Работа по индивидуальным карточкам у доски
А для этого давайте вспомним основные моменты правления Ивана IV.
Кто хорошо знает даты идёт к доске и работает с датами, 2-ой ученик должен выбрать реформы «Избранной рады».
На доске 1 ученик «Напишите даты»
1. Годы правления Ивана Грозного?
2. Год венчания на царство?
3. Год создания Судебника Ивана IV?
4. Год создания Земского собора?
На доске 2 ученик «Выберите реформы Избранной рады»
1. Создание Земского собора.
2. Введение уроков и погостов.
3. Создание стрелецкого войска.
4. Отмена кормлений.
5. Создание Сената.
6. Создание приказов.
А пока ребята работают у доски, давайте с вами вспомним:
- Что такое «Избранная рада?- неофициальное правительство 1547-1560гг
- Кто входил в состав «Избранной рады»? (слайд 3)
- Как звали мать Ивана Грозного (Елена Глинская)
-Как звали ближайшего советника царя, ушедшего в Литву (Андрей Курбский)
Что такое самодержавие? (неограниченная власть царя)
Проверка заданий у доски
Давайте проверим правильность выполнения заданий на доске.(оценить и поставить оценку)
|
|
Итак, при Иване IV окончательно закончился процесс централизации государства.В целом, Иван Грозный в первые годы правления проводил преобразования в государстве и укреплял свою власть с помощью реформ.
Реформа _ преобразование, вводимое законодательным путем.
В это время наблюдался процесс формирования сословно-представительской монархии, когда высшие слои могли участвовать в управлении государством
Слайд 4
Проблемный вопрос Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».
Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли?
А вы знаете, что такое опричнина?
Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока?
3)Постановка цели и задач урока.
Тема урока «Опричнина».
Итак, опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нем? ( Что такое опричнина)
А зачем опричнина нужна была…,т.е нам нужно это выяснить…? (цели). Также мы с вами должны узнать и об основных событиях в годы опричнины и о том к чему опричнина привела, т.е. её…? (последствия).
Мы сегодня на уроке должны узнать, что такое опричнина, её цели, основные события в годы опричнины и последствия опричнины.
Проблемный вопрос
Псковский летописец говорил о запустении русской земли после опричнины.
Только ли запустение принесла опричнина, а было ли что-то положительное?
На этот вопрос, ребята, мы постараемся ответить в конце урока.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Решение учебной задачи через включение нового материала
|
|
Рассказ учителя
Иван IV считал бояр предателями, т.к. они не присягнули его сыну Дмитрию, во время тяжёлой болезни Ивана IV. Также он подозревал бояр в отравлении своей жены Анастасии Романовны, за что и расправился с «Избранной радой».3 декабря 1564 года Иван Грозный с семьей неожиданно для всех уезжает из столицы на богомолье. С собой царь берет казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, останавливается в Александровской слободе.
Люди не знали, что и думать. Спустя месяц царский гонец привёз в Москву два послания, в одном он объявил о своём отречении от престола, по причине «гнева» на бояр из-за их измены. А во втором…
А содержание второго послания вы узнаете, прочитав текст в раздаточном материале №1
О чём говорилось во втором послании?
Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:
- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;
- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:
1) опричнину – земли, взятые в особое царское управление;
2)земщину – земли, которыми должны ведать бояре.
Обсуждение документа.
Записать в тетрадь определение опричнина и земщина
Слайд 5
Иван IV разделил государство на 2 части опричнину - личный удел царя, которым управлял сам Иван Грозный и земщину – вся остальная территория, которой управляли бояре. В опричнине создавалось своё опричное войско, своя дума, свои приказы.
В 1565 году Иван IV ввёл опричнину. Годы опричнины 1565-1572. Давайте запишем годы опричнины в рабочие тетради.
В опричнину вошли лучшие земли, прежде всего на северо-востоке, где власть бояр не была сильной.
Давайте с вами узнаем какие земли вошли в опричнину, а для откроем учебники на странице 83 и прочтем, отметим на карте города вошедшие в опричнину.
Но, наряду с боярами, Иван Грозный также мог управлять земщиной.
Как я уже и говорил, царь создал своё опричное войско на которое он опирался при управлении опричниной. Перед вами опричник.
Слайд 6
Опричники одевались во всё чёрное, а к сёдлам коней пришивали собачьи головы, означавшие собачью преданность царю, и мётлы, т.е. выметать измену.
Итак, р ебята, а теперь давайте вместе сформулируем цели введения опричнины, чего Иван IV хотел добиться?
(Укрепить свою власть хотел. Приструнить бояр. Нужно было ликвидировать вольности Новгорода и удельных княжеств.)
В это время Россия участвовала в Ливонской войне, о которой вы узнали на предыдущем уроке, нужно было собрать все силы для её продолжения.
Слайд 7
Цели опричнины (зачитывают по 1 цели)записать в тетрадь
· Установление неограниченной власти царя
· Борьба с феодальной аристократией (самостоятельностью боярства)
· Ликвидация остатков феодальной раздробленности (удельных княжений, Новгородской вольницы)
· Сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны за выход в Балтийское море (1558-1583 гг.)
Слайд 8
В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев. А что же было в этом доносе?
Перехвачена новгородская грамота. Ребята, поднимайтесь со своих стульчиков и передавайте это послание из рук в руки стоя, это важный исторический документ вам каждому необходимо подержать его в рукахи прикоснуться к истории.
Физическая минутка
Начинаем мы опять по истории шагать
Чтобы всем понятно стало
Потрудились мы не мало
Поднимаем руки мы по команде «раз»
А над нами весело шелестит листва,