Система федеральных органов исполнительной власти

административный исполнительная власть

Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства.

Государственный комитет Российской Федерации — является центральным органом федеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевое регулирование.

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим обще нормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти относятся:

Федеральные комиссии России, например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации.

Федеральные службы России, к ним относятся: Государственная налоговая служба Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Феде рации; Федеральная служба налоговой полиции России; Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства: Российское агентство по патентам и товарным знакам; Российское космическое агентство; Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры России: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

Территориальные (региональные) федеральные органы. К ним относятся действующие в пределах края, области: Государственная налоговая инспекция, управление статистики, военкоматы и др.

К региональным федеральным органам относятся: командование военного округа, командование пограничного округа, управление железной дороги и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих федеральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Субъекты Федерации формируют свои системы органов в соответствии с нормативно-правовыми актами, устанавливающими общие принципы организации их органов государственной власти.

 


 


Заключение

 

Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения властей, как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы. Например, до сих пор отсутствует связь между конституционными положениями о гарантиях единства экономического пространства, широким кругом «ведения» Российской Федерации, «совместного ведения федерации и субъектов Российской Федерации» и применяемых практикой органов исполнительной власти понятий «государственное регулирование», «государственное управление», «органы управления».

Подобные вопросы должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических преобразований и наше движение вперед.



Список источников

 

1) Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА", N 237, 25.12.93).

2) Федеральный конституционный закон «о правительстве РФ» от 17.12.1997. № 2-ФКЗ.

3) Федеральный конституционный закон «о военном положении» от 30.01.2002 №1-ФКЗ // собрание законодательства РФ 04.02.2002. №5

4) Закон РФ «о безопасности» от 05.03.1992. №2446-1

5) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: Федеральный закон от 06.10.1999. №184-ФЗ

6) О счётной палате: Федеральный закон от 11.01.1999. №4-ФЗ

7) Байгузина Р.Н. Административные реформы в России: история и современность,- M., 2006.

8) Постановление Правительства РФ от 18 июня 1998 г. №604 "Вопросы организации деятельности Правительства Российской Федерации" с Регламентом Правительства РФ и Положением об Аппарате Правительства РФ ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 16 ИЮЛЯ 1998 ГОДА)

9) Конституция Российской Федерации (ст:10; 11,ч1; 78,ч4; 80,ч1; 112; 113; 114; 117.)

10) Приказ Министерства юстиции РФ от 28 июня 2001 г. №191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации"

11) Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. №288 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" N 71, 10.04.97)

12) Федеральный Конституционный Закон от 25 декабря 1997 г. №3-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон "О Правительстве Российской Федерации"" ("РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 4 ЯНВАРЯ 1998).

13) Попов Л.Л. Административное право учебник – М: Юрист, 2002.

14) Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000

15) Бачило И.Л Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития, М. -1998

 


[1] Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р. Н. Байгузина,- M., 2006. - С.4.

[2] Государство, власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой, М., 2000

 [3] Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3

 [4] Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юрист 1997

 [5] Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1998.

[6] Козлова Ю.М. и Л.Л. Попова, Административное право, Москва, «ЮРИСТЪ», 2001

[7] Зиновьев А.В. Конституционное право России,- С.-Пб., 2000



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: