Структура доходов и расходов областного бюджета

Доходы.

Доходы бюджета обеспечивают удовлетворение государственных потребностей необходимыми денежными средствами. В стоимостном выражении доходы бюджета являются значимой частью ВВП. При чём независимо от уровня общественно-экономического развития, государственного устройства и политического режима он остаётся основным источником доходов бюджета. В отдельных исторических этапах для покрытия чрезвычайных расходов государство прибегало к пополнению бюджета за счёт национального богатства, т.е. потреблению стоимости, созданной обществом в более ранний исторический период.

Национальное богатство одной страны может при определенных условиях выступать источником формирования государственных доходов другого государства. Это происходит либо цивилизованным (в виде использования внешнего займа, получению репарации и т.п.), либо насильственным путем (как правило, в результате военных действий).

Во всех экономически цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы и эмиссии.

Создание доходной базы осуществляется, в основном, за счёт налогов и обязательных платежей, которые рассматриваются финансовой наукой в качестве решающих источников формирования доходов бюджета. Участники общественного воспроизводства (предприятия, организации, учреждения – юридические лица; граждане – физические лица) в соответствии с законодательством выступают плательщиками налогов и сборов в бюджет.

Налоговое поступление в виде прямых и косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) играют доминирующие значение при создании доходной базы бюджета. Так, косвенное налогообложение позволяет обеспечить бюджет относительно устойчивыми доходами. Не налоговые поступления, к примеру, доходы от использования государственного имущества комплекса, как правило, незначительны. В бюджете дополнительно консолидируются доходы целевых фондов, выполняющих социально значимые функции.

Доходы бюджетов в нормативно практическом аспекте дифференцируются на собственные и регулирующие. Собственные доходы закрепляются в полной сумме или в определённой пропорции за соответствующими бюджетами законодательством государства. К число собственных доходов бюджетов относят налоговые и неналоговые доходы, иные доходы и безвозмездные перечисления. При этом перечень всех позиций регламентируется в законодательном порядке.

Регулирующие доходы бюджетов составляют федеральные и региональные налоги и иные платежи. Особенной характеристикой этих сумм является установление нормативов отчислений в относительных величинах. Требованием законодательства служит установление параметров перераспределения в бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты на финансовый год, на длительный период не менее трех лет в соответствии с видом доходов. Нормативные показатели определяются сводом бюджетных законов или конкретным законом на финансовый год.

 

Рисунок №1 показывают структуру доходов на 2003-2004 года (приложение таблица №1).

Расходы.

В системном подходе расходы бюджета представляются совокупностью денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения централизованного фонда денежных средств по заранее регламентированным направлениям с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. На законодательном уровне расходы бюджета рассматриваются как денежные средства как денежные средства государства по заранее регламентированным направлениям с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. На законодательном уровне расходы бюджета рассматриваются как денежные средства на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В определении расходов бюджета закладывается их стоимостное содержание и целевая направленность.

Расходы бюджетов независимо от уровней имеют определённые базовые элементы. Их формирование производится на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг, единых методологических подходов расчёта минимальной бюджетной обеспеченности. В современной трактовке больше внимания уделяется минимальным государственным социальным стандартов вместо нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Предпочтение отдаётся стандартизированному режиму. Нормирование касается финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органом государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления дано право увеличивать названные нормативы с учётом имеющихся финансовых возможностей.

В целом, состав расходов и их структура определяются функциями государства. На определенном историческом этапе развития общества расходы трансформируются в зависимости от актуализированных социально экономических задач, стоящих перед государственными органами.

В основу классификации расходов бюджета принимаются следующие критерии: участие в общественном производстве; отраслевой признак; целевое назначение; организационное направление; уровень государственного управления; социальное и экономическое значение; количественное выражение. Так, по участию в общественном производстве ресурсы бюджета направляются в материальное производство и не производственную сферу. При этом в отраслевом разрезе материального производства в базовые отрасли национальной экономики: промышленность, строительство, транспорт, связь и сельское хозяйство, и др. в непроизводственной сфере: образование, здравоохранение, культура и искусство, социальная помощь населению, физкультура и спорт.

Расходы бюджета по целевому назначению дифференцируются средства, выделенные на текущее содержание, и средства на строительство, и реконструкцию. При чём первое подразделение включается в так называемый бюджет текущих расходов. Второе – в бюджет развития, который обеспечивает финансирование инвестиционной и инновационной деятельности государства, общенациональных затрат, связанных с развитием научно производственного потенциала страны.

Признак экономического содержания учитывается в аспекте. Расходы бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. К текущим относятся расходы, обеспечивающие непосредственное функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений. В состав текущих расходов включается оказание государственной поддержки другим бюджетам, приоритетным для национальной экономики или социально значимым отраслям экономики и другие расходы.

Капитальные расходы бюджетов призваны обеспечивать инновационную и инвестиционную деятельность. Существенным моментом является финансовая поддержка актуальных инвестиционных проектов, с помощью которых увеличивается имущественный комплекс государства субъектов РФ и муниципальных образований. Дифференциация расходов бюджета по экономическому содержанию включена в бюджетную классификацию и широко используется в практике финансового обеспечения функций государства.

Организационный признак выделяет целевые экономические и научно-исследовательские программы, программы социальной поддержки населения и подготовки кадров. Уровень государственного управления классифицирует расходы по федеральному бюджету, бюджетом субъектов федерации и местных бюджетов. Следует отметить, что такое деление присуще странам с федеральным государственным устройством.

Расходы бюджетов группируются по формам. Предоставление бюджетных средств по определённым формам: ассигнования, трансферты, бюджетные кредиты, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды, дотации, кредиты. Выбор формы зависит от значимости расходов и их экономико-социальной характеристики. Более знаменитым фактором в выборе формы становится механизм финансового обеспечения.      

                                                               

 

Рисунок №2 показывает структуру расходов на 2003-2004 года (приложение таблица №2)

  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: