Таможенно-тарифное регулирование ВЭД в России

Рассматривая вопрос таможенного регулирования внешнеэконо­мической деятельности, напоминаем, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» на практике применяются два меха­низма регулирования: механизм тарифного регулирования и меха­низм нетарифного регулирования (параграф 2 гл. 1). Иные методы регулирования путем вмешательства и установления различных ог­раничений органами государственной власти Российской Федера­ции и ее субъектов не допускаются. В этом же Законе   (ст. 4) закреп­лен приоритет экономических мер, среди которых центральное ме­сто занимает таможенный тариф.

Таможенная служба России, как и любой другой страны, является контрольным органом исполнительной власти. Таможня самостоя­тельно не устанавливает какие-либо законодательные нормы, а кон­тролирует экспортно-импортные операции на основании правовой базы, которая установлена в стране либо высшей исполнительной, либо законодательной властью. С учетом данного обстоятельства лю­бые механизмы таможенного регулирования ВЭД — тарифные меры, меры экономической политики, нетарифные меры регулирования — определяются не таможенной службой. Этот момент важен в целом для представления роли Федеральной таможенной службы России в системе мер таможенного регулирования внешнеэкономической дея­тельности.

Если говорить о таможенной политике в сфере ВЭД, следует отме­тить, что с созданием Комиссии Правительства РФ по защитным ме­рам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в 1997 г. любые вопросы, касающиеся мер. механизмов, применяемых в прак­тике контроля внешнеторговых операций выносятся на обсуждение этой Комиссии. Учитывая тот факт, что членами Комиссии являются представители различных ведомств (в том числе отраслевых), можно сказать, что вопросы таможенного регулирования обсуждаются все­сторонне широко (коллегиально), т.е. окончательные решения при­нимаются достаточно взвешенно и объективно.

Основная роль в работе названной Комиссии Правительства РФ отведена Министерству экономического развития и торговли РФ как ведомству, в непосредственную компетенцию которого входят вопро­сы торгово-политических режимов при осуществлении внешней тор­говли товарами. Интересы бюджета страны в Комиссии отстаивает Министерство финансов РФ. Активно участвуют в работе Комиссии. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и Мини­стерство сельского хозяйства РФ.

В целом, как известно, тарифная политика должна отвечать сле­дующим задачам:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россий­скую Федерацию;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза това­ров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федера­ции;

3)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления в Российской Федерации;

4) защита экономики Российской Федерации от неблагоприятно­го воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

В последнее десятилетие в связи с проблемами по наполняемости бюджета меры таможенно-тарифного регулирования выполняют фис­кальную функцию. Если оценить значимость таможенного тарифа России в части формирования государственного бюджета за период с 1995 г. до 2002 г. включительно, можно увидеть, что доля от уплаты та­моженных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличива­ется. В настоящее время она составляет порядка 38%. Для сравнения в развитых странах, например в США, эта доля равняется 1%.

На рис. 1(См. прил. № 5) приведена динамика исполнения федерального бюд­жета в 1997—2004 гг., а на рис. 2 (См. прил №5) — структура устанавливаемых пла­новых заданий по формированию доходной части федерального бюд­жета в 1997-2004 гг.

С учетом того, что таможенный тариф выполняет прежде всего бюджетообразующую функцию, подходы по формированию таможен­но-тарифной политики ориентированы на фискальные меры. При та­кой оценке таможенного тарифа он имеет ряд слабых сторон:

1) во-первых, абсолютный размер ставок пошлин не учитывает платежеспособность населения;

2) во-вторых, при завышенных ставках пошлин, а они до недавне­го времени были установлены на уровне 30% таможенной стоимости (что с учетом НДС в размере 20% определяет общее налогообложение отдельных товаров на 50%), не учитывались реалии, связанные с воз­можностью «ухода» от причитающихся платежей через декларирова­ние товаров не своим наименованием, по коду товарной номенклату­ры, где ставки пошлин ниже.

Таким образом, высокий уровень ввозной (импортной) таможен­ной пошлины приводит в отдельных случаях к росту нарушений тамо­женных правил.

Описанная ситуация наблюдалась в практике применения тамо­женного тарифа достаточно долго. Еще больше она усугубилась после девальвации рубля в августе 1998 г. И примерно с этого времени ос­новная задача таможенно-тарифного регулирования была определена как снижение абсолютного размера ставок ввозных таможенных по­шлин, установление и, соответственно, применение к товарам ставок пошлин, которые, если так можно сказать о налогах, были бы «спра­ведливыми», реальными к уплате, что, в свою очередь, исключало бы предпосылки к стремлению декларировать товары не своим наимено­ванием, через «коды прикрытия».

Одновременно с работой по снижению размера ставок пошлин в 1999-2000 гг. проводилась работа по унификации ставок таможенного тарифа, которая заключается в установлении одинаковых по уровню ставок пошлин на товары со схожими характеристиками.

Предложения по унификации тарифа и снижению абсолютного размера ставок пошлин представлялись ГТК России в Правительство РФ в 1998 г. и в 1999 г. и частично были приняты еще в то время. Но в полном объеме, по широкой номенклатуре товаров, которая косну­лась порядка 3,5 тысяч позиций (всего в ТН ВЭД около 11 тысяч пози­ций), корректировка ставок пошлин в части унификации и снижения уровня налогообложения была завершена к ноябрю 2000 г. Сущест­венно переработанный, обновленный тариф вступил в силу с 1 января 2001 г. и затем — с 1 января 2002 г.

В табл. 5(См. прил. №6) приведены средненоминальные ставки адвалорного импортного тарифа и его статистические характеристики за 2001-2002 гг.

Анализ ставок тарифа и его статистических характеристик пока­зывает общее снижение средненоминальных ставок с 14,1% в 2001 г. до 12,0% в 2002 г. Наиболее существенно были снижены ставки та­рифа раздела XIV (жемчуг природный и культивированный, драго­ценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы) — с 29,6 до 19,7%; раздела XVI (машины, оборудование и механизмы: электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура) — с 13,51 до 8,7%, а также раз­дела XIX (оружие и боеприпасы; их части и принадлежности) — с 30% до 20%.

Для более подробного анализа средненоминальных ставок рас­смотрим рис. 3 и 4.(См. прил. №6.) Фоном выделено среднее значение адвалор­ного тарифа, и, таким образом, явно видна динамика изменения ставок от 2001 к 2002 г.

Сравнивая распределение средних ставок тарифа в 2001 и 2002 гг., отметим, что в целом конфигурация распределения средних ставок по разделам тарифа почти не изменилась.

Несмотря на снижение средненоминальных ставок тарифа, число разделов тарифа, где средние значения ставок превышают итоговое среднее значение по всему тарифу, возросло от VIII к IX разделам (рис. 4).

Обращает внимание, что средняя величина ставок тарифа разде­лов I—III «Продукция аграрно-промышленного комплекса» и разде­лов V—VII «Минеральные продукты и продукция химической про­мышленности» лежит в области ниже среднего значения по всему та­рифу. Это относится и к разделам X, XV—XVIII и XXI.

В 2002 г. активно вводились комбинированные ставки тарифа. Если в 2001 г. комбинированные ставки в российском тарифе встре­чались нечасто, то в 2002 г. их количество достигло почти 1600. Час-тога встречаемости комбинированных ставок тарифа приведена в табл. 6(См. прил. №7)

Анализ показывает, что комбинированные ставки тарифа наибо­лее часто встречаются во 2-й группе «Мясо и пищевые мясные субпро­дукты» (235 ставок); в 4-й группе «Молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный» (91 ставка); 61-й группе «Одежда и принадлежности одежды трикотажные» (173 ставки); 62-й группе «Одежда и принад­лежности одежды текстильные» (199 ставок).

Однако, несмотря на уменьшение средненоминального тарифа, анализ импорта за 2001—2002 гг. показывает существенный рост в стоимостном измерении объемов ввоза товаров (стоимость импорт­ных операции), который увеличился по сравнению с 2000 г. на 26% и по сравнению с 2001 г. — на 16%. При этом таможенные платежи (ввозная пошлина) с 2000 г. по 2001 г. возросли на 40% и с 2001 г. по 2002 г. — на 19% (см. табл. 11.12). Такой существенный прирост был обеспечен импортом таких товаров, как мясо птицы телевизионные приемники, видеокамеры, автомобили, отдельные виды текстильных товаров, кожаная обувь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: