Первый этап компоновки редуктора

 

Первый этап компоновки редуктора проводим для приближенного обозначения положения зубчатых колес относительно опор для определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертёж выполняем в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора в масштабе 1:1.

Примерно по середине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную осевую линию, затем две вертикальные линии – оси валов на расстоянии aw=112 мм.

Вычерчиваем упрощенную шестерню и колесо в виде прямоугольников, шестерня выполнена за одно целое с валом: длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.

Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:

принимаем зазор между торцом ступицы колеса и внутренней стенкой корпуса

А1=1,2∙ δ=1,2∙8=10 мм;

2)принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А= δ =8 мм;

3)принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А= δ =8 мм.

Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники легкой серии: габариты подшипника выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников:

 

Таблица 3 - Предварительный подбор подшипников для валов редуктора.

Вал

Условное обозначение подшипника

d D B

Грузоподъёмность, кН

Размеры, мм

Сr С
ведущий 207 35 72 17 25,5 13,7
ведомый 209 45 85 19 33,2 18,6

 

Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем пластичный смазывающий материал, так как попадание масленых брызг на подшипники ведущего вала затрудненно. Для предотвращения вытекания и выливания пластичного смазывающего материала жидким маслом из зоны зацепления, устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширина определяется по размеру У=12 мм.

Измерением находим расстояние на ведущем валу l1=54,5 мм, на ведомом l2=55,5 мм.

Принимаем l1= l2=55 мм.

 

ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ ДЛЯ ВАЛОВ РЕДУКТОРА

Из расчетов и компоновки: Ft=1750 Н, Fr=660 Н, Fа=481 Н, l1=l2=55 мм,

d1=37,33 мм, d2= 186,67 мм.

Ведущий вал

Определяем предварительно консольную нагрузку от муфты, действующую на выходном конце вала (табл. 6.2./2/):

Fм=80 =80 =466 Н

Принимаем lм=65 мм.

Вычерчиваем расчетную схему нагружения вала (рис.7.1) Опору, воспринимающую внешнюю осевую силу обозначаем символом 2.

Определяем опорные реакции в горизонтальной плоскости хz от силы Ft:

 

Н;

 

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси У в характерных сечениях:

 


МУ1= МУА= МУ2=0; МУВ= Rּ l1 = 875·0,055=48 Нּм

 

Определяем опорные реакции в вертикальной плоскости хy от сил Fr и Fа:

 

∑ МХ1=0; R2yּ 2 l1 - Frּ l1 - Fа = 0,

∑ МХ2=0; - R1yּ2l1 + Frּ l1 – Fа = 0,

 Н.

 Н,

 

Проверка:

 

∑Fy=0; R+ R- Fr1 = 248+412−660= 0.

 

Строим эпюру изгибающих моментов:

 

МХ1Х2=0; МХВЛ =R1y l1 =248 ּ0,055=13,6 Нּм;

МХВл = R1yּ l1 + Fа·d1/2=248ּ0,054 +481·0,03733/2=22,7 Нּм

Определяем реакции опор от силы Fм:

 

∑М1=0; - Fмּlм + Rּ2ּl1 =0;

∑М2=0; - Fм(lм+2ּl1) +Rּ2ּl1=0;

 Н; Н.


Проверка:

 

∑Х=0; R+ Fм – R= 466+275 –741= 0.

 

Строим эпюру изгибающих моментов МFм в характерных сечениях:

 

МА= М1=0; М2= Fм ּ lм = 466ּ0,065= 30,2 Нּм;

МВ = Fрּ(lр+ l1)−R ּl1= 466ּ(0,065+ 0,055)−741 ּ0,055= 15,1 Нּм

 

Строим эпюру крутящих моментов: Мк1=34 Нּм.

Определяем суммарные радиальные опорные реакции. Так как направление действия силы Fм неизвестно, то принимаем случай, когда реакции от действия силы Fм совпадают по направлению с суммарными реакциями опор от действия силы в зацеплении зубчатой передачи:

 

 Н,

 Н.

 

Для принятого подшипника 207 Сr=25,5 кН и С0=13,7 кН

Определяем отношение Rао=481/13700=0,035 (коэффициент осевого нагружения е=0,24 по табл.9.2 /2/). Для подшипника 2, воспринимающего внешнюю осевую нагрузку отношение Rа/Rr2=481/1242=0,387 > е=0,24, то принимаем коэффициент радиальной нагрузки Х=0,56 и коэффициент осевой нагрузки Y=1,92.

Принимаем коэффициенты:

V=1 – коэффициент вращения внутреннего кольца подшипника;

К δ =1,2 – коэффициент безопасности при легких толчках (табл. 9.4 /2/);

К τ =1 – коэффициент температурныйt<100ºC (табл. 9.5. /2/).

Определяем эквивалентные нагрузки:


Re 2=(Rr2ּVּХ+ RаּY)ּК δ ּК τ =(1242·1ּ0,56+ 481ּ1,92)1,2 ּ1=1943 H

Re1=Rr1·VּК δ ּК τ =1651∙1∙1,2 ּ1=1981 H.

 

Определяем расчетную долговечность наиболее нагруженного подшипника 1:

 

20ּ103 ч,

ч.

 

Долговечность подшипников соблюдается.




Ведомый вал

Силу от цепной передачи раскладываем на составляющие:

 

Fцеп Г =Fцеп·cos 60º=1995•0,5=998 H

Fцеп В =Fцеп·sin 60º=1995•0,866=1728 H

 

Принимаем lц=50 мм.

Вычерчиваем расчетную схему нагружения вала (рис. 7.2,) Опору, воспринимающую внешнюю осевую силу обозначаем символом 4.

Определяем опорные реакции от силы Ft и Fцеп Г в горизонтальной плоскости:

 

∑ М4=0; RГ32 l2+Ft ·l2−Fцеп Г)2·l2 + lц) = 0,

∑ М3 =0; RГ42l2 −Ft l2−Fцеп Г lц= 0,


Проверка

 

∑X= Ft +RГ3−RГ4−Fцеп Г =1750+577−1329−998=0

 

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси У в характерных сечениях:

 

МУД= МУ4=0; МУС= −R Г4• l2 = −1329•ּ0,055=−73,1 Нּм

My6=−Fцеп В lц =−998•0,05=−49,9 Н•м

 

Определяем опорные реакции в вертикальной плоскости от сил Fцеп Г, FrТ и FаТ.

 

∑ М3=0; R•2 l2 −Fr l2−Fцеп В lц −Fа•d2/2 –= 0,

∑ М4 =0; R•2 l2 +Fr l2− Fцеп В) 2 l2 + lц) −Fа•d2/2 = 0,

 

Проверка

 

∑Y= R−R+ Fцеп В – Fr=1523−2591+1728−660=0

 

Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:

 


МХД= МХ4= 0; МлХС= Rּ l2 =1523•0,055= 83,76 Нּм

МпХК= Rּ l2 - Fа•d4/2 =1523•0,055−481•0,18667/2= 38,87 Нּм

MX6 = Fцеп Г ּlц =1728·0,05=86,4 Н•м

 

Строим эпюру крутящих моментов: Мк2=163,3 Нּм.

Определяем суммарные радиальные опорные реакции:

 

 Н,

 Н.

 

Для принятого подшипника 209 Сr=33,2 кН и С0=18,6 кН

Определяем отношение Rао=481/18600=0,026 (коэффициент осевого нагружения е=0,22 по табл.9.2 /2/). Так как отношение Rа/Rr4= =481/2021=0,24>е=0,22, то принимаем коэффициент радиальной нагрузки Х=0,56 и коэффициент осевой нагрузки Y=2,02.

Принимаем коэффициенты:

 

V=1; К δ =1,2; К τ =1.

Re3=Rr3ּVּХּ К δ ּК τ = 2655ּ1ּ1,2 ּ1=3186 H,

Re4=(Rr4ּVּХ+ Y ∙ Fа)·К δ ּК τ =(2021·1∙0,56+2,02·481)∙1,2 ּ1=2524 H

 

Определяем расчетную долговечность наиболее нагруженного подшипника 3:

 

30ּ103 ч,

ч.


Долговечность подшипников соблюдается.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: