Тема 5. Методика поиска, обработки и использования источников

1.Понятие методики источниковедения

2.Этапы работы с источниками

3. Методика поиска и обнаружения

4. Исследование источников

Понятие методики источниковедения

Выработке навыков и умению обработки источников служит часть источниковедения, которую называют методикой источниковедения.

Методика источниковедения - это система методов, то есть приемов, средств и правил осуществления всего комплекса работ, связанных с поиском, обнаружением, отбором источников, их всесторонним критическим анализом, установлением достоверности и информативной ценности источника, а также последующим его использованием в целях получения научно проверенной информации о прошлом человеческого общества во всех его проявлениях.

Самой распространенной формой выражения информации является устная и письменная речь. Письменные источники были и остаются основным видом источников.

Идейные позиции, взгляды автора, его ментальность, даже личные черты характера влияют на содержание источника. Работая с источниками, следует иметь в виду, что в каждом из них всегда есть определенный объем ценной информации, привлечение которой является профессиональной обязанностью исследования.

В России историческая критика возникла на почве анализа летописей, большинство из которых имели многих авторов и создавались в течение длительного времени с использованием предыдущих текстов, затрудняло поиск первоисточника. Особенности летописей: сложная история текста, трудности прочтения, лексические преграды (немало слов изменили свое содержание) и другие отразились на становлении исторической критики.

• что действительно принадлежит данному автору, а что привнесено другими (продолжателями или переписчиками летописей)

• лексическое, грамматическое и историческое толкование текста, то есть выяснение того, что хотел сказать автор,

• проверка достоверности освещения событий в летописях.

Однако глубокое теоретическое осознание проблем методики источниковедения произошло лишь в конце XIX - начале XX в. Оно связано прежде всего с исследованиями таких ученых, как Ш. Сеньобос, Ш.-В. Ланглуа (Франция), Э. Бернгейм (Германия), В. Ключевский, А. Лаппо-Данилевский (Россия).

Ш. Сеньобос и Ш.-В. Ланглуа, авторы известного труда "Введение в изучение истории", который в 1899 г. был переведен на русский язык, определили две стадии критики источников - внешнюю и внутреннюю. На первой стадии осуществляется предварительное исследование, касающееся внешних особенностей источника (письмо, речь, форма и т.п.); на второй - установление достоверности сведений путем рассуждений. Разделение источниковедческой критики в две стадии и сама терминология, предложенная французскими учеными, были взяты на вооружение многими историками и применялись в источниковедении до 60-х годов XX в. Правда, некоторые историки употребляли и другую терминологию. В частности, российский историк В. Ключевский в исторической критике видел две стороны: филологическое критику, направленную на восстановление подлинного текста достопримечательности, и фактическую, цель которой - определение точки зрения автора на действительность, меры отклонения его мысли от действительности. "Таким образом, - суммировал В. Ключевский, - историческая критика - это или критика текстов, передают факты, или критика фактов, воспроизводят текст».

В XX в. развитие методики источниковедения происходит главным образом в направлении усовершенствования методов внешней и внутренней критики источников различных видов, что нашло отражение в руководствах по источниковедению, выданных в начале 40-х годов. Однако недостаточная разработанность проблем методики отразилась и на их содержании. Во-первых, авторы ориентировались преимущественно на источники древней истории и средневековья, возникала мысль о том, будто поздние источники не требуют такой тщательной проверки. Во-вторых, в большинстве пособий основное внимание уделялось обзору источников и их видовой характеристике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: