Определение показателя широты функциональных свойств видов товара (F)

Определяем показатель широты функциональных и потребительских видов товаров (на примере автосервиса). Этот показатель находим по следующей формуле:

 

F = b1 F1 + b2 F2 +... + be Fe,

 

Fe - это свойства, заявочного списка потребителя, в котором он отражает те свойства видов товаров, которые он желает иметь. Однако, как мы видели раньше совпадение желаний клиентов с тем, что предлагает производитель, далеко не полное. Если какого-либо свойства, нужного потребителю, в виде товара нет, то тем самым оценка F понижается и в тем большей степени, чем больше различия в составе этих свойств.

be - Коэффициент важности соответствующих свойств (определяемых номерами индексов).

Каждому этому свойству поставлен в соответствие коэффициент важности bq. Множество этих показателей важности свойств формируют вектор важности

 

b = {b1, b2, b3 b4, b5, b6, b7, b8,b9, b10}.

 

При этом векторы важности автосервиса у трех их производителей bР1, bР2., и bР3 различны и могут существенно отличаться от векторов важности, например, трех клиентов bQ1, bQ2, и bQ3, а также от полного вектора важности эталонного вида товаров, состоящего из полного набора из 10 свойств.

Оценку важности функциональных свойств определяют с помощью группы экспертов, которая дает заключение и усредненную оценку. Результат оценки - вектор важности b функциональных и потребительских свойств товаров, входящих во множество потребителя. Эта группа экспертов является независимой (НОК).

 

b1 b2 b3 b4 b5
0,15 0,10 0,08 0,15 0,10
b6 b7 b8 b9 b10
0,12 0,05 0,10 0,05 0,10

 

Формируем таблицы коэффициентов важности по свойствам

Векторы важности b

Производители инструментов

Потребители инструментов

 

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8

b9

b10

J1 J2 J3 Q1 Q2 Q3
0,12 0,10 - 0,10 0,15 0,10 0,08 0,15 0,10 0,10 0,12 - 0,08 0,15 0,15 0,12 0,15 0,15 - 0,08 0,15 0,10 0,10 0,10 0,15 0,15 - 0,08 0,05 0,12 0,15 - 0,10 0,05 0,05 0,10 0,15 0,10 0,15 0,15 0,15 0,15 0,10 0,10 0,10 0,10 0,05 0,10 0,15 - 0,12 0,08 0,12 - 0,15 0,1 0,15 0,08 0,08 0,12
Всего 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

 

Определяем показатель широты свойств F в том случае, когда привлекается независимый оценщик (НОК):

- для первого товаропроизводителя

 

(J1) - FJ1 = 0,15*1 + 0,1*1 + 0,08*0 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,12*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,1*1=0,92

- для второго товаропроизводителя

 

(J2) - FJ2 = 0,15*1 + 0,1*0 + 0,08*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,12*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,05*0 + 0,1*1=0,85

 

- для третьего товаропроизводителя

 

(J3) - FJ3 =0,15*1 + 0,1*1 + 0,08*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,12*1 + 0,05*0 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,1*1=0,95.

 

Определяем показатель широты свойств F в том случае, когда оценка выполняется первым потребителем первого вида товаров (производителя J1) -:

FJ1Q1 = 0,15*1 + 0,1*0 + 0,05*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,15*1=0,9

 

- товаропроизводителя 2 фирмы (J2) первым потребителем

FJ2Q1 = 0,15*1 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,15*0 + 0,15*1=0,85

- тиоваропроизводителя 3 фирмы (J3) первым потребителем

FJ3Q1 = 0,15*1 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,15*0 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,15*1=0,85

 

- товаропроизводителя 1 фирмы вторым потребителем

FJ1Q2 = 0,15*1 + 0,15*1 + 0,1*0 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,15*1=0,9

 

-товаропроизводителя 2 фирмы вторым потребителем

FJ2Q2 = 0,15*1 + 0,15*0 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,05*1 + 0,1*1 + 0,15*0=0,7

 

-товаропроизводителя 3 фирмы вторым потребителем

FJ3Q2 = 0,15*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,1*1 + 0,05*0 + 0,1*1 + 0,15*1=0,95

 

-товаропроизводителя 1 фирмы третьим потребителем

FJ1Q3 = 0,12*1 + 0,08*1 + 0,12*0 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,08*1 + 0,08*1 + 0,12*1=0,88

 

-товаропроизводителя 2 фирмы третьим потребителем

FJ2Q3 = 0,12*1 + 0,08*0 + 0,12*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,15*1 + 0,08*1 + 0,08*0 + 0,12*1=0,84

 

-товаропроизводителя 3 фирмы третьим потребителем

FJ3Q3 = 0,12*1 + 0,08*1 + 0,12*1 + 0,15*1 + 0,1*1 + 0,15*0 + 0,08*1 + 0,08*1 + 0,12*1=0,85

Аналогично оценивают предлагаемые товары по показателю F потребители. Результаты оценки сведены в таблицу (верхний индекс при F показывает, кто производитель товаров, нижний - номер потребителя).

 

" Спецком "

"Метизный двор»

"Корунд"

 
FJ1Q1 0,90

FJ 2Q1

0,85

FJ3 Q1

0,85  
FJ1Q2 0,90 FJ2Q2

0,70

FJ3Q2

0,95

FJ1Q3 0,88 FJ2Q3

0,84

FJ3Q3

0,85

                   

 

Как видно из таблицы, разброс показателя широты функциональных и потребительских свойств достаточно широкий (от 0,70 до 0,95). Это говорит о несовпадении взглядов производителей товаров и их потребителей, как по составу свойств, так и оценке их значимости.

Оценка качества товара (К) применительно к сформированным показателям функциональных и потребительских свойств.

Определяем уровень качества К по каждому из оцениваемых свойств. Для этого необходимо иметь квалиметрические шкалы по каждому свойству. Принимаем, что шкалы являются сходящимися (т.е. каждая последующая градация качества включает в себя предыдущую) и на каждой шкале имеется 5 качественных делений со следующими численными значениями качества:

Þпосредственное качество (порог) W0 =0;

Þудовлетворительное качество W1 =0,30;

Þхорошее качество W2 =0,50;

Þотличное качество W3 =0,70;

Þсупер-качество W4 =1,0;

Каждая из градаций качества имеет определенное семантическое содержание технического или экономического характера. Определение их производится или самими независимыми оценщиками, использующими соответствующие методы и средства или используя средства экспертной оценки.

Рассмотрим градации качества применительно к принятым для автосервиса показателям свойств:

Þ F1 – режим работы подразделяется на:

1. W0 =0 – выезд менеджера к клиенту – с 10.00 до 15.00

2. W1 =0,30 –будни дни – с 8.00 до 19.00

3. W2 =0,50 – выходные дни – с 8.00 до 15.00

4. W3 =0,70 – заявка на обслуживание – с 8.00 до 19.00

5. W4 =1,0 – консультирование клиентов – с 8.00 до 19.00

Þ F2 – сервис подразделяется на:

1. W0 =0 – обработка заявок на поставку

2. W1 =0,30 – выставление счетов на оплату

3. W2 =0,50 – оплата за наличный счет

4. W3 =0,70 – оплата по без.налу

5. W4 =1,0 – реализация товара

Þ F3 – гибкая система скидок подразделяется на:

1. W0 =0 – 5%

2. W1 =0,30 – 10%

3. W2 =0,50 – 15%

4. W3=0,70 – 20%

5. W4 =1,0 – 25%

Þ F4-гарантийный срок службы подразделяется на:

1. W0 =0 – до одного года

2. W1 =0,30 – до полутора лет

3. W2 =0,50 – до двух лет

4. W3 =0,70 – до трех лет

5. W4 =1,0 – до четырех лет

Þ F5 – замена не качественного товара подразделя ется на:

1. W0 =0 – выявление не пригодности

2. W1 =0,30 – отправка на экспертизу

3. W2 =0,50 – замена определенных деталей

4. W3 =0,70 – защитная обработка

5. W4 =1,0 – обеспечение дополнительной гарантии

Þ F6 - престижность подразделя ется на:

1. W0 =0 - известен на региональном уровне;

2. W1 =0,30 - известен на уровне рынка России;

3. W2 =0,50 - известен на уровне рынка СНГ;

4. W3 =0,70 - известен на уровне мирового рынка;

5. W4 =1,0 - известен и популярен на уровне мирового рынка.

Þ F7 – консультирование клиентов подразделяется на:

1 W0 =0 - консультация не предусмотрена;

2 W1 =0,30 – консультация по телефону

3 W2 =0,50 – консультация по интернету

4 W3 =0,70 – консультация на месте

5 W4 =1,0 – консультация с выездом на дом

Þ F8 – продажа и подбор товара под разделяется на:

1 W0 =0 – продажа болтов

2 W1 =0,30 – продажа гаек

3 W2 =0,50 – подбор инструментов

4 W3 =0,70 – подбор дисков

5 W4 =1,0 – продажа саморезов

F9 – работа с кадрами подразделяется на:

1 W0 =0 - командировки

2 W1 =0,30 – ежемесячные семинары

3 W2 =0,50 – курсы повышения квалификации

4 W3 =0,70 – организованные собрания

5 W4 =1,0 – поощрение рабочих

Þ F10 – дополнительные услуги подразделяются на:

1 W0 =0 – комната отдыха

2 W1 =0,30 – бесплатная доставка

3 W2 =0,50 – сборка сложных конструкций

4 W3 =0,70 – выезд рабочей группы

5 W4 =1,0 – отпуск товара в рассрочку

 

Результаты оценкиглубины качества по каждому из показателей свойств услуг К сводим в следующую таблицу. В ней дается оценка качественных свойств трех услугопроизводителей независимым оценщиком (НОК) по каждому из свойств F. Знаком " + " отмечается, что данная градация качества достигнута, знаком "-", что она не достигнута.     0 0,3 0,5 0,7 1
    J1  +  +  +  + -
F1 b1 J2  +  +  + - -
    J3  +  +  + - -
    J1  +  +  + - -
F2 b2 J2  +  +  +  + -
    J3  +  +  + - -
    J1  +  +  +  + -
F3 b3 J2  + - - - -
    J3  + - - - -
    J1  +  +  + - -
F4 b4 J2 - - - - -
    J3  +  +  + - -
    J1  +  +  +  + -
F5 b5 J2  +  +  + - -
    J3  +  + - - -
    J1  +  +  + - -
F6 b6 J2  + - - - -
    J3  +  +  + - -
    J1  +  +  +  + -
F7 b7 J2 - - - - -
    J3  +  +  + - -
    J1  +  +  + - -
F8 b8 J2  +  +  +  + -
    J3  +  +  +  + -
    J1  +  +  + -  
F9 b9 J2  +  +  +  + -
    J3 - - - - -
    J1  +  +  +  + -
F10 b10 J2  +  +  + - -
    J3  +  +  +  + -

Уровень качества - W Þ

W0 W1 W2 W3 W4

По результатам приведенной таблицы определяем показатель качества К. Его численное значение определяется по формуле:

 

К = ,

 

b - Количество показателей качества, по которым должна производиться оценка НОК или потребителем, но если в действительности оно меньше, (так как мы видели выше, те или иные показатели не были предусмотрены в товаре), то в определении К берется большее число,

Wi(j) - численные градации качества по свойствам Fj,

p - Фактическое количество оценочных показателей.

Определяем показатель качества КJ1 автосервиса первого производителя - J1:

 

КJ1 =  = (0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,7)=0,58.

 

Аналогично определяем показатели качества автосервиса второго КJ2 и третьего КJ3 производителей:

КJ2 =  = (0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,7 + 0,5)= 0,36.

КJ3 =  = (0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,3 + 0,5 + 0,5 + 0,7 + 0,7)=0,42

 

Определяем показатель К трех клиентов трех производителей, но будут оцениваться не все 10 свойств как при оценке независимой группой экспертов, а меньше, т.е. сколько свойств оценивает потребитель у производителя.

- оценка производителя 1 автосервиса тремя клиентами

 

КJ1Q1 =  (0,7 + 0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,7)=0,58

КJ1Q2 = (0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5)=0,56

КJ1Q3 = (0,7 + 0,5 + 0,7 + 0,7 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,7)=0,58

 

- оценка производителя 2 автосервиса тремя клиентами

 

КJ2Q1 = (0,5 + 0 + 0 + 0,5 + 0 + 0 + 0,7 + 0,7 + 0,5)=0,32

КJ2Q2 = (0,5 + 0,7 + 0 + 0 + 0,5 + 0 + 0 + 0,7 + 0,7)=0,34

КJ2Q3 = (0,5 + 0,7 + 0 + 0,5 + 0 + 0 + 0,7 + 0,7 + 0,5)=0,40

 

- оценка производителя 3 автосервиса тремя клиентами

 

КJ3Q1 = (0,5 + 0 + 0,5 + 0,3 + 0,5 + 0,5 + 0,7 + 0 + 0,7)=0,41

КJ3Q2 = (0,5 + 0,5 + 0 + 0,5 + 0,3 + 0,5 + 0,5 + 0,7 + 0)=0,38

КJ3Q3 = (0,5 + 0,5 + 0 + 0,3 + 0,5 + 0,5 + 0,7 + 0 + 0,7)=0,41

 

Учитывая, что верхний предел оценки качества составляет 1,0,то можно констатировать невысокое качество автосервиса, следовательно, данный вид услуг нуждается в повышении своего качества.

Определение индекса конкурентоспособности и рейтинга качества товаров. По имеющейся методике определить индекс и рейтинг с обоснованием назначения коэффициентов a, отражающих вид субъекта оценки, которым может быть независимый орган оценки конкурентоспособности (НОК) или простой клиент (экономный, персонифицированный или апатичный).

Этот индекс определяется по следующей формуле:

 

Q = a1 F + a2 K + a3 C,

 

где a1 -весовой коэффициент при показателе F,

a2 - весовой коэффициент при показателе К,

a3 - весовой коэффициент при показателе С.

Этими коэффициентами оценщик НОК или потребитель может выразить свое отношение к важности соответствующих частных показателей (F, К, С) товаров.

Можно выделить потребителей, ориентированных на цену (экономные покупатели), персонифицированных потребителей, для которых вид товаров более важен, чем цена, и апатичных потребителей, для которых на первом плане качество товаров, его комфортный потенциал или престижность, а цена не имеет значения.

Рассмотрим определение индекса конкурентоспособности четырьмя субъектами оценки:

* независимым органом оценки конкурентоспособности (НОК), который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: a1 = 0,30; a2 = 0,40; a3 = 0,30;

* экономным клиентом, ориентированным на цену услуги, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: a1 = 0,30; a2 = 0,20; a3 = 0,50;

* персонифицированным клиентом, ориентированным на вид товара, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: a1 = 0,40; a2 = 0,30; a3 = 0,30;апатичным клиентом, ориентированным на качество товара, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: a1 = 0,20; a2 = 0,50; a3 = 0,30.

* Индекс конкурентоспособности товаров, выпускаемой производителем J1, в оценке НОК: при a1 = 0,20; a2 = 0,40; a3 = 0,30 равен:

 

QJ1 = a1 FJ1 + a2 КJ1 + a3 CJ1 = 0,20*0,92 + 0,40*0,58 + 0,30*0,16 = 0,46

 

* Индекс конкурентоспособности зернодробилки, выпускаемой производителем J1, в оценке первого (экономного) потребителя Q1:при a1 = 0,20; a2 = 0,30; a3 = 0,50 равен:

 

QJ1Q1 = a1 FJ1 + a2 КJ1 + a3 CJ1 = 0,20*0,55 + 0,30*0,35 + 0,50*0,40 = 0,41.

 

* Индекс конкурентоспособности зернодробилки, выпускаемой производителем J1, в оценке второго (персонифицированного) потребителя Q2:при a1 = 0,40; a2 = 0,30; a3 = 0,30 равен:


QJ1Q2 = a1 FJ1 + a2 КJ1 + a3 CJ1 = 0,40*0,35 + 0,30*0,25 + 0,30*0,40 = 0,33.

 

* Индекс конкурентоспособности зернодробилки, выпускаемой производителем J1, в оценке третьего (апатичного) потребителя Q3:при a1 = 0,20; a2 = 0,50; a3 = 0,30 равен:

 

QJ1Q3 = a1 FJ1 + a2 КJ1 + a3 CJ1 = 0,20*0,35 + 0,50*0,24 + 0,30*0,40 = 0,31.

 

Результаты определения индекса конкурентоспособности показывают, что имеет место значительный разброс оценок. Это объясняется различными численными значениями показателей конкурентоспособности, а также подходами субъектов оценки к определению индекса конкурентоспособности.

* Определение рейтинга качества товара. Величину рейтинга определяем для первого товара J1 в оценке НОК для случая a1 = 0,50; a2 = 0,50:

 

RJ1 = 100 (a1 FJ1 + a2 КJ1) = 100 (0, 50*0, 47 + 0, 50*0, 37) = 42.

 

Рейтинг этого же товара в представлении первого покупателя:

 

RJ1Q1 = 100 (a1 FJ1Q1 + a2 КJ1Q1) =100 (0, 50*0, 55 + 0, 50*0, 35) =45.

 

Рейтинг этого товара в представлении второго покупателя:

 

RJ1Q2 = 100 (a1 FJ1Q2 + a2 КJ1Q2)=100 (0,50*0,35 + 0,50*0,25) =30.

Рейтинг этого товара в представлении третьего покупателя:

 

RJ1Q3 = 100 (a1 FJ1Q3 + a2 КJ1Q3)=100 (0,50*0,35 + 0,50*0,24) =29.

 

Сравнительное сопоставление конкурентоспособности эталонного товара с реальным и разработка мероприятий по повышению его конкурентоспособности.

Основная информация для сопоставления конкурентоспособности зернодробилок, выпускаемых фирмами "Спецком", "Метизный двор" и "Корунд" показана в следующей таблице:

 

 

Фирмы

Покупатели

F "Спецком" "Метизный двор" "Корунд Q1 Q2 Q3
F1 0,50   0,30 0,50 0,70 0,70
F2 0,70     0,50   0,50
F3 0,50 0,70     0,50  
F4 0,50 0 0,30 0,50    
F5 0,30 0,50 0,70 0,50 0,50 0,70
F6   0,30   0,70   0,70
F7 0,70 0,50 0 0,50 0,70  
F8 0,50 0,30   0,30   0,70
F9     0,50   0,50 0,70
F10   0,30   0,50 0,70 0
Q QJ1 QJ2 QJ3 QJ11 QJ12 QJ13
  0,45 0,45 0,36 0,41 0,33 0,31

 

Сравнительная оценка услуг по индексу конкурентоспособности может быть произведена в двух аспектах:

Сравнительное сопоставление в оценке независимой организации (НОК), предполагая, что НОК специализирована на таких работах, может их выполнить квалифицированно, имеет соответствующее оборудование и персонал и обеспечивает объективность оценки.

Оценка перспективности рынка

После того как произведена оценка конкурентоспособности товара, могут быть определены его основные недостатки по всему спектру наличия или отсутствия нужных функциональных и потребительских свойств, по глубине качественной проработки этих свойств в товаре. В результате можно конкретизировать стратегические цели предприятия. Необходимость такой конкретизации обосновывается следующими соображениями. Результаты оценки конкурентоспособности по его индексу в большинстве случаев ставят задачу совершенствования товара, для чего необходимы конкретные действия предприятия. Однако планирование таких мероприятий, с одной стороны, должно быть согласовано с другими стратегическими и оперативными задачами предприятиями, а, с другой - должно быть обеспечено соответственными инвестициями, величина которых зависит от индекса конкурентоспособности товара: при незначительном отставании от конкурентов - можно обойтись небольшими инвестициями, при значительном - нужны значительные денежные и материальные ресурсы. Существенным фактором является состояние товара в связи с его жизненным циклом: если товар прошел этапы развития и стабильности, то возникает вопрос о целесообразности финансирования, иногда в значительных объемах, товара тогда, когда он устаревший и лучшие дни его прошли. Поэтому более целесообразной представляется такая политика предприятия, когда уточняются конкурентные позиции предприятия (фирмы), его стратегические задачи и в связи с этим планируются мероприятия по повышению конкурентоспособности товара, как составной часть этих стратегических задач.

Построение обычной матрицы в координатах "Темпы роста рынка" и "Относительная доля рынка" не позволяет количественно обосновать цели предприятия. Если рассматривать, что в состав предприятия входят ряд стратегических хозрасчетных единиц (СХЕ), то стратегические цели могут быть сформулированы применительно к каждой СХЕ. К признакам СХЕ относятся:

· единство формы деятельности,

· наличие конкурентов,

· менеджер СХЕ несет ответственность за стратегическое планирование, и получение прибыли; он контролирует большинство факторов, влияющих на уровень прибыли.

Бизнес оценивается в терминах двух основных категорий: перспективности рынка и конкурентоспособности предприятия. Если отсутствует или является малозначащей хотя бы одна из этих категорий, то бизнес бесперспективен. Списки возможных наборов факторов, оказывающих наибольшее влияние на перспективность рынка R и конкурентоспособность предприятия E, приведены ниже. Оценки их изменяются от 0 (худшая) до 100 (лучшая). Рядом с каждым из них указаны весовые коэффициенты значимости этих факторов - yR и lE, соответственно. Сумма весовых коэффициентов должна быть равной 1,0. Ценность по каждому фактору определяется как произведение оценки фактора на его вес. Индекс рыночной привлекательности определяется суммой ценностей факторов:

 

,

 

Индекс эффективности бизнеса, соответственно, определяется аналогично:

 

.


Факторы перспективности рынка:

Ri Факторы перспективности рынка yR
R1 Объем рынка y1
R2 Интенсивность конкуренции y2
R3 Темпы роста рынка y3
R4 Высота барьеров входа на рынок y4
R5 Открытости рынка y5
R6 Уровень технологических требований y6
R7 Уровень экологических требований y7

 

Весовые коэффициенты yR определяются экспертным путем и в первом приближении могут быть приняты следующими:

 

y1 =0,15; y2 =0,20; y3 =0,25; y4 =0,15; y5 =0,10; y6 =0,10; y7 =0,05;.

 

Очень важна количественная градация приведенных факторов перспективности рынка на шкале от 0 до 100. Возможные варианты такой градации могут быть следующими.

Показатель объема рынка R1 определяет насколько рынок, в рассматриваемое время, соответствует предложению услуг, который производит автосервис. При значительном объеме рынка он становится привлекательным для развития бизнеса. Для объективной оценки рынка необходимо прогнозировать его объем. Объем реализации товара на рынке в фиксированный момент времени равен:

 

,

 

где kj – доля j – го производителя товаров,

m-количество производителей на рынке.

Абсолютный объем рынка (объем реализации) в случае отсутствия информации по kj, может быть определен, исходя из анализа потоков услуг в регионе.

 

 

K1 – запасы товаров на расчетный момент,

K2 – объем производства товаров в анализируемом регионе,

K3 – объем импортного вида товаров на рынке,

K4 – объем экспортируемого с региона вида товаров.

Градации шкалы объема рынка имеют следующий вид:

 

R1 =

100, если объем рынка очень большой,
75, если объем рынка большой,
50, если объем рынка средний,
25, если объем рынка малый,
10, если объем рынка очень малый.

 

=4800 – это большой объем рынка, следовательно, R1 =75

Интенсивность конкуренции (степень концентрации) характеризует степень неравномерности объемов производства товаров между субъектами рынка, а также степень его монополизации. Коэффициент Херфиндала:

 

, 0£ ai £ 1, где ai- доля i-го конкурента.

 

Интерпретация количественных значений индекса Херфиндала следующая:

0 - Конкуренция отсутствует ввиду отсутствия производителей на данном рынке.

0 - 0,2 - Чистая конкуренция, когда на рынке выступает большое число предприятий, предлагающих массовую продукцию с однородными свойствами, их соперничество принимает вид чистой (простой) конкуренции, где отсутствуют явные конкурентные преимущества. Входной барьер на рынок практически отсутствует.

0,2 - 0,4 - М онополистическая конкуренция, когда множество предприятий реализуют дифференцированную продукцию. Диапазон контроля цен узкий. Имеет место эластичный спрос, используются неценовые методы конкуренции. Входной барьер в отрасль незначительный. Монополисты - производители товара соперничают между собой за более выгодные условия сбыта продукции. Как правило, инструментом этого вида конкурентной борьбы является качество товара и тактика маркетинговой деятельности. В условиях монополистической конкуренции предприятие может получать прибыль при равенстве предельных затрат (МС) и предельного дохода (MR). Однако при появлении на рынке новых предприятий сокращается спрос и кривая С понижается.

0,4 – до 1,0 - Олигополистическая конкуренция является особой формой предметной конкуренции, когда имеются несколько продавцов, чутко реагирующих на изменение цен. Производимая продукция может быть стандартизированной (промышленные товары) или дифференцированной (потребительские продукты). Диапазон цен зависит от согласованности действий предприятий, которые взаимозависимы. Используются неценовые методы конкуренции. Имеются существенные препятствия для организации бизнеса. Эффективность работы предопределяет необходимость соответствия мощности предприятия значительной доле рынка. Это требует высокой концентрации производства так, чтобы суммарная доля 4-8 предприятий была не ниже 60% общего объема рынка данного продукта. Крупное предприятие старается вести себя как монополия, ограниченная мощью конкурентов. Так как успех одного из них возможен за счет другого, то это приводит к ожесточенным столкновениям.

1,0 - Чистая монополия, когда товарная конкуренция отсутствует ввиду наличия только одного продавца. Это предприятие выпускающее уникальную продукцию. Не имеется эффективных заменителей. Контроль над ценами значительный. Спрос неэластичный. Вход в отрасль для других предприятий заблокирован.

Численное значение R2 определяется следующим образом:

 

R2 =

100, если, In = 0 – 0,2, т.е. имеет место чистая конкуренция,
70, если, In = 0,2 – 0,4, т.е. имеет место монополистическая конкуренция,
30, если, In = 0,4 – до 1,0, т.е. имеет место олигополистическая конкуренция,
0, если, In = 1, т.е. имеет место чистая монополия.

 

In = 0,5*0,5 + 0,2*0,2 + 0,3*0,3=0,38, следовательно, R2 =70; In =0,2-0,4, т.е. имеет место монополистической крнкуренции.

 

Темпы роста рынка, численно оцениваемые показателем R3 по имеющимся данным определяются следующим образом: R3 = 100, если темпы роста рынка Т ³ 15%, 75, если 15 >Т ³ 10 %, 50, если 10 >Т ³ 7,5 %, 25, если 7,5 >Т ³ 2,5 %, 10, если 2,5 % >Т.

 

где Т - темпы роста рынка в год.

Маркетинговые исследования показали, что темпы роста рынка в год составят 7%, следовательно, R3=25.

Наличие и высота барьеров входа на рынок оценивается показателем R4

Чем ниже барьеры входа на рынок, тем более успешно может развиваться вновь организованный бизнес.

Численное значение показателя R4 можно определить как:

 

R4 = 100, если барьеры входа на рынок отсутствуют, 75, если барьеры входа имеются, но они легко преодолимы, 50, если барьеры входа имеются, но они преодолеваются с определенными усилиями, 25, если барьеры входа имеются и они тяжело преодолимы, 0, если имеются непреодолимые барьеры входа на рынок.

 

R4 = 50, т.к. производство товаров является процессом несложным, но требующим применение определенного вида оборудования, стоимость которого не велика. Исходя из этого, можно сказать, что стартовые затраты, идущие на поддержания будут средние.

Степень открытости рынка, численно определяемая показателем R5,. Открытый рынок создает все предпосылки для успешной организации и развития бизнеса. Степень открытости рынка можно определить по формуле:

 

100%,

 

где Тим – объем импортируемого вида товаров на рынок,

Тв – объем внутреннего производства данного вида товаров,

Тэ – объем экспортируемого вида товаров.

Объем внутреннего производства, импорта и экспорта определяются за определенный фиксированный промежуток времени. Численное значение показателя R5 определяется следующим образом:

 

R5 = 100, если U= 100%, 75, если U= 80%, 50, если U= 60%, 25, если U= 40%, 10, если 40% >U ³ 10, 0, если U = 0.

 

R5 = 1000/(3000 + 1000-1200) *100%=35,71,следовательно, R5 = 10. Уровень технологических требований, определяемый показателем R6, Этот показатель играет большую роль, как при организации, так и при ведении бизнеса.

 

R6 = 100, если УТХ определяется широким применением высоких технологий, 75, если УТХ определяется фрагментарным применением высоких технологий, 50, если УТХ определяется не комплексным применением современного оборудования, 25, если УТХ определяется применением обычного универсального оборудования, 10, если УТХ определяется широким применением устаревшего технологического оборудования, 0, если УТХ определяется применением устаревшего технологического оборудования, за пределами сроков его списания.

 

где - УТХ - технологический уровень.

При производстве данных услуг применяется не комплексное современное оборудование, следовательно, R6 = 50.

ПоказательR7 определяет уровень экологических требований к видам услуг рассматриваемого рынка.

 

 

R7 =

100, если к IZD не предъявляются требования по ЗОС,
75, если к IZD предъявляются умеренные требования по ЗОС,
50, если к IZD предъявляются высокие требования по ЗОС, без необходимости дополнительного финансирования,
25, если к IZD предъявляются очень высокие требования по ЗОС с необходимостью дополнительного финансирования,
  0, если к IZD предъявляются очень жесткие требования по ЗОС с планированием специальных мер защиты и большим дополнительным финансированием.

 

где IZD –вид производимого изделия,

ЗОС – защита окружающей среды.

Уровень экологических требование умеренный, следовательно, R7 = 75.

Определяем индекс рыночной привлекательности, приняв следующие весовые коэффициенты y1 =0,25; y2 =0,15; y3 =0,20; y4 =0,15; y5 =0,10; y6 =0,05; y7 =0,10:

,=0,25*75 + 0,15*70 + 0,20*25 + 0,15*50 + 0,10*10 + 0,05*50 + 0,10*75=52,75, т.е. в целом индекс рыночной привлекательности достаточно высокий.

Оценка конкурентоспособности предприятия

В условиях рыночной экономики актуален вопрос определения конкурентоспособности предприятий. Знание своих конкурентных позиций позволяет правильно сформировать стратегию развития предприятия, определить уязвимые места во взаимоотношениях с конкурентами. Предлагаем вариант оценки конкурентоспособности предприятия, количественно определяемый соответствующим индексом. Он изменяется от 0 баллов до 100 и определяется. Показатели оценки конкурентных позиций предприятия приведены в следующей таблице:


 

Ei Факторы конкурентоспособности предприятия lE
E1 Имидж предприятия. l1
E2 Эффективность НИР. l2
E3 Эффективность управления качеством. l3
E4 Эффективность производственной деятельности. l4
E5 Финансовое положение предприятия. l5
E6 Эффективность сбыта и продвижения товаров. l6

 

Весовые коэффициенты lE в первом приближении могут быть приняты следующими:

 

l1 = 0,15; l2 = 0,15; l3 = 0,20; l4 = 0,10; l5 = 0,20; l6 = 0,20.

 

Производим количественную градацию приведенных факторов привлекательности бизнеса на шкале от 0 до 100. Предлагаются следующие варианты градации могут этих показателей.

Имидж предприятия является одним из важнейших показателей его рыночной привлекательности. Количественные значения показателя Е1 можно определить следующим образом:

 

 

 

Е1 =

100, если предприятие (Пр) активно работает на международном рынке, участвует в его основных институтах,
75, если товары Пр успешно реализуются на мировом рынке,
60, если товары Пр успешно реализуются на рынке СНГ,
30, если товары Пр успешно реализуются на национальном рынке,
15, если товары Пр реализуются на региональном рынке,
0, если товары Пр ограничено реализуются на региональном рынке.

1 и 2 автосервис реализует свои услуги на рынке стран СНГ, 3 автосервис – на региональном, следовательно, ЕJ1 =60, ЕJ2 =15, ЕJ3=60

Показатель эффективности научно-исследовательских работ (НИР) E2 в оценке конкурентоспособности предприятия играет чрезвычайно важную роль Количественные значения показателя Е2 можно определить следующим образом:

 

 

 

Е2 =

100, если предприятие практикует широкое внедрение результатов фундаментальных исследований,
70, если, предприятие практикует НИР для доработки и внедрения лицензий,
50, если, если предприятие практикует НИР для разработки и внедрения прикладных исследований,
20, если, если предприятие практикует НИР на уровне внедрения готовых прикладных исследований,
0, если не предусматриваются никакие виды НИР.

 

Все автосервисы используют НИР на уровне разработки и внедрения прикладных исследований, следовательноЕ2 = 50.

Показатель E3 оценивает такой аспект работы предприятия, как управление качеством выпускаемой продукции. Количественное значение показателя E3 определяется как:

 

 

 

Е3 =

100, если предприятие имеет внедренную систему качества (СК), базирующуюся на модели ИСО 9001 и сертифицированную международными центрами сертификации,
60, если, предприятие имеет внедренную СК, базирующуюся на модели ИСО 9002 или 9003 и сертифицированную международными центрами сертификации,
 
30, если, если предприятие имеет внедренную, но не сертифицированную СК,
0, если предприятие не имеет СК.

ЕJ1 =60, т.к. 1 автосервис имеет внедренную СМК, сертифицированную центром сертификации. ЕJ2 = ЕJ3=30, т.к. эти автосервисы не имеют сертифицированной СМК.

Показатель производственной деятельности предприятия E4 является интегральным и учитывает такие ее аспекты, как издержки производства, фондоотдачу, рентабельность товара и производительность труда. Это отображается с помощью следующих частных показателей:

Переводим натуральные показатели производственной деятельности в балльную оценку (на шкале 100 бал – лучшее значение, 0 бал – худшее значение). Результаты сводим в таблицу:

 

Балльная оценка показателей производственной деятельности с градациями:

Натуральные показатели:

100 75 50 25 0
0 0,25 0,50 0,75 1,0 Ри
1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 Рф
0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 Рр
2,0 1,62 1,25 0,87 0,50 Рт

Показатель производственной деятельности определяется, исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в следующей таблице:

 

 

Показатели

Результаты оценки производственной деятельности фирм:

«Спецком» - J1

«Метизный двор» - J2

«Корунд» - J3

Нату-ральные в баллах Нату-ральные в баллах натуральные в баллах
Издержек производства Ри 0,25 75 0,75 25 0,50 50
Фондоотдачи Рф 0,60 50 0,25 75 0,75 25
Рентабельности товара Рр 0,20 75 0,10 25 0,15 50
Производительн. труда Рт 1,62 75 0,50 50 0,87 25

Определяем численное значение показателей производственной деятельности для трех автосервисов:

 

ЕJ14 =jИ РИ + jФ РФ + jр Рр + jТ РТ =0,3*0,75 + 0,20*50 + 0,10*75 + 0,40*75=65;

ЕJ24 =0,30*25 + 0,20*75 + 0,10*25 + 0,40*50=45;

ЕJ34 =0,10*50 + 0,20*25 + 0,10*50 + 0,40*25=35;

 

Показатель финансового положения определяется, исходя из величины натуральных показателей, переведенных в балльную оценку. Исходные данные для оценки приведены в следующей таблице:

Показатели

Результаты оценки финансового положения фирм:

«Спецком» - J1

«Метизный двор» - J2

«Корунд» - J3

Нату-ральные в баллах Нату-ральные в баллах Нату-ральные в баллах
Автономии Ка 0,75 50 0,62 75 0,62 75
Платежеспособности Кп 1,12 75 0,74 50 0,75 50
Ликвидности Кл 0,62 75 0,44 50 0,36 25
Оборачиваемости оборотных средств Ко 6 50 2 0 4 25

 

Определяем численное значение показателей финансового положения для трех автосервисов:

 

ЕJ15 = jа Ка + jп Кп + jл Кл + jо Ко =0,25*50 + 0,20*75 + 0,35*75 + 0,20*50=63,75;

ЕJ25 =0,25*75 + 0,20*50 + 0,35*50 +,20*0=46,25;

ЕJ35 =0,25*75 + 0,20*50 + 0,35*25 + 0,20*25=42,50.


Показатели финансового положения.

Балльная оценка показателей финансового положения с градациями:

Натуральные показатели:

100 75 50 25 0
1,0 0,88 0,75 0,62 0,5 Ка
1,5 1,12 0,74 0,36 0,50 Кп
0,70 0,57 0,44 0,31 0,20 Кл
10 8 6 4 2 К0

 

Относительный показатель финансового положения предприятия Е5 в виде свертки частных показателей может быть записан как:

 

Е5 = jа Ка + jп Кп + jл Кл + jо Ко,

 

где jа, jп, jал, jао – весовые коэффициенты при соответствующих относительных показателях.

Показатели эффективности сбыта и продвижения видов товаров.

 

Балльная оценка показателей организации сбыта и продвижения с градациями:

Натуральные показатели:

100 75 50 25 0
0,50 0,39 0,27 0,16 0,05 Ср
0 0,25 0,50 0,75 1,0 Сз
1,0 0,9 0,8 0,7 0,6 См
5 4 3 2 1 СD

 

Определяем показатель эффективности сбыта и продвижения услуг Е6 численное значение которого, зависит от частных показателей эффективности этой работы.

Относительный показатель организации сбыта и продвижения предприятия Е6 в виде свертки частных показателей может быть записан как:

 

Е6= jр Ср + jз Сз + jм См + jс Сс,

Весовые коэффициенты при соответствующих частных показателях определяются экспертным путем. Отличающиеся от приведенных значения частных показателей организации сбыта товаров и продвижения определяются методом интер- или экстраполяции.

Показатель эффективности организации сбыта, и продвижения услуг определяется исходя из величины натуральных показателей, переведенных в бальную оценку. Исходные данные для оценки приведены в таблице.

 

 

Показатели

Результаты оценки эффективности сбыта и продвижения:

«Спецком» - J1

«Метизный двор» - J2

«Корунд» - J3

Натураль-ные в баллах Натураль-ные в баллах Нату-ральные в баллах
Рентабельность продаж Ср 0,27 50 0,16 25 0,25 75
Затоварен. продукции Сз 0,5 50 0,39 75 0,25 75
Загрузки мощностей См 0,90 75 0,7 25 0,8 50
Эффективности рекламы и мероприятий по СТИС СD 4 75 3 50 3 50

 

Определяем численное значение показателей эффективности сбыта и продвижения

 

ЕJ16 = jр Ср + jз Сз + jм См + jс СD =0,35*50 + 0,15*50 + 0,2*75 + 0,3*75=62,5

ЕJ26 =0,35*25 + 0,15*75 + 0,2*25 + 0,3*50=40;

ЕJ36 = 0,35*75 + 0,15*75 + 0,2*50 + 0,3*50=62,5

 

Определяем индексы конкурентоспособности фирм:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: