Основные направления развития таможенного тарифа в России

Одно из основных направлений развития таможенного тарифа — оптимизация абсолютного размера ставок таможенных пошлин.

Практика свидетельствует, что высокие ставки пошлин эффек­тивны лишь в случае, когда необходимо ограничить ввоз тех или иных товаров. Если такая цель не ставится, высокие ставки не спо­собствуют ведению честного бизнеса и, в конечном итоге, приводят к сокращению сумм таможенных платежей. Вместе с тем относитель­ное снижение уровня ставок пошлин благоприятно сказывается на внешнеторговой деятельности и позволяет увеличить поступления в бюджет.

Сегодня крайне актуальным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования ввиду высокой степени изно­са основных фондов на большинстве российских предприятий. Следует отметить, что некоторые виды оборудования в России не производятся, но крайне необходимы для технического переоснащения отечествен­ных предприятий до современного технологического уровня. Поэтому существует необходимость снижения (а возможно, и полной отмены) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудова­ние, особенно на уникальное, не производимое в России.

С 1 октября 2001 г. были снижены ставки ввозных таможенных по­шлин в отношении более чем 400 наименований названного оборудо­вания. С I января 2002 г. вступили в силу уменьшенные до 5% (ра­нее — 10%) ставки пошлин на станки для обработки дерева, что долж­но способствовать развитию российской деревообрабатывающей промышленности.

В целом при разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин целесообразно исходить из следующих положе­ний:

· соблюдения принципа эскалации таможенного тарифа, заклю­чающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на боль­шинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

· необходимости обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых ма­териалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется.

В табл.. 7(См. прил. №8) представлены ставки импортного тарифа РФ в зависи­мости от степени обработки товаров по некоторым товарным группам и разделам.

Рассмотрев четыре произвольно выбранных нами раздела, вы­брав средние ставки по некоторым из товарных групп, мы видим, что таможенные пошлины на сырьевые товары и полуфабрикаты явля­ются довольно высокими, а как видно изданных по разделу IV «Гото­вые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители» и разделу XV «Недрагоценные метал­лы и изделия из них», даже превышают тарифные ставки на готовые изделия.

Второе приоритетное направление работы по совершенствова­нию механизма таможенного регулирования — корректировка спе­цифических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров, в целях обеспечения адекватности абсо­лютных размеров таможенной пошлины, рассчитываемой по адва­лорной и специфической составляющим комбинированных ставок.

Следует иметь в виду, что, как минимум, в среднесрочной пер­спективе (два – четыре года) применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным, поскольку именно этот вид ставок таможенных пошлин является одним из наиболее эффектив­ных средств борьбы с занижением причитающихся к уплате сумм та­моженных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товаров.

Основная работа, касающаяся комбинированных ставок, может быть сосредоточена на обеспечении наиболее полного соответствия между адвалорными и специфическими составляющими комбиниро­ванных ставок исходя из реального уровня цен на товары, в отноше­нии которых данные ставки установлены.

Третьим направлением дальнейшей оптимизации мер таможенно­го регулирования является возможная унификация ставок таможен­ных пошлин для товаров, имеющих сходные характеристики.

Хотя значительное количество ставок таможенных пошлин было унифицировано в течение 2000—2001 гг. и 2002 г., данная работа может быть продолжена и далее.

Реализация этой задачи позволяет в определенной степени решить проблему уклонения от уплаты таможенных пошлин в полном объеме путем заявления однородных товаров в товарные позиции, имеющие более низкую ставку таможенной пошлины.

Четвертое приоритетное направление работы — активное приме­нение особых видов пошлин — антидемпинговых, специальных, ком­пенсационных, а также расширение практики применения сезонных пошлин.

Практическое использование перечисленных видов пошлин по­зволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкурен­ция наносит им существенный ущерб. Активизация применения ука­занных пошлин приобретает особую актуальность в свете переговоров о вступлении России в ВТО.

Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ «Об основах государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) в случае причинения серьезного ущерба (или угрозы его причинения) соответствующим отраслям российской экономики и необходимо­сти применения дополнительных протекционистских мер в отноше­нии отдельных товаров возможно введение специальных защитных мер — антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин (ст. 27).

Специальные пошлины, взимаемые сверх ставок действующего та­моженного тарифа, неоднократно применялись по решению Прави­тельства РФ в течение последних лет в отношении таких товаров, как сахар-сырец, патока, карамель, крахмалы картофельный и кукурузный. Следует иметь в виду, что специальные пошлины могут приме­няться как ответная мера на дискриминационные действия иностран­ных государств в отношении российских участников внешнеэкономи­ческой деятельности. В настоящее время такие меры введены в отно­шении отдельных товаров, ввозимых из Венгрии, в связи с количественным ограничением экспорта российских товаров. Зачас­тую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных ограничительных мер в отноше­нии России, применение которых приводит к масштабным сокраще­ниям российского экспорта по наиболее важным товарным группам на основных рынках сбыта.

Расширение практики применения сезонных пошлин, например на сельхозтовары с короткими сроками хранения, позволяет избежать причинения возможного ущерба рынкам отдельных товаров.

Международный опыт свидетельствует, что сезонные пошлины нашли очень широкое распространение в большинстве зарубежных стран, активно проводящих сельскохозяйственную политику, связан­ную с поддержкой национальных производителей.

Пятым приоритетным направлением работы по совершенствова­нию системы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности следует назвать установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.

Необходимо дифференцировать размер ставок ввозных таможен­ных пошлин в отношении, комплектующих для промышленной сбор­ки телевизоров, оргтехники и автомобилей. Комплектующие, исполь­зуемые для прочих целей, можно облагать ставкой пошлины, исполь­зуемой для готовых изделий, а в отношении комплектующих для промышленной сборки применять пониженную ставку.

Принятие данных предложений позволит, с одной стороны, в зна­чительной степени снизить количество нарушений таможенных пра­вил, имеющих место при ввозе указанных товаров (сделав такие нару­шения экономически нецелесообразными), а с другой — обеспечить благоприятные условия для деятельности существующих и развития новых отечественных предприятий, работающих в этой области.

Предложение о проведении дифференциации ставок на комплектующие в настоящее время реализовано лишь частично. Осуществле­на детализация номенклатуры указанных товаров, однако и комплек­тующие для промышленной сборки, и прочие комплектующие эле­менты облагаются таможенными пошлинами в одинаковом размере.

Классификация товаров по принципу их целевого использования имеет широкое распространение в международной практике. В тамо­женном тарифе стран Европейского союза на протяжении длительно­го времени используется дифференциация ставок ввозных пошлин на комплектующие элементы, предназначенные и не предназначенные для промышленной сборки. При этом комплектующие, используемые в промышленности, оформляются в более льготном режиме — по сни­женной ставке таможенной пошлины.

Данный подход выражает государственную политику в отношении стимулирования производства на территории ЕС, позволяя развивать соответствующие отрасли промышленности.

Практическая реализация перечисленных мер позволит сформи­ровать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных товаропроизводителей в соответствии с международ­ными экономико-правовыми требованиями.

Заключение.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов регулировании ВЭД определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.

Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеэкономического обмена, и потому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования.

В РФ разрешен беспошлинный ввоз печатных книг, брошюр, листовок, и аналогичных печатных материалов, газет, журналов независимо от назначения этой продукции (научная, учебная, художественная, рекламная и т.п.), ее художественной ценности (классика, популярная), ее соответствия принципам общественной морали и нравственности, состава читателей (детская, для слепых). Очевидно, что в этом вопросе следует поступать более вдумчиво и осторожно, так как мораль и нравственность народа нужно защищать всеми способами.

Антибиотики и другие фармацевтические продукты также разрешено ввозить в РФ беспошлинно. Такой ввоз подрывает отечественную фармацевтическую промышленность и не обеспечивает общедоступность лекарств для населения: импортные лекарства, как правило, значительно дороже отечественных. Очевидно, и в этом вопросе нужны коррективы тарифного регулирования, так как здоровье народа – первоочередная обязанность государства.

 

Приложение №1.

 

Таблица 1 – Шапка импортного таможенного тарифа России

Код ТН ВЭД Наименование позиции Ставка ввозной таможенной пошлины (в % от таможенной стоимости либо в евро)
0201 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное:  
0201100000 туши и полутуши 15, но не менее 0,2 евро за 1 кг
0301 0301930000 Живая рыба: карп 10
12208201200 Коньяк 2 евро за 1 л

 

 

Приложение №2.

 

Таблица 2 – Классификация видов таможенных пошлин

Классификационные признаки Виды таможенных пошлин
1. По способу взимания Специфические Адвалорные Комбинированные
2. По объекту обложения Импортные Экспортные Транзитные
3. По характеру Сезонные Антидемпинговые Компенсационные
4. По происхождению Автономные Конвенционные Преференциальные  
5. По типам ставок Постоянные Переменные
6. По способу вычисления Номинальные Эффективные

 

 

 

 

 

Приложение №3.

 

Таблица 3 – Номинальные ставки пошлины (S) и фактическая степень зашиты (Z), %'

Товары

Страны

США

ЕС

Япония

S Z S Z S Z
1. Сырой хлопок                          6,1
2. Хлопковая пряжа                         8,3 12,0 7,0 22,8 8,1 25,8
3. Изделия из хлопка                     15,6 30,7 13,6 29,7 7,2 34,9
4. Арахис (сырье) 18,2
5. Масло из арахиса неочищенное 18,4 24,6 7,5 92,9 7,6 33,7
6. Масло из арахиса очищенное 22,4 64,9 10,13 24,8

 

Приложение №4.

 

Таблица 4 – Средние номинальные (числитель) и средневзвешенные (знаменатель) тарифные ставки в США, странах ЕС, Японии и России в 1996-1998 гг.

Страны Сырьевые товары Полу фабрикаты Готовые изделия Превышение ставок для сырья над ставками для готовых изделий, раз Превышение ставок для полуфабрикатов над ставками  для готовых изделий, раз
США 1/8 0,2 6/1 3,0 7/0 5,7 3/89 28,50 1/15 1,90
ЕС 1/6 0,2 6/2 4,2 7/0 6,9 4/38 34,50 1/13 1,64
Япония 1/4 0,5 6/3 4,6 6/4 6,0 4/57 12,0 1/0,2 1,30
Россия 5/5 4,8 9/9 10,7 14/6 15,1 2/66 3,15 1/48 1,43

 

Приложение № 5.

Рисунок 1 – Динамика исполнения федерального бюджета в 1997-2004 гг. (млн. руб.)

Доля таможенных платежей, фактически перечисленных в бюджет

Рисунок 2 – Структура устанавливаемых плановых заданий по формированию доходной части федерального бюджета в 1997-2004 гг.

Приложение №6.

 

Таблица 5 – Адвалорные ставки импортного тарифа Российской Федерации за 2001 г. и 2002 г. и его статистические характеристики

Раздел тарифа Название раздела Ср. вели- чина ставки тарифа, %

Макси-

мальное

значение

ставки та

рифа, %

Мини- мальное значение ставки та рифа, % Среднее квадрати- ческое от- клонение   Коэффи- циент ва- риации
1 Живые животные и продукция животно­го происхождения 11,13 (11,2)

30

 (25)

0 (0) 5,91 (5,2) 0,53 (0,46)
2 Продукты раститель­ного происхождения 8,42  (9)

1.25 (20).

0 (5) 4,08 (3,6) 0,49 (0,4)
3 Жиры и масла рас­тительного и живот­ного происхожде­ния; продукты их расщепления; пище­вые жиры; воск жи­вотного и раститель­ного происхождения 10,2 (10,3)

15

(15)

5 (5) 0 (0) 0 (0)
4 Готовые пищевые продукты, алкоголь­ные и безалкоголь­ные напитки и ук­сус; табак и его за­менители 13,97 (13,7)

100 (100)

1 (5) 5,54 (4,4) 0,4 (0,32)
5 Минеральные про­дукты 5,1 (5,1)

15

(15)

5 (5) 0,06 (0,12) 0,012 (0,02)
6 Продукция химиче­ской промышленно­сти и связанных с ней отраслей 10,14 (9)

30

(20)

0 (0) 6,97 (4,4) 0,69 (0.48)
7 Полимерные мате­риалы, пластмассы и изделия из них: каучук, резина и из­делия из них 11,51 (10,1)

30

(20)

 

5 (5)   1,6 (1,1)             0,14 (0,1)
8 Необработанные шкуры и кожа, кожа, натуральный мех и изделия из них 11,59 (12,4)

30

(20)

5 (5) 7,56  (5,6) 0,65 (0,45)
9 Древесина и изделия из древесины, древесный уголь: пробка и изделия из нее 15,37 (13,2)

30

 (20)

 5  (5)  8,18  (6,2) 0,53 (0,46)
10 Масса из древесины или других волокни­стых целлюлозных материалов  11,14 (11,13)

20

(20)

0 (0) 1,73 (3,7) 0,16 (0,33)
11 Текстильные материалы и текстильные изделия

16,19

 (13)

30 (20) 0 (0) 8,72 (5,4)   0,54 (0,42)
               

 

 

Продолжение таблицы 5 –

Раздел тарифа

Название раздела

Ср. вели-

чина ставки

тарифа, %

Макси- мальное значение ставки та рифа, % Мини- мальное значение ставки та рифа, % Среднее квадрати- ческое от- клонение   Коэффи- циент ва- риации
12

Обувь, головные уборы,

зонты, солнцезащитные зонты, трости

20,41 (17,5)

30 (20) 0 (10) 2 (4,3) 0.097 (0,25)
13 Изделия из камня, гипса, цемента, ас­беста, слюды или аналогичных мате­риалов: керамиче­ские изделия; стек­ло и изделия и него

17,61 (15,7)

25

(20)

5 (5) 4,16 (1,5) 0,24 (0,1)
14 Жемчуг природный и культивирован­ный, драгоценные или полудрагоцен­ные камни, драго­ценные металлы

29,6 (19,7)

30

(20)

0 (0) 0 (0) 0 (0)  
15 Недрагоценные ме­таллы и изделия из них

11,14 (10)

25

 (20)

0 (5) 6,58 (5.14) 0,59 (0,51)  
16 Машины, оборудо­вание и механизмы: электротехническое оборудование; их части; звукозаписы­вающая и звуковос­производящая аппаратура

13,48 (8,7)

 

30  

(20)

0 (5) 2,98 (4,03) 0,22 (0,08)
17 Средства наземного транспорта, летатель­ные аппараты, плаву­чие средства и отно­сящиеся к транспор­ту устройства и оборудование

15,85 (11,7)

30

(25)

0 (0) 2 (4,87) 0,13 (0,42)
18 Инструменты и ап­параты оптические, фотографические, кинематографиче­ские, измеритель­ные, контрольные

12,45 (11,95)

30

(20)

5 (5) 5,69 (5,2) 0,46 (0,44)
19 Оружие и боеприпа­сы; их части и при­надлежности

30

(20)

30

(20)

30 (20) 0 (0) 0 (0)
20 Разные промышлен­ные товары

20,32 (18,03)

30 (20)

5    (5) 3,78 (1,3) 0,19 (0,07)
                 

 

Окончание таблицы 5 –

21 Произведения искус­ства, предметы кол­лекционирования и антиквариат 0 (0) 0 (0) 0 (0)   0 (0) 0 (0)

Итоговые средние значения ставок таможенного тарифа

           

14,08 (11,97) 29,29 (17,14) 3,38 (4,29) 3,69 (3,15) 0,29 (0,25)

 

Приложение №6.

 

 

 

Рисунок 3 – Распределение адвалорных ставок импортного тарифа Российской Федерации за 2001 г. по разделам ТН ВЭД

 

 

 

Рисунок 4 – Распределение адвалорных ставок импортного тарифа Российской Федерации за 2002 г. по разделам ТН ВЭД

 

Приложение №7.

 

Таблица 6 –  Частота встречаемости комбинированных ставок   тарифа, %

1,2     9   3                    
1,1                              
1,0     0,9 0,3 4                    
0,9     0,3 5                      
0,8       4                      
0,7       6                      
0,6     0,8                        
0,5   0,4 11 4                      
0,4     2 0,1       3 1            
0,3   0,2 0,4 33                      
0,2 0,3     3                      
0,1 0,1 3 5                        
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75

 

Приложение №8.

 

Таблица 7 – Ставки импортного тарифа Российской Федерации в зависимости от степени обработки товаров (2000-2001 гг.), %

Сте-пень обра-бот­ки това­ров

Раздел IV

 «Готовые

 Пищевые

 продукты...»         

Раздел VI

«Продукция

  химической

 и связанных 

с ней отраслей

промышленности»

Раздел XI

«Текстильные

 мате­риалы

 и текстиль­ные

 изделия»

Раздел XV

 «Не­драгоценные

 ме­таллы и

изделия из них»

  Средняя ставка по то­варной группе Средняя ставка по данному  разделу Средняя ставка по то­варной группе Средняя ставка по данному разделу Средняя ставка по то­варной группе Средняя ставка по данному разделу Средняя ставка по то­варной группе Средняя ставка по данному разделу
Сырье- вые това-ры 8,64 13,97 5,35 10,14 14,66 16,19 5 11,14
Полу­фабри­-каты 18,3 13,97 5,12 10,14 5 16,19 14,17 11.14
Гото- вые изде-лия   17,9 13,97 9,68 10,14 26,6 16,19 10,93 11,14

 

Список литературы

1. Бобков В.Б. Таможенное законодательство РФ. Сборник АО «Терминал А.Г.» -М, 1993 г.

2. Казуров Б.К. Таможенный контроль и оформление коллекционных геологических материалов: Учебно – методическое пособие/Под общей редакцией Г.А. Дугина –М: РИО РТА, 1996 г

3..Козырин А.Н. Таможенное право России: Учебное пособие – М: СПАРК, 1995 г.

4. Основы таможенного дела: Учебник/Под общ. ред. В.Г. Драганова - М: ОАО «Изд – во «Экономика «, 1998г.

5. Основы таможенного дела: Учебное пособиев 7 вып.: Развитие таможеннго дела в России/ Науч. Ред. Н.В. Дзюбенко – М: РИО РТА, 1995 г

6.Свинухов В.Г. Таможенное дело: учебник/ В.Г. Свинухов – М: Экономистъ, 2005 г.

7. Таможенная экспертиза товаров: учебник для студентов высш. Учеб. Заведений, Ю.В. Додонкин, И.А.Жебелева, А.И.Криштафович – М: «Академия», 2003г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: