Сущность, функции и роль бюджета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

«Уральский государственный

Горный университет»

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему:

 

«ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ»

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: Комарова Оксана

Генадьевна

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент УП – 2 – 2

Коняев Данил Александрович

ЕКАТЕРИНБУРГ 2008



Содержание

  Стр.
Введение               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙     3
1. Сущность, функции, роль и структура бюджета        ∙               ∙   6
1.1. Сущность, функции и роль бюджета               ∙               ∙               ∙   5
1.2. Структура доходов и расходов областного бюджета за 2003 – 2004 год (Свердловская область)   ∙               ∙               ∙               ∙   14
2. Анализ доходов и расходов бюджета Свердловской Области за 2004 год                ∙               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙   20
2.1. Анализ доходов               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙   20
2.2. Анализ расходов            ∙               ∙               ∙               ∙               ∙   26
3. Проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета субъекта РФ и методы их решения ∙               ∙               ∙               ∙                      31
Заключение     ∙               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙     41
Список литературы                  ∙               ∙               ∙               ∙               ∙     43
Приложение           ∙               ∙               ∙               ∙               ∙               ∙   44

Введение.

Актуальность темы исследования. Государству для удовлетворения общественных потребностей необходим денежный фонд. Бюджет обеспечивает выполнение экономической, политической и социальной функции государства. Сущность бюджета определяется и общим закономерностям развития экономической системы.

Бюджет включает в себя ряд экономических явлений в виде доходов, займов и расходов. Совокупность этих понятий традиционна и не подлежит трансформации при изменении общественно-экономической формации. Это служит основанием категориальной характеристики бюджета.

Бюджет выступает в качестве доминирующего элемента системы финансов. Соответственно бюджет несет качественные признаки финансов. Бюджет характеризуется как совокупность денежных отношений, в ходе которых формируется и используется централизованный государственный фонд.

Определение категории «бюджет», объяснение его экономического содержания, установление его общественного назначения и выполняемых функций, понимание роли бюджета в системе перераспределительных отношений дискуссионная сфера финансовой науки. До настоящего времени в теории финансов не сформированного единого мнения по данным направлениям, что дает право на дальнейшее научное исследование сущности и экономической природы бюджета. Законодательно-нормативные документы и практический опыт используют ограниченную терминологию в области бюджетных отношений.

В настоящие время ощущается острая необходимость в развитии теории государственных финансов, в общем, и бюджета, в частности. Теоретические разработки должны содействовать устранению реальных проблем процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

Целью экзаменационной работы является исследование регионального бюджета, анализ его деятельности на основе данных за 2003 и2004 года по Свердловской области, проблемы, возникающие в его формировании и методы их решения.

Задачи экзаменационной работы. Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих задач, определяющих логику реферата и его структуру:

- изучить основные теоретические воззрения на экономическую сущность бюджета с учетом современных подходов к содержанию функций государства;

- раскрыть внутреннюю экономическую природу бюджета в категориальной взаимосвязи с общей теорией финансов в действующей общественно-экономической формации;

- изучить структуру бюджета на примере бюджета СО за 2003-2004 год;

- проанализировать поступления и расходы бюджета на основании фактов за предыдущий и сравнению с текущим годом;

- выявить проблемы, возникшие в период его исполнения и принятия, также найти способы решения их.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, формирующихся и развивающихся в процессе функционирования бюджета по уровням бюджетной системы.

Объектом исследования является механизм функционирования субфедерального бюджета в ходе формирования доходной базы и дальнейшего финансового обеспечения функций, находящихся в ведении органов власти субъекта Федерации.

В первой главе: рассмотрен бюджет со стороны экономической категории, правовой стороны; рассмотрена структура доходов и расходов бюджета на основе Свердловской области.

Во второй главе: рассмотрены несколько видов доходов, которые имеют базовое – законодательное и др., различие с 2003 годом; представлен анализ расходов (некоторых видов) Свердловской области (нет полного анализа всех расходов, это объяснено тем, что приведенных фактов хватит, чтобы провести сравнительную работу с 2003 годом по отношению к 2004году).

В третьей главе: отображены проблемы, возникшие в исполнении бюджета Свердловской Области 2003-2004 года; отображены способы поднятия эффективности исполнения бюджета (увеличение доходной части и сокращением расходной за счет финансирования внебюджетными средствами) путем расчета доходной части.

В заключении   подведены итоги работы, сформулированы основные выводы и обобщены предложения по функционированию бюджета субъекта РФ.

 



Теоретическое понятие бюджета и примеры.

Сущность, функции и роль бюджета.

Сущность бюджета и его экономическое содержание обуславливаются природой и функциями государства, нуждающегося в централизации части общественных ресурсов для обеспечения принятых обязательств. Необходимость бюджета для государства определяется объективной потребностью в реализации политических, экономических, оборонных и социальных функций. Посредством бюджета устанавливается соотношение между фактическими потребностями государства и средствами для их удовлетворения.[1]

Бюджет – это центральное звено системы финансов. Система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд… Основной финансовый документ страны. Действительно, бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями системы финансов. Бюджет опосредует функционирование финансовых отношений, осуществляемых государством.[2]

Бюджет – это комплексная категориальная форма перераспределительных денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования централизованного фонда денежных средств, опосредованного необходимостью финансового обеспечения функций государства, и регламентированного в законодательном порядке.[3]

Бюджет допустимо представить в виде общей сметы доходов и расходов.

Бюджетная система – представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского бюджета РФ, республиканских бюджетов республик, входящих в состав России, бюджетов национально-государственных и административнотерриториальных образований.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего административного образования.[4]

Многогранное значение бюджета предопределяет научно-практические направления исследования его сущности. Первоочердно бюджет выступает:

1) В качестве экономической категории. Имея специфическое общественное назначение, бюджет является категориальной формой реального воплощения объективно обусловленных перераспределительных отношений. Бюджет материализует движение стоимости в процессе ее перераспределения входе формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

В последовательности бюджет должен рассматриваться в качестве системного концентратора денежных отношений. Реальность этого процесса осознается в виде движения денежных потоков аккумулируемых и потребляемых государством.

2) В экономико-политическом аспекте бюджет представляется основным финансовым планом государства. Именно в бюджете в собирательном масштабе находят свое выражение доминирующие финансовые институты: принятые налоги, регламентированные государственные расходы, государственное заимствование и резервирование. Бюджет при этом функционирует по средствам особых экономических форм – доходы и расходы. Их внутренние содержание отражает конкретные стадии стоимостного перераспределения ВВП.

В совокупном составе бюджет характеризуется как важнейший финансовый рычаг государственной финансовой политики. Бюджет целенаправленно воздействует на общую сферу социально-экономических процессов в обществе. Прямо и косвенно бюджет оказывает влияние на параметры общественного развития.

В наиболее общей форме бюджет выражается денежных суммах, росписи доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и государственного управления, и расходов, производимых этими органами.[5]

Финансовая наука определяет тесную взаимосвязь между категориями «финансы» и «бюджет». Этим устанавливается специфика бюджетных отношений в общей совокупности финансовых отношений.

Финансовая наука должна поставить себе задачей построение более четкой терминологической основы бюджета. Практической плоскости бюджетом зачастую называется соответствующий документ. Хотя более точное обозначение имеет термин «государственная роспись доходов и расходов». Через документальную форму бюджет как совокупность денежных отношений выражается в стоимостных показателях.

Целесообразно, с точки зрения ряда авторов, основной финансовый документ страны называть как «бюджетный план», который составляется, рассматривается, утверждается и исполняется. Именно в процессе его исполнения формируется и расходуется бюджетный фонд. Последний должен осознаваться в качестве основного государственного централизованного денежного фонда.[6]

Перераспределительный процесс в обществе предполагает обособление в бюджете части стоимости ВВП и её аккумулирования в распоряжении государства. Формирование бюджета происходит в перераспределительном масштабе в ходе направления средств в бюджетные фонды и внебюджетные фонды страны. При условии их включения в бюджетные параметры. При установлении бюджетных потоков возникают экономические связи государства с совокупностью участников общественного воспроизводства – предприятиями, организациями, домашними хозяйствами, физическими лицами и др. Каждый из них вносит свой экономически обоснованный вклад в формирования и использования бюджета, т.е. наблюдается совокупное участие в создание централизованного денежного фонда, определенного на финансирование общенациональных потребностей.

Ученые – экономисты и практики вырабатывают решение сложной проблемы оптимизации размера ВВП, перераспределяемого через бюджетные каналы, экономической теорией доказано, что, чем выше уровень централизации в экономике, тем более существенная часть ВВП направляется в бюджет. Установлена прямая зависимость между удельным весом стоимостных параметров бюджета ВВП и степенью государственного вмешательства в национальную экономику.

Система хозяйствования, основанная на рыночных подходах, предусматривает долю бюджета ВВП в пределах 20-25%. В отличие от административно командной системы, которая                                                                                                                                                  

Бюджетные отношения выступают каналом межотраслевого перераспределения средств. Внутри национальной экономической системы действуют отрасли, имеющие относительно низкую доходность, но покрывающие важные общественные потребности. В число таких отраслей могут включаться транспорт, связь, энергетика и др. Основные услуги (продукция) обозначенных подразделений национальной экономики чрезвычайно важны для экономико-социального положения государства и индивидуума. Поэтому через бюджет происходит перераспределение средств, создаваемых в высоко доходных отраслях, в сторону низкодоходных направлений. Межотраслевое бюджетное перераспределение служит инструментом достижения условно равновесного положения отраслей народного хозяйства.

Бюджет служит базовым инструментом государственного регулирования экономики. Государство, манипулируя перечнем налогов и их ставками, формирует доходную часть бюджета, одновременно производится расширение или сокращение государственных расходов. Тем самым, государство в ходе экономического регулирования активно влияет на совокупные воспроизводственные процессы в обществе. Бюджет воспринимается как часть финансовой политики государства. В совокупности денежно-кредитный, налоговой и валютной политики бюджетная политика составляет политико-экномически статус государства.

Межтерриториальное перераспределение средств производится через механизм бюджетных отношений между выше и ниже стоящими государственными органами в ходе формирования и использования соответствующих бюджетных фондов. Схема межтерриториального бюджетного перераспределения основывается на государственном устройстве. Так в федеративном государстве эта позиция воплощается через бюджетный федерализм. Значимой проблемой, которого является выработка оптимального соотношения между объёмом финансовых ресурсов, концентрируемых в вышестоящем бюджете и направляемых звено бюджетной системы. Установление рациональных пропорций выступает кардинальной задачей финансовой науки и практики. Пропорции и формы межтерриториального перераспределения складываются под воздействием конкретных экономико-политических задач, стоящих перед государством на определенном историческом этапе развития.

Достоверно и значимо сущность бюджета проявляется в его функциях. Исследования функциональной совокупности бюджета имеет достаточно важное значение.

На начальном этапе построения рыночных основ хозяйствования функциями бюджета признавались: перераспределения стоимости совокупного общественного продукта (национального дохода); конструктивное вмешательство в процесс общественного воспроизводства с целью обеспечения его оптимальной структуры; осуществление государственной финансовой политики.[7] В последующем в развитии теоретических основ функционирования бюджета были предложены функции образования основного централизованного фонда денежных средств; расходования бюджетного фонда; контрольная.[8]

Функция образования бюджета проявляется через бюджетные доходы в виде налоговых и неналоговых платежей, займов и других поступлений. К основным источникам доходов бюджета относятся ресурсы, полученные в результате первичного распределения ВВП доходы субъектов хозяйствования. При этом состав доходов относительно традиционен, а структура динамична, существует прямая зависимость между удельным весом определенного вида доходов и уровнем экономического развития страны, соответственно между общественным потреблением и накоплением.

Воплощением функции расходования являются конкретные направления бюджетных ресурсов по отраслям национального хозяйства, субъектом социальной сферы и территориям страны. Являясь совокупным участником общественного воспроизводства и субъектом хозяйствования, государство принимает во внимание экономические интересы других участников. Поэтому бюджетные каналы, через которые происходят вливания средств, пронизывают национальную экономическую систему. Удовлетворение общественных потребностей и соблюдение макроэкономических пропорций определяет необходимость бюджетного финансирования определенных отраслей народного хозяйства и социальной сферы, административно-территориальных образований, субъектов различных форм собственности и отдельных звеньев экономики, имеющих существенное социально-экономическое значение.

Контрольная функция ведет наблюдение за поступлением доходов и целевым расходованием бюджетных средств, т.е. последовательно продолжает выполнение функций образования и расходования. При этом контрольная функция бюджета предусматривает создание условий для проведения контрольных мероприятий. С помощью данной функции возникает возможность со стороны государство эффективно воздействовать на пропорции экономических процессов. Контрольная функция находится во взаимосвязи с функцией образования и использования бюджета.

В теоретическом аспекте и практическом воплощении контроль и контрольная функция взаимосвязанные, но не идентичные понятия. Контроль является важной стороной деятельности финансовых органов. В свою очередь, контрольная функция в базовом варианте присуще финансам, и соответственно интерпретации – бюджету. Контрольная функция создает объективную базу для реального осуществления контроля.[9]

Совокупность доходов и расходов характеризует внутренний состав бюджета.

Соотношение между видами доходов и направлениями расходов к общему объему бюджетных средств представляют структурное содержание бюджета, которое выражается в процентных параметрах.

В законодательном порядке бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[10] Правовая характеристика сущности бюджета закрепляет формализованный подход к бюджету, как денежному фонду одновременно указываются источники наполнения фонда и направления его использования. Примечательно, что констатируется целевое предназначение бюджета.

Законодательно нормативные положения рассматривают доходы бюджета в качестве денежных средств, поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[11] Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Такая регламентация доходов бюджета означает механизм доходных поступлении и содержит возможность распределения по уровням бюджетной системы.

 Неоднозначное трактование бюджета в научно-теоретических исследованиях, законодательно-нормативных документах и учебной литературе приводит к одновременному применению данного термина для обозначения разных экономических объектах так, термин «бюджет» используется для обозначения определённой совокупности отношений, закрепленного законодательного и действующего документа, реально формирующегося использующегося денежного фонда.

Рассмотрение теоретического обоснования категории «бюджет» является дискуссионной сферой теорией финансов. Отсутствие традиционно принятого понимания бюджета позволяет вырабатывать новые формулировки понятия «бюджет». В ходе научных исследований формируются и уточняются терминологические подходы к определению бюджета. Законодательная деятельность и практика вносят свой вклад в понятийный аппарат. Действующие законодательные акты области финансов и бюджета содержат достаточно целесообразные понятия бюджета. Их существование зависит от степени обоснованности и аргументированности. В целом, современные трактовки бюджета достаточно ясны и логичны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: