ПГУПС
Кафедра прикладной психологии и социологии
М.В. Иванов
Конспект занятий по исторической психологии
Санкт-Петербург
2009
Лекции
1 лекция. Введение. Предмет исторической психологии.
Значение категории времени в ИП.
Историко-психологические принципы и методы.
Фундаментальное значение текста
Историческую психологию можно определить как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей. Историческое время есть связь между прошлым, настоящим и будущим человечества. Исторически можно изучать не только то, что минуло, но и современность, а также грядущее. Историческая психология в широком значении слова — подход, помещающий психику и личность в связь времен. Прием этот общепринят в социально-гуманитарном знании, которое только и делает, что наблюдает за человеком в реке перемен. Историческая психология возникает из стремления подвести под эти наблюдения единый метод, отделить научные выводы от художественного вымысла и дилетантства.
|
|
Историческая психология формируется медленнее и сложнее, чем историческая демография, историческая социология, социальная психология, этнопсихология и другие пограничные дисциплины.
История и психология — науки о разных временах. Первая изучает прошлое, вторая — настоящее. Таким образом, судьба профессиональной исторической психологии состоит в возможности соединить в едином рассмотрении разные регистры времени.
О настоящем мы можем сказать, что оно проходит и кое-что из него продолжит существование в индивидуальной и коллективной памяти. Оценки настоящего — самые приблизительные и эмоциональные.
Напротив, прошлое обрело значение, но не имеет такого существования, как физические предметы. Фактура исторического памятника второстепенна по сравнению с духовным опытом, который в памятнике выявляется.
Историческая психология принадлежит одновременно исторической и психологической наукам. В первом случае она представляет собой раздел истории общества и культуры, а именно: социальную и культурную историю человека, его психики и личности. Во втором — относится к психологии развития.
Историческое и психологическое течения психолого-исторической мысли объединены совместными интересами к истории человека, но организационно они независимы друг от друга.
Поэтому наибольшая часть психологических исследований направлена на анализ типологических характеристик психической жизни людей (свойства памяти, виды защитных механизмов классификация темпераментов). Но человек-то в практической жизни интересуется собою и другими именно как не похожими на других индивидуальностями. И историческая психология ищет основания для определения бессмертия личности в прошлом, достоверность которого возрастает с ростом научного знания.
|
|
Разномасштабность времени
Важнейшей категорией исторической науки является категория времени. Если бы соотношения между настоящим и прошедшим было абсолютно контрастным, т.е. если бы «единица» настоящего превращалась в «нуль» прошлого, время и не ощущалось бы. Как проницательно заметил В. О. Ключевский, удивительно то, что прошлое оставляет следы. Поэтому время как мера изменения реализуется в «пространстве» – это структурный аспект системы, отражающий стадиальность ее бытия в наличии элементов разных эпох ее становления. Особенно бросаются в глаза атавизмы – ненужные сейчас части системы (например, аксельбанты на военном мундире или молочные железы у мужчин). Но временная ступенчатость может ощущаться и как живая потребность (Мандельштам, будучи уже взрослым человеком, восклицал: «Только детские книги читать! Только детские грезы лелеять!»2).
Особенно важно то, что время идет не единым и сплошным потоком, оно разномаштабно. Ход жизни можно измерять биографически, генеалогически, хронологически, переживанием конкретных состояний (т.е. собственно психологически)3. И оказывается, что само время создает разные пространственные конфигурации из-за специфического сочетания «времен», разных по масштабу длительностей. Например, Боттичелли изобразил бегущего человека путем несовпадения положения его тела и складок его одежды; точнее сказать изображен не бегущий человек, а бег – как результат метафорического сочетания анатомической структуры и структуры одеяния.
Образ механических часов очень наглядно передает разномасштабность времени через сцепление колесиков и колес разного размера и разной скорости вращения. Секунды, минуты, часы, сутки – сущности, в общем-то, невидимые – являются взору как отлаженный союз неутомимых зубчатых колес, из которых каждое закреплено на своей оси, оси отдельного времени.
Любой реальный человек живет в биографическом времени – не вечном, но и не в кратком. Масштабы этого времени позволяют хорошо ощущать личное настоящее и прошедшее, видеть завершенные циклы бытия меньших долгожителей (бабочек, кошек, полевых цветов), но и следить за ходом «большого времени»: через контакт со старшими (бывшими «прежде нас»), через наблюдение за долговременными материальными объектами (готический храм строился столетия). Разумеется, логика, эксперимент и научное обобщение играют в этом немалую роль. Осмысление разномасштабности процессов приводило иногда и к трагическим переживаниям. Например, в XVII веке уже возникло напряжение между теологическим и геологическим истолкованием прошлого: формирование геологических пород не могло осуществиться в течение нескольких тысячелетий, которые отводила миру библеистика со дня творения до современности.
Историко-психологические принципы и методы.
Естественнонаучные и гуманитарные методы в исторической психологии
Основной метод ИП заключается в установлении соответствия между психологическими концепциями и культурологическими моделями. Культурологические построения во многих аспектах можно представить как область психологии как естественной науки (роли, нормы, коммуникация, мотивация, восприятие пространства и времени, ценностные ориентации, ритуалы, статус, и проч.) Эмпирические исследования психологов личности и социальных психологов дали богатейший материал для понимания социокультурных процессов, и в этом смысле роль психологии нельзя переоценить. Но культурологические теории не могут все-таки рассматриваться как индуктивное обобщение психологической эмпирики; они выступают как мощное средство интерпретации психологических систем. Механизм сличения культурологии и психологии позволяет установить большую достоверность как исторической, так и психологической информации. Если же учесть, что при любом количестве биографического материала мы будем испытывать недостаток информации в поиске фактов, подтверждающих или отвергающих психологическую теорию, то культурологические системы будут выступать как «соединительная ткань», подобная современной глиняной основе, в которую вставлены найденные археологами черепки античного сосуда. Глиняная основа отнюдь не бесформенна. Наоборот, она может составлять даже б о льшую часть сосуда, который в этой глине и «оформят» археологи, но форма воссозданного сосуда будет находиться в максимальном соответствии с конфигурацией реальных черепков. А вот все богатство узора, красок, полировки «соединительная» глина уже не передаст.
|
|
ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ В ИЗУЧЕНИИ ДОИСТОРИИ. Гуманитарное изучение доистории требует дополнения понимающей интерпретацией философских построений и естественнонаучной логики. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно в результате мощного переворота, закончившего трехмиллион-нолетнюю эволюцию гоминид. Эпохи Человека разумного живут последствиями этого события. Поэтому все люди понятны друг для друга, а все человеческие сообщества в пределах 30—40 тыс. лет — современники. Гуманитарный поиск направлен на установление родства цивилизаций, имеющих нижний предел в палеолитической революции. Вопрос, откуда начинается культура, от австралопитеков или от кроманьонцев, три миллиона или тридцать тысяч лет тому назад, решается сам собой, когда от умозрений переходят к интерпретации. Культура начинается там, откуда начинается символическая традиция, там, где уже есть материал для человеческого понимания, где уже есть свидетельства культуры.
|
|
Но что же отнести к ним и как быть с доказательствами иного рода: костными останками, геологическими отложениями, галечными расколами? Естественнонаучный подход не ищет человеческого лика в прошлом — он изучает антропогенную формацию. Объем черепа и каменные сколы не могут сказать, есть ли человек. Очередная антропологическая или археологическая сенсация служит лишь преддверием дискуссии, которая превращается в испытание кандидата на вхождение в человеческое общежитие. Найденные свидетельства должны быть достаточными для того, чтобы позволить интерпретатору «вчувствоваться» в них и воспроизвести духовно-психологический склад, родственный его собственному. При этом избавить исследователя от ошибочных фантазий могут высокая эрудиция и тонкое искусство интерпретации. Узнаваемость прошлого свидетельствует о сходстве психических складов интерпретатора и его исторического собеседника. Круг контактов, в границах которого налаживаются средства общения, и называется культурой. На периферии он размыт и как бы намечен пунктиром. Здесь происходит расширение сферы человеческого за счет архаики.
Любивший сравнивать психоанализ с археологией 3. Фрейд находил в каждом слое психики свой язык. Главным достижением «переводческой» деятельности психоаналитика он считал открытие «языка желания», собранного из сновидений, обмолвок, описок и прочих лингвистических отбросов. Здесь, на пределе читабельности, совершается первое опосредование смутной пока реальности смутным языком. Подспудные связи психики с коллективным бессознательным включены в работу языка по структурированию размытой зоны между речью и доречью, индивидуальным и коллективным, современным и мифическим. Мысль исследователя, переходя из плоскости читабельного в сферу неосвещенного, не считает нужным связывать возникновение языка, мышления и других человеческих качеств с морфофизиологической эволюцией определенной группы приматов. Комплекс человеческих свойств мог появиться конвергентно, в нескольких ветвях высших млекопитающих. Настойчивые поиски предковой пра-формы с внешностью обезьяноподобного дегенерата сами по себе напоминают невроз. В первом томе труда «Жест и слово» Леруа-Гуран дает нечто вроде наброска психологического анализа антропологической мысли, показывая связь средневековых демонов и монстров с предковыми формами эволюционных теорий [Leroi-Gourhan, 1964]. В этом интересном очерке вызывает сомнение только попытка очистить научную мысль от «мифов». Научная логика и коллективные представления совместно создают образы человека. Исключить из этого дела одного из участников — значит отказаться или от рациональной коррекции обыденного мнения, или от образов человечества. Гуманитарное понимание оказывается посредником между двумя сторонами исторического сознания.