Анализ доходов и расходов бюджета Свердловской области на 2003 и 2004 года

Анализ доходов.

Собственные доходы консолидированного бюджета на 2004 год составят 45726251 тыс. рублей, что на 11,3 выше прогноза 2003 года, это примерно соответствует темпам инфляции, задекларированным в Бюджетном послании Президента РФ.

Из них, доходы без учета целевых бюджетных фондов – 4400059 тыс. рублей.

В резерве источников (без учета целевых бюджетных фондов) основной удельный вес занимает:

 

2003г. 2004г.  
  - налог на доходы физических лиц 46%

39,1%

  - налог на прибыль организаций 21%

24,3%

  - налоги на имущество 9%

11,3%

  - акцизы на алкогольную продукцию и 10% от акцизов на нефтепродукты 6,6%

2,5%

  - платежи за природные ресурсы (в т. ч. Земельный налог) 5,2%

6,5%

- неналоговые доходы (в основном аренда земли)

6,7% 7,2%  
         

 

Относительно 2003 года увеличивается зависимость наших бюджетов от налога на доходы физических лиц (с 39,1% до 46%), возрастает доля акцизов в целом с 2,5% до 6,6%, в т. ч. на алкоголь с 2,5% до 5,6%.

По остальным доходным источникам удельный вес в доходах бюджета относительно стабилен.

Налог на прибыль.

Оценка поступлений налога на прибыль в 2004 году произведена на базе начисленных платежей в бюджет Свердловской области по состоянию на 01.07.03 г. по данным сводки 1 НМ Управления МНС РФ по свердловской области, с применением коэффициента досчета до ожидаемых начислений за 2003 год. В 2002 году произошло укрупнение ИМНС, кроме того, с 01.10.02 все крупнейшие налогоплательщики области переведены на налоговый учет в межрайонную инспекцию №1 в г. Екатеринбурге. В связи с этим окончательная база для расчета прогноза по налогу на прибыль была сформирована по результатам согласования с муниципальными образованиями.

В 2004 году ожидается рост начислений по налогу за счет:

- увеличения (в соответствии с Федеральным законом № 117-ФЗ от 07.07.03 г.) ставки налога на прибыль с 18% в 2003 году до 19%. Начиная с 2004 года, ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ (код 1010102) установлена 17%, зачисляемого в местные бюджеты (код 1010110) 2%.

- увеличения налогооблагаемой базы в связи со снижением в 2004 году ставки НДС с 20% в 2003 году до 18% в 2004 году и отменной налога с продаж (рост начислений по вышеназванным причинам учтен Министерством экономики и труда Свердловской области при расчете коэффициента ожидаемого роста поступлений налога на прибыль в 2004 году по сравнению с 2003 годом. Коэффициент роста утверждён в размере 1,221).

Коэффициент досчета до ожидаемых начислений за 2003 год рассчитан на основании фактических поступлений налога на прибыль в 2001-2002 гг. в консолидированный бюджет области и принят в размере 2,1. В методике расчета налога на прибыль применен коэффициент собираемости равный 0,983 (с учетом собираемости за 2002 год (1,03), первое полугодие 2003 года (0,957) и по состоянию на 01.08.03 г. 1,0). Данные коэффициента приведены для всех МО.

С учетом вышеизложенного прогноза по налогу на прибыль по расчетам МФ Свердловской области составил 8685545 тыс. рублей, в том числе в части региональной ставки – 7771278 тыс. рублей, что составит 96,2% прогноза поступления налога на прибыль на 2003 год. По результатам согласования расчетной базы с муниципальными образованиями в МФ Свердловской области прогноз по налогу на прибыль уменьшен на 271193 тыс. рублей.

Налог на доходы физических лиц.

Прогноз по этому, наиболее стабильному налогу составляет 19015473 тыс. рублей, что на 35% выше прогноза 2003 года.

Прогноз рассчитан на базе отчетных данных МФ Свердловской области по фактическому поступлению за 2002 год с учетом коэффициентов-дефляторов К3 = 1,3; К4 = 1,36. Объём льгот на социальные вычеты, предоставленных населению по декларациям, сданным в МНС, в 2003 году возрос незначительно и на 2004 год также не предполагается большого роста, поэтому дополнительно в базе 2002 года не учитывался.

В размере МО, конечно, имеются отклонения в ожидаемой оценке темпов роста по этому доходному источнику (в расчете к ожидаемому исполнению за текущий год) от 0,95% до 1,72% (г. Серов). Однако особенности формирования фонда оплаты труда в отдельных территориях уже учтены в составе базового показателя – фактического исполнения за 2002 год.

При согласовании с МО по отдельным территориям прогноз скорректирован на снижение уровня занятости населения при ликвидации предприятий, сокращение задолженности по выплате зарплаты, и др. особенности.

Всего в ходе работы согласительной комиссии первоначальный прогноз уменьшен на 520707 тыс. рублей.

Налог на игорный бизнес.

Косвенным подтверждением роста доходов населения является рост доходов от игорного бизнеса: в 2002 году – 1,8 млн., рублей ожидаемое т.г. = 21 млн. рублей, на 2004 год планируется 76,6 млн. рублей.

В связи с изменением налогового законодательства весь налог от этого вида деятельности будет, зачислятся с 01.01.04 в региональный бюджет (в 2002 и 2003 годах – только по ставкам, превышающим минимальные).

Налог на имущество.

Объём поступлений налога на имущество предприятий в бюджет области на 2004 год определен с учетом изменения налогового законодательства: увеличение ставки налога с 2 до 2,2 процента при одновременном уменьшении налогооблагаемой базы за счёт исключения из объектов налогообложения запасов, затрат и нематериальных активов. На основании начисленных платежей в консолидированный бюджет области с территорией муниципальных образований за 2002 год с применением коэффициентов ожидаемого роста начислений в 2003 году (1,273) и 2004 году (1,2). Кроме того, учтен коэффициент собираемости налога 0,96. Взаимно противоположные изменения уравновесили (+) и (-) и прогноз 2004 года почти равен прогнозу 2003 года и составил 3722199 тыс. рублей (95,4% к 2003 году).

В ходе согласований расчетная база уменьшена на 259128 тыс. рублей.

Земельный налог.

Расчеты земельного налога на 2004 год произведены в соответствии с изменением земельного законодательства в результате принятия Земельного кодекса РФ, федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю, постановления Правительства РФ «Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ Муниципальных образований возникает право собственности» и иных нормативно-правовых актов РФ и Свердловской области».

В основу расчета земельного налога приняты начисленные платежи в бюджетную систему РФ в 2002 году на территории Свердловской области, которые определены исходя из отчетных данных Управления МНС РФ по Свердловской области, с учетом индексации ставок земельного налога в 2003 году в 1,8 раза (для категорий земель) и в 2004 году в 1,1 раза (кроме ставок налога земли сельскохозяйственного назначения).

Изменение земельного законодательства в части перевода юридических лиц с права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на арендные отношения приведет к снижению поступлений земельного налога в 2004 году в консолидированный бюджет Свердловской области в объёме 169641 тыс. рублей, из них областной бюджет недополучит – 81480 тыс. рублей, бюджет МО – 88161 тыс. рублей.

Акцизы.

Изменение порядка зачисления акцизов на алкоголь, введенное с 2002 года, значительно подняло удельный вес этого источника в доходах бюджета области, если в 2001 году мы получили только 450 млн. рублей, то в 2002 году – уже 687 млн. рублей, в 2003 году – ожидаем 1120 млн. рублей, а на 2004 год прогнозируем 2739,5 млн. рублей или рост более чем в 2 раза, а за 3 года в 5 раз.

В прогнозе 2004 года учтена также частичная передача федеральной доли акцизов на водку и ликёроводочные изделия при реализации производителями, включая реализацию на акцизные склады, что составит 222,4 млн. рублей.

При согласовании с муниципальными образованиями расчетной базы по акцизам, данные о начислениях за первое полугодие 2003 года скорректированы на суммы, начисленные по ликвидированным (прекратившим свою деятельность) акцизным складам (в г. Алапаевске ООО «торговый дом УралВИТЭКС» решением арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2003 признан банкротом, в г. Среднеуральске закрыт филиал ГУП «Башспирт» оптовый склад № 12), на сумму пени и штрафов, начисленных на недоимку прошлых лет.

Акцизы на реализацию нефтепродуктов оцениваются (по ставке 60%) в сумме 1920 млн. рублей, из них по ставке 50% - 1600 млн. рублей – передаются в целевой дорожный фонд, 320 млн. рублей – в доходах областного бюджета.

Неналоговые доходы.

Поступления в бюджет Свердловской области в виде дивидендов по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности прогнозируются в сумме 14008 тыс. рублей. Из них в областной бюджет предполагается получить 7000 тыс. рублей. Прогноз определён МУГИСО исходя из планируемой чистой прибыли акционерных обществ по итогам работы за 2003 год, с учётом динамики поступления указанных платежей.

Платежи за пользование лесным фондом.

В соответствии со статьёй 14 проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» плата за древесину, отпускаемую на корню, в пределах минимальных ставок, полностью будет зачисляться в доход федерального бюджета.

В областной бюджет будут поступать только платежи по ставкам сверх минимальных, что составит 110,8 млн. рублей.

Прочие местные налоги, сборы и неналоговые доходы.

1. Прочие лицензионные сборы, подлежащие зачислению в областной бюджет.

В связи с передачей функции регистрации юридических лиц с 01.07.2002 налоговым органам в соответствии с законом № 129-ФЗ от 08.08.2001 и физических лиц на федеральный уровень с 01.01.2004 по Закону № 76-ФЗ от 23.06.2003 и зачислением госпошлины за данную регистрацию в федеральный бюджет, расчетная база – факт 2002 года – уменьшена на сумму 10028 тыс. рублей.

2. Госпошлина, подлежащая зачислению в местный бюджет.

Согласно закону «О государственной пошлине» в местные бюджеты поступают платежи с заявлением в суды общей юрисдикции и за совершение нотариальных сделок.

Минимальная заработная плата для расчета размера госпошлины остается – 100 рублей.

В соответствии с «Методикой» объем поступлений в бюджет МО в 2004 году определен на основании фактических поступлений в 2002 году и коэффициентов ожидаемого роста, равных 1,1 как в 2003, так и в 2004 году и составил 69624 тыс. рублей.

3. Местные налоги.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ» № 117-ФЗ от 07.07.2003 отмены с 1 января 2004 года целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели, в результате чего местные бюджеты потеряли 33989 тыс. рублей.

Объем поступлений в местные бюджеты на 2004 год определён на основании фактических поступлений в местный бюджет в 2002 году и коэффициентов ожидаемого роста в 2003 году – 1,197 и в 2004 году – 1,187, и составляет 92001 тыс. рублей.

Кроме того, в доходной части областного бюджета учтена финансовая помощь из федерального бюджета в объёме 97300 тысяч рублей (предусмотрена в доходах Целевого Дорожного фонда).

Анализ расходов.

Расходы не отмеченные ниже:

· Самые крупные:

1) Образование составило на 2004 год – 1692920 тыс. рублей, это составило на 0,6% процента больше предыдущего года.

2) Здравоохранение и физическая культура составили на 2004 – 3578248, это составило на 3,0% процента больше предыдущего года.

3) Социальная политика составило на 2004 год – 3579808 тыс. рублей, это составило на 2,7% процента больше предыдущего года.

А также:

4) Целевые бюджетные фонды – 4439143 тыс. рублей.

5) Прочие расходы – 1196216 тыс. рублей.

· Средние и малые:

1) Фундаментальные исследования и содействие           

 научно-техническому прогрессу

2) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, 1164670 тыс.

гидрометеорология, картография и геодезия                   рублей =

3) Транспорт, связь и информатика                                 3,9% от общих

4) Развитие рыночной инфрастуктуры                            расходов

5) Культура, искусство и кинематография

6) Средства массовой информации

7) Обслуживание государственного и муниципального

долга

Государственное управление.

Расходы на государственное управление в консолидированном бюджете на 2004 год определены в сумме 2724028 тыс.(10%) рублей, в том числе:

- муниципальный бюджет 949011 тыс. рублей (численность 7430,7 ед.).

- областной 11775017 тыс. рублей (численность 8751 ед.).

Функционирование исполнительных органов государственной власти.

Расходы составляют 1487523 тыс.(5%) рублей:

- по аппарату Правительство области расходы составят 145755 тыс. рублей (203 ед.);

- по территориальным органам исполнительной власти: управления сельского хозяйства, управление социальной защиты населения, отделы (специалисты) по регистрации субъектов предпринимательской деятельности, мобилизационной работе, комиссии: по защите прав несовершеннолетних, административные работники ЗАГСов и ГАСНов в сумме 576367 тыс.(3%) рублей (5388, 5 ед.);

-по аппарату областных министерств, департаментов, комитетов, управлений – 765401 тыс.(4%) рублей (2615,5 ед.);

  Функционирование Губернатора Свердловской области в составе РФ.

Расходы в сумме 77714 тыс. рублей (103 ед.), в том числе денежное содержание Губернатора области в сумме 1144 тыс. рублей и денежное содержание аппарата Губернатора Свердловской области в сумме 38204 тыс. рублей.

Судебная власть.

Расходы на обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области.

Расходы запланированы в соответствии с Законом Свердловской области «О мировых судьях Свердловской области» от 19.02.2001 года № 22-ОЗ и Законом Свердловской области «О создании судебных участков Свердловской области и должностей мировых судей СО» от 28.11.2001 года № 52-ОЗ, исходя из численности судебных участков в количестве 207 численности аппарата по обеспечению деятельности мировых судей – 1131 ед., в т. ч. – 621 единицы государственных служащих, 414 ед. работников по техническому обеспечению, 96 ед. младшего обслуживающего персонала. Расходы запланированы с учётом открытых в 2003 году и планируемых к открытию в 2004 году судебных участков. Предусмотрены расходы на охрану участков, капитальный и текущий ремонт помещений, приобретения инвентаря и оборудования, связь, коммунальные и транспортные услуги и т. д.

Расходы запланированы в сумме 184527 тыс.(1%) рублей.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности.

Общая сумма расходов на содержание органов внутренних дел (милиции общественной безопасности) рассчитана по утвержденной методике расчета бюджетных расходов на правоохранительную деятельность. Расходы, связанные с предстоящим повышением заработной платы, в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, дополнительно увеличены в 1,15 раза расходы, связанные с повышением тарифов на тепло и электроэнергию, материальные затраты проиндексированы в 1,1 раза и включены в бюджет расходы за счет средств, поступающих в областной бюджет за действия ГИБДД ГУВД Свердловской области по допуску водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении.

Будет осуществляться финансирование:

1. Главного управления внутренних дел Свердловской области (1484428 тыс. рублей)(5%).

2. Среднеуральского УВД на транспорте (4996 тыс. рублей).

Промышленность, энергетика и строительство.

Топливно-энергетический комплекс.

В связи с регулированием отпускных тарифов для населения по газу, сжиженному в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулированию цен (тарифов)» из областного бюджета предусматривается поддержка газораспределительных организаций в виде субсидий с увеличением к 2003 году 1,15 раза определенной в сумме 34627 тыс. рублей. Планово-расчетные расходы определены исходя из финансового показателя на 1 тонну реализованного газа 2817 рублей и прогнозируемого объема реализуемого сниженного газа населению. К бюджетным убыткам за 2003 год (50 млн. рублей) сумма компенсации из бюджета составит 69%.

Строительство и архитектура.

Расходы на финансирование капитальных вложений по сельскому хозяйству предусмотрены в сумме 26928 тыс. рублей.

Расходы на компенсацию по удорожанию стоимости строительства домов жилищно-строительных кооперативов предусмотрены в сумме 75990 тыс. рублей, в том числе на переходящий объем строительства 2004 года – 59156 тыс. рублей (объем в ценах 1984 года – 1964 тыс. рублей, проиндексированный в цены 2004 года – 90580 тыс. рублей) и на погашение кредиторской задолженности за 2003 год 16834 тыс. рублей.

Сельское хозяйство.

Расходы на выплату субсидий сельхозтоваропроизводителям на животноводческую продукцию определены, исходя из объемов реализации продукции в 2004 году и ставок дотации на единицу продукции, в сумме 155681 тыс. рублей.

Расходы на поддержку племенного животноводства предусмотрены в сумме 11770 тыс. рублей.

Предусмотрены расходы в сумме 118478 тыс.(1%) рублей, из них:

- субсидий на приобретении техники для сельхозпроизводителей в сумме 106488 тыс. рублей;

- субсидии на компенсацию части затрат на тепловую энергетику для технических нужд теплиц 6600 тыс. рублей;

- субсидии на поддержку плодопитомников и сортоучастков в сумме 1760 тыс. рублей;

- субсидии на поддержку сельхозпроизводителей, производящих семена высокой репродукции в сумме 3630 тыс. рублей.

Предусмотрена компенсация части затрат на отопление жилого фонда, находящегося на балансе сельхозтоваропроизводителей в сумме 10000 тыс. рублей.

Расходы на содержание социальной сферы села (детские сады, клубы, фельдшерско-акушерские пункты) определены исходя из фактических расходов на содержание с учетом удорожания стоимости тарифов на электроэнергию в сумме 7996 тыс. рублей.

Расходы на противоэпизоотические и противолейкозные мероприятия определены на уровне прошлого года в сумме 1320 тыс. рублей.

Расходы на предоставление бюджетных кредитов фермерским хозяйствам на проведение весенне-полевых работ предусмотрены в сумме 4488 тыс. рублей, на финансирование проектов развития крестьянских хозяйств – В сумме 6600 тыс. рублей. Возврат ранее выданных кредитов предусмотрен в сумме 9667 тыс. рублей.

Расходы на коренное улучшение земель определены в сумме 120837 тыс.(1%) рублей.

Предусмотрены субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученных в коммерческих банках в сумме 55000 тыс. рублей.

 

Вывод

– Бюджет 2004 года принят Областной Думой Законодательного Собрания СО 25.12.2003 года.

– Одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания СО 25.12.2003 года.

– Проект областного бюджета на 2004 год рассчитан в соответствии с посланием губернатора «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики СО на 2004 год» и на основании методик расчета Областного бюджета и финансовой помощи муниципальным образованиям, утвержденных постановлением Правительства СО от 05.08.2003 года № 489-ПП, и согласован с муниципальным образованиями и главными распорядителями бюджетных средств.

Из анализа можно сказать, что бюджет СО на 2004 год составлен с положительной стороны для её деятельности. Все расходы покрыты + каждый вид расходов превышает кол-во затрат по сравнению с 2003 годом.

Дефицит в 2004 не предусмотрен, это означает, что секвестирования в бюджете нет, кроме секвестирования расходов бюджета за счет не прихода 3620 млн. рублей из-за изменения законодательства налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: