Основные схемы и модели классификации источников

Под понятием классификационной схемы или модели понимают совокупность тех или иных параметров группировки источников по выбранным доминирующим признакам с целью основательного их исследования и получения наиболее полной и самой достоверной информации.

В источниковедении шире применяется естественная классификация источников, которая основывается на отработанных наукой и практикой принципах и критериях.

Несмотря на то, что любое разделение источников на классы, типы, роды, виды, разновидности и т. д. должно базироваться на родственных признаках их сходства, это не значит, что наука выработала универсальную схему классификации.

Все существующие в современном источниковедении модели группировки источников являются условными, гибкими и зависят от предмета исследования, его цели, задач, характера и особенностей самой источниковой базы. Вместе с тем источниковедение на основе теории и практики классификации выработало общие требования, которым должна отвечать любая классификационная схема:

• она должна определяться характером источниковой базы, обусловленной особенностями исторической эпохи, элементами которого являются те или иные памятники, и таким образом способствовать выявлению новых групп источников и включению их в общую схему;

• органично вытекать из целей и задач исследования, его тематики, из специфики научно-исследовательской, учебной или научно-просветительской работы;

• способствовать получению как можно более полной и достоверной ключевой информации;

• учитывать опыт исследователя и уровень подготовки лиц, осваивающих исторические знания.

Исходя из этих требований, можно предложить следующие виды классификации источников.

Разновидности классификации источников

 

Типология

Виды источников

По способу кодирования

Вещественные
Словесные (устные и письменные)
Изобразительные
Звуковые
Поведенческие
Другие

По содержанию

Социально-экономические
Политические
Правовые
Культурологические
Религиозные

По происхождению

Личные
Коллективные
По фондообразователям

 По форме

Строения

Летописи

Картины

Кинофильмы и другие

     

 

Исторические источники делятся на два основных класса, которые олицетворяют неразрывную связь истории человечества и истории природы и окружающего мира. Первый из них охватывает наиболее употребительные в исторических исследованиях источники, является результатом целенаправленной деятельности людей. Это памятники материальной и духовной культуры, остатки прошлого, документальные свидетельства современности, наиболее полно отражают исторический процесс, развитие человеческих цивилизаций. Второй включает те источники, которые существуют в основном независимо от человеческой деятельности, однако влияют на общественное развитие и экологию человека, способствуют выяснению последствий влияния природы на общество и общества на окружающую среду. Речь идет о факторах естественно-географического и биологического характера, а также о антропогенные и техногенные факторы, без учета которых невозможно исследовать социально-экономическую историю, технический прогресс, научно-экологические проблемы, быт, обряды, обычаи, культурные традиции, ментальность. Сюда относят также антропологические памятники, характеризующие одновременно естественно-биологическую и социальную сущность человека, а также естественно-научные источники.

Источниковедение традиционно берет за основу группировки источников такой критерий, как уровень их близости к событиям и фактам, которые они отражают. По этому признаку источника делят на исторические остатки (останки) и исторические традиции (повествовательные, народные источники). Почти каждый памятник одновременно является и остатком и традицией.

Они как бы были "участниками" этих событий. Это разнообразные законодательные документы, акты, грамоты, универсалы, служебная переписка, информационные материалы, которые были определенной базой принятия правительственных решений, реализации законов, которые в свое время играли функционально-правовую роль, влияли на ход событий. В основном исторические остатки не создавались специально как источники для использования в будущем в научной работе, а были предметом служебной или частной деятельности людей.

Исторические традиции - это памятники прошлого, сложившиеся на основе впечатлений их авторов от событий, прямого влияния на эти события они, как правило, не имели. Речь идет о непосредственном отражении событий их участником или свидетелем, к тому же очень близких по времени. Это воспоминания, дневники, путевые заметки, информационные жанры периодики и т. п.

В типологической классификации главным критерием и отличительными особенностями разделения источников является способ кодирования в них информации, средство ее фиксации и воспроизведения, а также по происхождению, по хронологически географическим признакам, по форме и содержанию. Типами исторических источников называют те их группы, имеющие схожий способ передачи сведений или близкие по содержанию, форме и происхождению.

Выделяют следующие типы источников: а) вещественные; б) словесные (вербальные) в) изобразительные; г) звуковые (фонические) д) поведенческие. Учитывая специфику кодирования информации ряд исследователей выделяет как отдельный тип источников киновидеофотодокументы.

В работах источниковедов последнего десятилетия в качестве критерия типологической классификации источников исторического происхождения берется "явление", то есть их форма, внешние свойства и признаки источника, доступные для первичного восприятия. Именно эта внешняя, "материальная" форма помогает определить способ отображения источником действительности и способ получения информации. Для этой классификационной схемы важную роль играют знаковые системы, в частности такие ее элементы, как предмет, изображение, слово, звук. Принимаются во внимание также общие черты определенного типа, отличающие его от источников других типов. По этой схеме выделяют шесть типов:

1. Вещественные источники во всех их разновидностях. Это и памятники архитектуры, орудия труда разных эпох, предметы и вещи домашнего обихода. При всей многогранности вещественных источников (жилье и гончарные изделия трипольцев, египетские пирамиды, оружие княжеской эпохи, мечи и копья крестоносцев, паровые машины и турбины, космические ракеты и предметы одежды) общим для них является то, что они хотя и отражают разнообразие информации в разные исторические эпохи, имеют одинаковый тип ее кодирования. Везде носителем информации выступают материальные вещи и предметы. Исследование этого типа источников осуществляется преимущественно с помощью более или менее одинаковых методов и приемов.

2. Словесные (вербальные) источники - особый тип источников, характеризующийся тем, что определяющим признаком для них выступает слово в устной, письменной или иной форме, которое фиксирует язык человека. Носителем информации словесных источников являются памятники языка (лингвистические источники), устного народного творчества (думы, предания, мифы, другие фольклорные жанры), письменные памятники (летописи, документы, письма, дневники и т.д.). К словесным источников относят большинство разновидностей фонодокументов, компьютерные тексты. Доминирующая роль в исследовании словесных источников отводится лингвистическим и другим филологическим методам исследования.

3. Изобразительные источники составляют тип источников, информация в которых зафиксирована в виде различных изображений. Это - наскальные рисунки, орнаменты палеолита, фрески и мозаики храмов, художественные картины, скульптура средневековья и последующих эпох, произведения киноискусства, фотографии и т. п. К этому типу относятся также источники, содержащие графическую информацию, то есть ее выражения с помощью наглядных графических изображений.

4. Звуковые или аудиальные, источники - это большой массив источников информации, которая, в отличие от словесной, зафиксирована преимущественно музыкальными звуками (музыкальные произведения). Звуковым источником могут считаться не только фонодокументы, содержащих записи музыки, песенных произведений, но и записи устной речи, которая сопровождается музыкой или иным звуковым оформлением.

5. Поведенческие источники фиксируют информацию, отражающую поведение, действия, поступки людей, обряды, обычаи, ритуалы, которые воспринимаются визуально или художественными, поведенческими средствами (свадьбы, крестины, похороны, праздники урожая, фестивали, митинги, церковные ритуалы, спортивные мероприятия, демонстрации и т. д.). Истоки этого типа могут восприниматься непосредственно (путем наблюдения, визуального восприятия представления, через просмотр киновидеофильмов, ознакомление с материалами этнографических экспедиций, периодической печати). Поведенческие источники могут приобретать мимические формы, сопровождаться музыкой, пением, словесными текстами.

6. Конвенциональные источники (от лат. "Конвенция" - соглашение, условие) - источники условных обозначений. Именно условные знаки выступают здесь символами, которые включают в себя открытую или зашифрованную информацию. Это, во-первых, все системы условных обозначений графическими знаками, в том числе ноты, знаки математической, химической, физической символики; во-вторых, изобразительно-схематические графики, электрокардиограммы, осциллограммы и т.д.; в-третьих, документы проектно-технической документации на бумажных, магнитных, электронных и других носителях. Часть этих источников может рассматриваться как разновидность письменно- словесных или изобразительно-графических источников. Этот вопрос возникает тогда, когда графические изображения сопровождаются письменными текстами. Для исследования источников конвенционального типа чаще всего применяют комплекс методов, в частности тех, которые используются для изучения словесных и изобразительных источников.

Типологическая классификация источников, построенная по родственным признакам кодирования информации, хотя и носит условный характер, все же является самой распространенной и применяется как в учебно-научных целях, так и при создании музейных коллекций, краеведческих экспозиций. Разнообразие источников настолько велико, что ни одна схема не может охватить все их аспекты и информационные особенности. Возьмем, например, монеты, их относят к вещественным источникам, но на них есть самые разнообразные изображения, надписи, зашифрованные символы, а потому, в зависимости от темы исследования и его цели, монеты, так же как и геральдические достопримечательности, могут быть отнесены как к вещественным, так и к изобразительным или словесным источникам. Аналогичное решение может быть принято и в отношении кинофильмов, которые нередко фигурируют как изобразительные, словесные, звуковые, поведенческие источники.

Важное значение имеет группировка источников по их происхождению и авторству. Этой процедуре предшествует кропотливая работа по установлению авторства, и только после ее завершения приступают к классификации. В основную группу входят источники тех авторов, которые сами были участниками событий, или лица, непосредственно причастные к ним. Другую группу представляют источники, авторы которых изложили свое видение событий на основе вторичной информации. Сюда могут быть отнесены научные и журналистские исследования. Классификацию авторства применяют как к словесным, так и к вещественным, изобразительным, конвенциональным, поведенческим, звуковым источникам, однако в каждом отдельном случае учитываются специфика создания источника и форма передачи информации.

В проблемно-тематических исследованиях, в историко-краеведческой работе, в учебном процессе нередко применяется группировка источников по хронологически-географическому признаку. При этом учитываются два основных критерия: 1) эпоха или исторический период возникновения источника; 2) место создания источника (страна, регион, местность). Эти же критерии временных и географических границ событий и явлений часто бывают определяющими для классификации источников по содержанию.

Другим подходом к группировке источников критериями выступают такие признаки, как форма или место и способ их хранения. Источник может иметь различную форму: акт, нота, грамота, письмо, анкета, картина, скульптура, здание, фотография, видеофильм, дискета и т. п. Конечно, разделение источников на архивные, музейные, библиотечные, домашние коллекции и т.п. не добавляет сведений об их природе или содержании. Однако нередко место хранения проливает свет на ценность источника, его характер, достоверность информации.

Под способом хранения источников имеют в виду такие параметры, как оригинал или копия, копия машинописная, рукописная, ксероксная, электронная или фотокопия, муляж, макет и т. д. Характеризуя источники, исследователи должны обращать внимание и на такой ​​их признак, как уровень сохранности (например, состояние архитектурных памятников, художественных полотен, рукописей, полнота комплектов периодики, листовок, архивных памятников). Чаще всего авторами учитываются два критерия сохранности источников: полная или частичная. Некоторые исследователи используют четырехбалльную систему оценки состояния сохранности источника: отличный, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный. Во всяком случае, информацию о состоянии сохранности источников, их соответствующую классификацию на этой основе не следует игнорировать, поскольку она не только помогает лучше ориентироваться в источниковой базе, но и служит одним из показателей ее полноты. Если источники сохранились лишь частично, то это означает, что и сведения о событиях, явлениях, процессах носят не полный, а частичный характер, и необходим дальнейший поиск источников для заполнения пробелов.

В рамках каждого типа источников можно выделить несколько родов. В свою очередь, род источников делится на виды. Например, среди вещественных источников выделяют археологические, то есть те, что включают древнейшие средства труда, посуду, украшения, остатки зданий, оружия. Хотя на первый взгляд это разные источники, на самом деле они в основном имеют родственную внутреннюю структуру и для их исследования применяют методы археологической науки. Отдельный род вещественных источников составляют памятники архитектуры, многие из которых свидетельствуют о выдающихся культурно-исторических явлениях, характерных для той или иной эпохи. Их исследование позволяет проследить определенные закономерности создания самих памятников, установить функциональные аспекты остатков или самих сооружений и открывает возможности для более широких обобщений общественно-политического, социально-экономического и культурологического характера. Как специфический род вещественных памятников выделяют оружие, исследования которого тоже имеет свои особенности, требует соответствующих знаний, подготовки, исследовательских методов.

Словесные источники могут быть классифицированы на устные, письменные, лингвистические. Письменные источники делятся на документальные и повествовательные. Целесообразно рассматривать как отдельный вид письменных источников летописи, поскольку они в основном являются не региональным, а мировым явлением, их исследование требует специальных методов, прежде всего текстологической обработки этих памятников истории и культуры. Близки к этому виду также хроники, хронографы, исторические повести. В процессе исследования летописных источников обращают внимание не только на содержание и достоверность изложенных в них событий, фактов, но и на позицию их авторов относительно трактовки описываемых явлений. Свою специфику имеют произведения художественной литературы как отдельный вид словесных источников. Любое художественное произведение отражает особенности эпохи, в которую оно создавалось, отражает стиль, художественные, идейные, эстетические предпочтения автора. Именно в этом заключается его исходное значение. В произведениях художественной литературы всегда сталкиваются с двумя отсчетами времени. Первый - это тот, в котором живут и действуют их герои; и второй - время, с которым связано написание произведений. Важно почувствовать это "двойное время", проследить, как художник воспринимал временную дистанцию. Проникновение исследователя в эти "часовые пояса" позволяет получить скрытую информацию об оценках прошлого общественной жизни глазами современников. Итак, художественная литература не является прямым историческим источником, она выступает носителем основном скрытой информации.

Классификация по видам источников

Вещественные Письменные Звуковые
Останки людей акты грамофонные
Орудия труда грамоты, договоры магнитные
Посуда анкеты лазерные
Украшения трактаты, повести электронные
Оружие и др. письма и др. другие

 

Родовидовой принцип классификации можно применить и к звуковым источникам. Достаточно распространенным является выделение фонических источников, к которым относят граммофонные, магнитные, лазерные и другие записи устной речи, песенно-музыкальных произведений. Несмотря на их определенную самобытность общей для них является внутренняя структура и форма передачи информации. Сталкиваясь с этим видом источников, нужно прежде всего установить подлинность звукозаписи, его авторство, время создания.

Некоторые группы источников выходят за пределы того или иного рода, имеют межвидовые признаки сходства. Это касается прежде всего такой разновидности поведенческих источников, как этнографические. Критерием выделения их в отдельную группу является не столько родство внутренней структуры, сколько характер и назначение этих источников для этнографических исследований. Вот почему среди этнографических фигурируют источники различных типов: вещественные, изобразительные, словесные, звуковые.

Кроме упомянутых выше общих моделей классификации источников выделяют их группировки по специальным признакам. Например, в источниковедческой литературе советского времени получил распространение разделение документальных источников на нормативные и исполнительные. Эта классификация, если отбросить ее партийно-идеологическую направленность, может использоваться достаточно рационально, ведь законодательные акты, указы, правительственные постановления, программы и резолюции съездов политических партий, общественных объединений и движений фиксируют определенные намерения, выкладывают установки и нормы, а потому приобретают и по содержанию, и по форме нормативный характер. Другая группа источников, отражает реализацию этих установок (донесения, отчеты, переписка, различного рода справки), имеет информативно-исполнительскую направленность. Методы обработки источников каждой из групп имеют свою специфику, обусловленную характером источников, существенно отличаются между собой своим назначением и содержанием информации. Кроме того, разделение источников на нормативные и исполнительные имеет также практическое значение, особенно на стадии их поиска. Опираясь на уже известные нормативные документы, исследователь более целенаправленно ведет поиск исполнительных, или наоборот, и таким образом получает полную информацию, необходимую для осмысления общей картины событий.

Особое внимание следует обратить и на такой признак, как повторяемость информации, из чего следует разграничения источников на единичные и массовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: