих основу научного исследования.

Источниковедение - это специальная область научных знаний, которая изучает происхождение источников, теорию и методику их использования в исследованиях, состав, структуру и функционирование источниковой базы науки.

Аналитический подход к источниковедению как к системе знаний о базе науки и методы исследования источников дает возможность выявить его сложную структуру, выделить его основные компоненты. Источниковедение включает в себя прежде всего теорию и практику.

Теория источниковедения - это совокупность систематизированных обобщающих знаний о его предмете, объекте, задачах, методологических принципах, структуре и месте в науке. Источниковедческое практика - это непосредственный поиск, выявление и изучение конкретных групп источников с целью определения их информативной ценности, а также практическое использование почерпнутых сведений в конкретных исследованиях.

Теория и практика источниковедения дают понимание теоретико-методологических основ и основных этапов работы исследователя с источниками, методических проблем источниковедческой критики и ее структуры.

Предмет источниковедения составляют: закономерности формирования источниковой базы науки в целом и отдельных групп источников и отражения в них процесса исторического развития, их функционирование в исследовании, функционирование источниковедения в системе науки.

Можно выделить несколько основных групп закономерностей, составляющих предмет источниковедения.

Первая группа охватывает закономерности возникновения источников и отражения ими явлений реального исторического процесса. К ним можно отнести следующие закономерности:

• связь содержания информации источника с содержанием его социального назначения. То есть исходное значение той или иной достопримечательности прошлого напрямую зависит от социальной функции, которую выполняло источник в процессе своего первоначального функционирования. Например, "Русская Правда" содержит чрезвычайно богатый слой социальной информации, заложенной в статьях, которые выполняли законодательные функции во времена средневековья. Бесспорно, этот уровень социально-правового назначения закономерно повлиял на сущность и объем исторической информации, носителем которой выступают различные редакции "Русской Правды";

• отображение источником гражданской позиции автора и ее влияние на содержание источника. Примером существования такой закономерности могут служить мемуарные, эпистолярные, политически- публицистические и другие произведения. Одни и те же события отражены в произведениях разных авторов в зависимости от их гражданской позиции. Например, революционные события, войны, политические перевороты и т.д. в воспоминаниях разных авторов описываются совершенно по-разному, в зависимости от их политических предпочтений;

• влияние побудительных мотивов создания источника на его содержание и форму. Побудительные мотивы могут иметь как объективный, так и субъективный характер, о чем пойдет речь далее. Нужно помнить, что они оказывают влияние на содержание источника, ведь целью создания тех или иных источников могут быть служебные обязанности, пропагандистские задачи, стремление донести правду до широкой общественности или наоборот, попытки выдать ложь за истину. Бесспорно, побудительные мотивы всегда следует учитывать, анализируя содержание и форму исторических источников;

• соответствие достоверности и полноты сведений о событиях, о которых говорится в источнике, объективным и субъективным возможностям его автора с достаточной полнотой и достоверностью отразить эти события. Здесь имеется в виду то, что автор источника не всегда имел возможность быть осведомленным с событием во всей ее многогранности, а потому мог отразить ее в той мере, в которой он сам с ней ознакомился. То есть на содержание источника закономерно влияет уровень осведомленности автора, его способность понять и отразить те или иные сведения.

Названные закономерности выражают отношение "реальность-источник".

Вторая группа закономерностей характеризует отношение "источник-научное знание". Это закономерности функционирования источников в процессе познания. Специфика исторического познания заключается в том, как правило, нельзя непосредственно наблюдать события и явления прошлого, а основное назначение источников - служить носителем информации. Информация, воспринятая и проработанная, превращается в научное знание, в чем выражается еще одна закономерность функционирования источников в науке.

Третья группа закономерностей отражает процессы функционирования самого источниковедения, а также его компонентов в системе науки. Само возникновение, существование и развитие источниковедения тесно связаны с потребностями науки. Значение исторических источников, понимание сложности раскрытия их содержания, необходимость совершенствования работы исследователей с источниками - все это обусловило выделение источниковедения в специальную отрасль научных знаний, в специальную науку об исторических источниках, имеющую свой предмет и задачи, - как теоретические, так и практические (прикладные).

В методологии источниковедения доминирующее место занимают общие принципы (правила) научного исследования источников. Они сложились на основе источниковедческой практики, в течение нескольких веков, основанные на законах научного познания, учитывая особенности работы с различными группами источников. Теоретически обобщенная источниковедческое практика позволила вывести ряд регулятивных установок и обязательных правил обработки источников, получения ключевой информации. Их значение не ограничивается только практикой познания, поскольку они имеют мировоззренческий характер и специфически применяются историками разных направлений и научных школ.

Среди важнейших принципов методологии источниковедения можно выделить следующие: конкретно-исторического подхода, объективности, всесторонности и целостности источника или группы источников, комплекса и др.

Принцип конкретно-исторического подхода требует от исследователя постоянно учитывать конкретно исторические условия появления источника, его дальнейшей судьбы, выяснение специфики источниковой субстанции памятника, его первичных социальных функций. Исследовать источник с точки зрения историзма означает выявить его генетические корни, историю и побудительные мотивы его создания, масштабы их влияния на характер и содержание источника. Иными словами, соблюдение принципа историзма дает возможность ответить на классическую триаду: когда и как возник источник; какие этапы своего развития оно прошло и каких изменений претерпело; чем стало это источник сегодня.

Принцип объективности в историческом источниковедении выступает как гарант получения объективной, правдивой, достоверной ключевой информации. Он обязывает историка воспринимать источник как объективную реальность и открывает возможность выявить с помощью источниковедческой критики объективно истинный смысл исходных сведений, получить в конечном счете достоверные научные факты. В комплексе требований, которые ставит принцип объективности, на передний план выдвигается задача привлечь источники в таком объеме, который обеспечит получение не разрозненных, фрагментарных фактов, а их совокупностей, избегание пробелов в источниках, установление достоверности исходных показаний.

С принципом объективности тесно связан принцип всесторонности и целостности источника или группы источников или исходных комплексов. Он предостерегает исследователя от предвзятого отношения к источникам, от любой односторонности и субъективизма в оценке источника, в передаче его содержания, избежать неточностей и искажений. Практика исторических исследований знает немало примеров, когда не учитывается не весь документ или их группа, а только та часть, которая необходима для подтверждения заранее выдвинутой автором концепции.

Следует иметь в виду, что успешное исследование источников может быть гарантированным при условии, что придерживаются все три принципа, которые тесно связаны между собой. Нарушение даже одного из них неизбежно приведет к искажению или ограничению полноты источников информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: