Постфрейдистские концепции

 

Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. Ученик и соратник Фрейда А.Адлер   это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть слабость и достичь вершин возможного.

"На протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим. Из-за физической незрелости ребенка, из-за его неуверенности в себе и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильного и из-за часто болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, которое проявляется во всей его жизни. Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду деятельности, поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию, от этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится для него той областью, которая должна принести ему компенсацию"[9].

Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой. История подтвердила тот парадоксальный факт, что многие великие музыканты обладали дефектами слуха, многие великие художники – дефектами зрения, среди знаменитых полководцев часто встречались люди маленького роста, которые в детстве были хилыми.

Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке. В очерке «Достоевский» (1918 г.) Адлер отошел от традиционной психоаналитической традиции акцентировать внимание на проблемах патологии и выделил прежде всего здоровое начало в творчестве писателя: «Исходя из натуры Достоевского, мы должны добавить: человек должен искать свою формулу, и он найдет ее в готовности помогать другим».[10]Иная картина складывается, если личность не справится с чувством неполноценности. Став социально конфликтной, личность затягивает окружающих в мучительные столкновения, порожденные борьбой за власть ради власти.

Вплоть до ХХ века правители были ограждены от критики подданных стеной авторитета власти. Образы непривлекательных или порочных властителей (Навуходоносор, Ирод, Пилат, Нерон) оживлялись в массовом сознании чаще всего в моменты острой схватки за шатающийся трон. Но и в этом случае правитель представлялся великим – пусть и во зле. Иное направление мысли давала теория, в соответствии с которой громкое самовосхваление властителя было компенсацией за его внутреннюю слабость, реальную мелкость и мелочность натуры, за его неспособность решить свои внутриличностные конфликты. А ведь создавал Адлер свои труды в 1920-1930-е гг. – в эпоху "великих" фюреров и вождей, оказавшихся на поверку мелкими деспотами. Влияние идей Адлера оказалось особенно сильным в зоне политической психологии – при анализе личности лидеров с диктаторскими замашками.[11]

Иной подход к внутриличностному конфликту предложил К.Юнг  – также, как и Адлер, первоначально единомышленник Фрейда, а затем, вслед за Адлером, оппонент. Адлер обратил внимание на исходный конфликт личности, который продолжал существовать только при неудачном его преодолении. Юнг же сделал акцент на конфликтной природе самой личностной установки. В опубликованной в 1921 г. книге "Психологические типы" Юнг выделил восемь типов, предложив их классифицировать по четырем функциям психики: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из функций может проявляться в двух направлениях: как экстравертированная и интровертированная.

Юнг основное противопоставление в типологии связал с конфликтом субъективного и объективного. Экстраверт – это человек, направленный вовне. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними. Интроверт прежде всего погружен в себя, утверждает самоценность внутренних процессов. Внешний мир с его правилами и предписаниями не столь важен, как область внутренних переживаний. Таковы, по Юнгу, две установки сознания. Но философский подход дополняется психоаналитическим, идущим от Фрейда. Психическая жизнь протекает в режиме конфликта сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную деятельность бессознательного. Коль скоро для экстраверта акцент в сознательных процессах делается на внешнем, на объекте, то бессознательное встанет на защиту субъекта, породит эгоцентрические тенденции. В противоположную сторону будет направлена компенсация бессознательного у интроверта (на повышение влияния объекта).

Юнг строил динамический образ психологического типа. Личностный акцент создает своеобразие индивидуального поведения, но неумеренное "пережимание" в акценте определенного типа вызовет и определенную реакцию.Примечательно, что, разбирая концепции своих предшественников, Юнг связывает позицию мыслителя с его психологическим типом. Так, проанализировав взгляды Шиллера и Ницше (а им уделено 90 страниц текста), Юнг отмечает: «То, что …у Шиллера … его письма об эстетическом воспитании были попыткой разрешить также и свою личную проблему, становится вполне достоверным применительно к труду Ницше-«это глубоко личная книга»».[12]

Психологи, конечно же, не могли обойти своим вниманием и жестокие события ХХ века. Исторические дела творят люди, значит, даже самые бесчеловечные деяния являются реализацией человеческих стремлений.

Для описания созидательной и разрушительной работы психики Фрейд постулировал конфликт у человека двух фундаментальных стремлений: к жизни и к смерти. Тенденция к жизнестроению (либидо) реализуется прежде всего через сексуальную энергию (размножение, рост) и через сублимирование обеспечивает развитие культуры

Отталкиваясь от концепции Фрейда, Э.Фромм  строит свою шкалу приятия и неприятия жизни. Любовь к жизни он именует биофилией, а к смерти – некрофилией. Исходным материалом некрофильского поведения служил анализ психики людей, стремящихся к половому контакту с трупами. Но в книге Фромма "Анатомия человеческой деструктивности"[13] проблема некрофилии приобретает общефилософский размах. При этом Фромм создает яркие портреты главарей нацистского рейха, посвятив большое исследование личности Адольфа Гитлера.

В отличие от Фрейда, Фромм отрицает равноправие и неустранимость стремлений к жизни и к смерти. Некрофилия рассматривается им как злокачественное следствие психо-сексуального развития личности, а биофилия –нормальное.Создается нетривиальный образ конфликтной, разрушительной и разрушенной личности, в психике которой сочетаются неожиданные черты. Вот основные проявления некрофила:

· Сны мрачного содержания (смерть, могила, погребение, нечистоты).

· Деструктивные действия (убийство животных, повреждение предметов, привычка мять бумажки, причинять себе боль, наносить ущерб прекрасному).

· Убежденность, что возникающие трудности и конфликты можно решать только с применением силы; культ насилия.

· Выраженный интерес к темам смерти, болезни, похорон, поминок, кладбища; внимание к некрологам, неблагоприятным прогнозам на будущее.

· Чопорность и холодность в общении, безжизненность и отчужденность в манерах.

· Сосредоточенность на прошлом, на проблемах имущества (вещи господствуют над человеком, мертвые – над живым).

· Склонность к неярким, темным тонам и к дурным запахам; неспособность смеяться.

· Активное употребление слов, связанных с темой разрушения, нечистот, испражнения.

· Пристрастие к чистоте в жилье, граничащей со стерильностью.

· Преклонение перед техникой, скоростью, мощью, порядком, тотальным контролем.

· Наклонность манипулировать человеком как автоматом, как вещью.

Описанный психологический тип некрофила имеет соответствие с такими явлениями современной культуры, как черный юмор, фильмы устрашающего содержания (триллеры), культ дьявола в новомодных вероучениях, крикливо-саморекламное словоблудие футуристического толка. Поэтому есть серьезные основания изучать некрофильские проявления агрессивной личности, запутавшейся во внутренних конфликтах.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: