Бюджетно-налоговая политика [8] — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный » (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги, как уже показано, являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Никакое государство не может существовать без взимания налогов. Без налогов нет бюджета, а состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет неразрывный характер.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.
|
|
На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах[9]:
1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени с граждан.
2. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший– прямых.
Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением налогов, включая региональные и местные.
4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
|
|
7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами.
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе рассрочек и отсрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
Структура действующей налоговой системы Российской Федерации приведена в приложении.