А над нами весело шелестит листва

Работа по индивидуальным карточкам у доски

А для этого давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.

Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».

На доске 1 ученик «Напишите даты»

1. Годы правления Ивана Грозного?

2. Год венчания на царство?

3. Год создания Судебника Ивана IV?

4. Год создания Земского собора?

На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»

1. Создание Земского собора.

2. Введение уроков и погостов.

3. Создание стрелецкого войска.

4. Отмена кормлений.

5. Создание Сената.

6. Создание приказов.

А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним:

- Что такое «Избранная рада?- неофициальное правительство 1547-1560гг

- Кто входил в состав «Избранной рады»? (слайд 3)

- Как звали мать Ивана Грозного (Елена Глинская)

-Как звали ближайшего советника царя, ушедшего в Литву (Андрей Курбский)

Что такое самодержавие? (неограниченная власть царя)

Проверка заданий у доски

Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.(оценить и поставить оценку)

Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ.

Реформа _ преобразование, вводимое законодательным путем.

В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством

Слайд 4

Проблемный вопрос Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?

А вы знаете, что такое опричнина?

Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?

3)Постановка цели и задач урока.

Тема урока «Опричнина».

Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? ( Что такое опричнина)

А зачем опричнина нужна была…,т.е нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела, т.е. её…? (последствия).

Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.

Проблемный вопрос

Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.

Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?

На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Решение учебной задачи через включение нового материала

Рассказ учителя

Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены Анастасии Романовны, за что и расправился с «Избранной радой».3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.

Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…

А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1

О чём говорилось во втором послании?

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;

2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.

Обсуждение документа.

Записать в тетрадь определение опричнина и земщина

Слайд 5

Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы.

В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в рабочие тетради.

В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.

Давайте с вами узнаем какие земли вошли в опричнину, а для откроем учебники на странице 83 и прочтем, отметим на карте города вошедшие в опричнину.

Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.

Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско на которое он опирался при управлении опричниной. Перед вами опричник.

Слайд 6

Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.

Итак, р ебята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?

(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)

В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.

Слайд 7

Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)записать в тетрадь

· Установление неограниченной власти царя

· Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)

· Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)

· Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)

Слайд 8

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?

Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в рукахи прикоснуться к истории.

Физическая минутка

Начинаем мы опять по истории шагать

Чтобы всем понятно стало

Потрудились мы не мало

Поднимаем руки мы по команде «раз»

А над нами весело шелестит листва,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: