Рассматривая вопрос таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, напоминаем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» на практике применяются два механизма регулирования: механизм тарифного регулирования и механизм нетарифного регулирования (параграф 2 гл. 1). Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов не допускаются. В этом же Законе (ст. 4) закреплен приоритет экономических мер, среди которых центральное место занимает таможенный тариф.
Таможенная служба России, как и любой другой страны, является контрольным органом исполнительной власти. Таможня самостоятельно не устанавливает какие-либо законодательные нормы, а контролирует экспортно-импортные операции на основании правовой базы, которая установлена в стране либо высшей исполнительной, либо законодательной властью. С учетом данного обстоятельства любые механизмы таможенного регулирования ВЭД — тарифные меры, меры экономической политики, нетарифные меры регулирования — определяются не таможенной службой. Этот момент важен в целом для представления роли Федеральной таможенной службы России в системе мер таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Если говорить о таможенной политике в сфере ВЭД, следует отметить, что с созданием Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в 1997 г. любые вопросы, касающиеся мер. механизмов, применяемых в практике контроля внешнеторговых операций выносятся на обсуждение этой Комиссии. Учитывая тот факт, что членами Комиссии являются представители различных ведомств (в том числе отраслевых), можно сказать, что вопросы таможенного регулирования обсуждаются всесторонне широко (коллегиально), т.е. окончательные решения принимаются достаточно взвешенно и объективно.
Основная роль в работе названной Комиссии Правительства РФ отведена Министерству экономического развития и торговли РФ как ведомству, в непосредственную компетенцию которого входят вопросы торгово-политических режимов при осуществлении внешней торговли товарами. Интересы бюджета страны в Комиссии отстаивает Министерство финансов РФ. Активно участвуют в работе Комиссии. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Министерство сельского хозяйства РФ.
В целом, как известно, тарифная политика должна отвечать следующим задачам:
1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
3)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления в Российской Федерации;
4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
5) обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
В последнее десятилетие в связи с проблемами по наполняемости бюджета меры таможенно-тарифного регулирования выполняют фискальную функцию. Если оценить значимость таможенного тарифа России в части формирования государственного бюджета за период с 1995 г. до 2002 г. включительно, можно увидеть, что доля от уплаты таможенных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличивается. В настоящее время она составляет порядка 38%. Для сравнения в развитых странах, например в США, эта доля равняется 1%.
На рис. 1(См. прил. № 5) приведена динамика исполнения федерального бюджета в 1997—2004 гг., а на рис. 2 (См. прил №5) — структура устанавливаемых плановых заданий по формированию доходной части федерального бюджета в 1997-2004 гг.
С учетом того, что таможенный тариф выполняет прежде всего бюджетообразующую функцию, подходы по формированию таможенно-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При такой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:
1) во-первых, абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения;
2) во-вторых, при завышенных ставках пошлин, а они до недавнего времени были установлены на уровне 30% таможенной стоимости (что с учетом НДС в размере 20% определяет общее налогообложение отдельных товаров на 50%), не учитывались реалии, связанные с возможностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирование товаров не своим наименованием, по коду товарной номенклатуры, где ставки пошлин ниже.
Таким образом, высокий уровень ввозной (импортной) таможенной пошлины приводит в отдельных случаях к росту нарушений таможенных правил.
Описанная ситуация наблюдалась в практике применения таможенного тарифа достаточно долго. Еще больше она усугубилась после девальвации рубля в августе 1998 г. И примерно с этого времени основная задача таможенно-тарифного регулирования была определена как снижение абсолютного размера ставок ввозных таможенных пошлин, установление и, соответственно, применение к товарам ставок пошлин, которые, если так можно сказать о налогах, были бы «справедливыми», реальными к уплате, что, в свою очередь, исключало бы предпосылки к стремлению декларировать товары не своим наименованием, через «коды прикрытия».
Одновременно с работой по снижению размера ставок пошлин в 1999-2000 гг. проводилась работа по унификации ставок таможенного тарифа, которая заключается в установлении одинаковых по уровню ставок пошлин на товары со схожими характеристиками.
Предложения по унификации тарифа и снижению абсолютного размера ставок пошлин представлялись ГТК России в Правительство РФ в 1998 г. и в 1999 г. и частично были приняты еще в то время. Но в полном объеме, по широкой номенклатуре товаров, которая коснулась порядка 3,5 тысяч позиций (всего в ТН ВЭД около 11 тысяч позиций), корректировка ставок пошлин в части унификации и снижения уровня налогообложения была завершена к ноябрю 2000 г. Существенно переработанный, обновленный тариф вступил в силу с 1 января 2001 г. и затем — с 1 января 2002 г.
В табл. 5(См. прил. №6) приведены средненоминальные ставки адвалорного импортного тарифа и его статистические характеристики за 2001-2002 гг.
Анализ ставок тарифа и его статистических характеристик показывает общее снижение средненоминальных ставок с 14,1% в 2001 г. до 12,0% в 2002 г. Наиболее существенно были снижены ставки тарифа раздела XIV (жемчуг природный и культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы) — с 29,6 до 19,7%; раздела XVI (машины, оборудование и механизмы: электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура) — с 13,51 до 8,7%, а также раздела XIX (оружие и боеприпасы; их части и принадлежности) — с 30% до 20%.
Для более подробного анализа средненоминальных ставок рассмотрим рис. 3 и 4.(См. прил. №6.) Фоном выделено среднее значение адвалорного тарифа, и, таким образом, явно видна динамика изменения ставок от 2001 к 2002 г.
Сравнивая распределение средних ставок тарифа в 2001 и 2002 гг., отметим, что в целом конфигурация распределения средних ставок по разделам тарифа почти не изменилась.
Несмотря на снижение средненоминальных ставок тарифа, число разделов тарифа, где средние значения ставок превышают итоговое среднее значение по всему тарифу, возросло от VIII к IX разделам (рис. 4).
Обращает внимание, что средняя величина ставок тарифа разделов I—III «Продукция аграрно-промышленного комплекса» и разделов V—VII «Минеральные продукты и продукция химической промышленности» лежит в области ниже среднего значения по всему тарифу. Это относится и к разделам X, XV—XVIII и XXI.
В 2002 г. активно вводились комбинированные ставки тарифа. Если в 2001 г. комбинированные ставки в российском тарифе встречались нечасто, то в 2002 г. их количество достигло почти 1600. Час-тога встречаемости комбинированных ставок тарифа приведена в табл. 6(См. прил. №7)
Анализ показывает, что комбинированные ставки тарифа наиболее часто встречаются во 2-й группе «Мясо и пищевые мясные субпродукты» (235 ставок); в 4-й группе «Молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный» (91 ставка); 61-й группе «Одежда и принадлежности одежды трикотажные» (173 ставки); 62-й группе «Одежда и принадлежности одежды текстильные» (199 ставок).
Однако, несмотря на уменьшение средненоминального тарифа, анализ импорта за 2001—2002 гг. показывает существенный рост в стоимостном измерении объемов ввоза товаров (стоимость импортных операции), который увеличился по сравнению с 2000 г. на 26% и по сравнению с 2001 г. — на 16%. При этом таможенные платежи (ввозная пошлина) с 2000 г. по 2001 г. возросли на 40% и с 2001 г. по 2002 г. — на 19% (см. табл. 11.12). Такой существенный прирост был обеспечен импортом таких товаров, как мясо птицы телевизионные приемники, видеокамеры, автомобили, отдельные виды текстильных товаров, кожаная обувь.