В коническом зубчатом зацеплении действуют следующие силы:
─ окружная на шестерни Ft1 и колеса Ft2;
─ радиальная на шестерни Fr1 и колеса Fr2;
─ осевая на шестерни Fа1 и колеса Fа1;
Ft1 = Ft2 = 2T1/(dm1·103)
Ft1 = Ft2 = 2*2,85/(14,6 ·103)
Ft1 = Ft2 =0,000039
Fr1 = Fa2 = Ft1 · tga · coss1
Fr1 = Fa2 = 0,000039* tg106,5* cos89,01
Fr1 = Fa2 =-0,000002274
Fa1 = Fr2 = Ft1 · tga · sins1
Fa1 = Fr2 =-0,000039* tg106,5* sin89,01
Fa1 = Fr2 =-0,00013
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба, σ F2
где, ─ коэффициент концентрации нагрузки, определяется по таблице 5.12.
Таблица 5.12. Значения коэффициента концентрации нагрузки
Располож. колес относит. опор. | Твердость зубьев | Yb | ||||
0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | ||
Консольное Симметричное Несимметричное | НВ = 350 НВ > 350 HB = 350 HB > 350 HB = 350 HB > 350 | 1,16 3,33 1,01 1,02 1,05 1,09 | 1,37 1,7 1,03 1,04 1,1 1,18 | 1,64 ─ 1,05 1,08 1,17 1,3 | ─ ─ 1,07 1,14 1,25 1,43 | ─ ─ 1,14 1,3 1.42 1,73 |
KFV ─ коэффициент динамической нагрузки, для прямозубой передачи при НВ ≤ 350
KFV = 1,4
YF2 ─ коэффициент формы зуба, определяется для конической передачи по эквивалентному числу зубьев ZV по таблице 5.13.
|
|
Определение допускаемого напряжения изгиба,[sF]
[sF] = (d’’lima / [S F’]) · KFC · KFL,
[sF] = (572,5 / 1,65) · 1 · 1,
[sF] = 346,9
где, d’’Flima ─ предел выносливости зубьев на изгиб, соответствующий базовому числу циклов перемен напряжений; при R ─ коэффициент симметрии цикла напряжений, R=0.
Термообработка для нормализации, улучшения sF limв определяется по формуле:
sF limв = 1,35HB + 100
sF limв = 1,35*350 + 100
sF limв = 572,5
[S’F] ─ коэффициент безопасности, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатого колеса и ответственность зубчатой передачи, принимаем:
[S’F] = 1,65
KFC ─ коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки. При нереверсивной передаче принимаем:
KFC = 1.
KFL ─ коэффициент долговечности определяется по формуле:
При твердости НВ ≤ 350
При твердости НВ > 350
,
Принимаем NFO = 4 · 106
NFE = NHE, в случае NFE > NFO, то KHL = 1.
Расчет валов
Для обеспечения вращательного движения подвижные системы приборов располагаются на деталях, которые в зависимости от вида нагружения называются валами или осями. Валом называется деталь, которая служит для передачи вращательного момента и одновременно является базой подвижной вращающейся системы.
Оси и валы для оптимизации габаритных размеров, массы и прочности выполняются ступенчатой формы.
Участки осей и валов, соприкасающиеся с опорами, называют цапфами.
Для фиксации деталей на валах в осевом направлении служат буртики, высота заплечиков, h которых ориентировочно должна быть принята следующих размеров при диаметре вала:
|
|
до 20ммh = 0,5 … 3мм
20 … 40ммh = 2,5 … 5мм
40 … 60ммh = 4,5 … 8мм
Рисунок 6.1. Основные конструктивные элементы валов
Концы валов следует заканчивать фасками. Места перехода от меньшего диаметра вала к большему называется галтелью. Галтели могут быть как постоянного, так и переменного радиусов. Радиус галтели, для несопряженных поверхностей, следует принимать по следующей рекомендации:
При разности диаметров:
(D ─ d)>2,…,4 мм R»1,…,2 мм.
(D ─ d)>4,…,6 мм R»2,…,3 мм.
При неподвижном соединении вала и насаженной на него детали (например, колесо, шкив, червяк и т. д.) вал имеет галтель, радиус которой R, а насаженная деталь ─ фаску размером С. Причем, катет фаски должен быть больше радиуса галтели С > R, что обеспечивает плотное прилегание ступицы к буртику вала.
Рекомендации по выбору радиуса галтели и фаски:
При d = 10…15мм; R = 1мм С = 1,5мм
d = 15…40мм; R = 1,5мм С = 2мм
d = 40…80мм; R = 2мм С = 3мм
Для плотного прилегания торца подшипника качения фланцу вала делают проточки, размеры которой нормализуются в зависимости от применяемого инструмента, см. раздел 8.4.
Радиус закругления внутреннего кольца подшипника «r» должен быть также больше радиуса галтели вала R1 в местах посадки подшипников.
Валы изготавливают из углеродистых и легированных сталей. Обычно применяют сталь 35, 40, 45, 40Х с термообработкой ─ нормализация или улучшение. Для неответственных валов Ст5, Ст3. Расчет валов производят по следующим этапам: