Важным элементом маркетинговых коммуникаций является реклама. Это убеждающее средство о товариществе или фирме, коммерческая пропаганда потребителя свойств товарищества и достоинств деятельности фирмы, готовящей активного и потенциального покупателя к покупке.
Реклама – вид деятельности, либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной, сформулированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
Осуществлять полное управление процессом воздействия на потребителя со стороны фирмы сложно. Однако потребителям необходимо предоставлять информацию, с тем, чтобы убедить их в преимуществах товара фирмы, рассеять недоверие, сформировать и активизировать спрос и создать психологическую готовность к проведению коммерческих переговоров по купле-продаже и приобретению товара.
|
|
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне фирмы. Реклама может конструировать спрос и рынок и управлять ими.
Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное традиционное назначение – обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателей. Формулируя спрос, и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс купли-продажи, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию, кроме того, она и осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей, направленных потоком информации, о производителе и его товарах, в частности их потребительской стоимости. Вместе с тем, очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную.
Цель рекламы – психологическое воздействие на сознание и подсознание покупателей, заставляющее думать о товаре.
Принцип рекламы – юридическая безупречность, честность, правильность.
Основные черты рекламы – высокая действенность, хорошая запоминаем ость, сильная эмоциональность.
В процессе участвуют 3 составляющих:
- рекламные агентства;
- средства рекламы;
- потребители.
Выделяют несколько видов рекламы:
Товарная – содержит информацию о конкретном товаре, его качестве, свойствах. Главная задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на товар. Пропагандируя конкретный товар, реклама содействует его продаже. Товарная реклама информирует потребителя о свойствах и достоинствах товара, пробуждает интерес к тому, потребитель стремиться установить контакты с продавцом и из пассивного, потенциального превращается в активного, заинтересованного в покупке покупателя.
|
|
Престижная (фирменная) – предоставляет информацию о достоинствах фирмы, выгодно отличающих ее от конкурентов. Цель – имидж фирмы.
Престижная реклама подчеркивает заботу компании о потребителе, окружающей среде, повышения благополучия общества и преследует задачу формирования у потребителей и покупателей мнения о ней как о надежном партнере, солидном, высокопрофессиональном поставщике.
Престижная реклама призвана обеспечивать положительную установку для восприятия благоприятного образа фирмы, ее товарной рекламы, сокращать время на убеждение покупателя к принятию решения о покупке.
Непосредственная или косвенная. Непосредственная реклама осуществляется на коммерческих условиях и указывает рекламодателя, прямо выполняя рекламную функцию по отношению к конкретному товару или конкретной фирмы.
Косвенная реклама выполняет рекламную функцию, не используя прямых каналов распространения рекламных средств и не указывая непосредственно рекламодателя.
Информативная, убеждающая, агрессивная реклама. В зависимости от характера и особенностей рекламного материала и стадии жизненного цикла товара различают информационную и агрессивную рекламу. Например, на первой стадии жизненного цикла товара, когда товар новый и его еще не выпускают фирмы-конкуренты, предпочтительнее информационная реклама, подчеркивающая отличительные преимущества данного, оригинального по своим качествам и характеристикам товара. Эта реклама информирует покупателей о товаре. Однако на третьей стадии жизненного цикла товара, стадии зрелости и насыщения рынка, осуществляется агрессивная реклама, демонстрирующая преимущества товара именно этой фирмы, например качество, сервис, сроки поставки, безопасность экологическую чистоту и т.д., так как в этот период фирме необходимо бороться с конкурентами, производящими аналогичную продукцию. В последнее время в маркетинговой деятельности фирмы все большее внимание уделяется информационной и разъяснительной рекламе.
Однородная и неоднородная реклама. Однородная реклама на различных рынках сбыта одна и та же, она дает экономию по издержкам и затратам на рекламную кампанию. Однако проведение такой рекламы связано со значительными трудностями и чревато неудачами в случае недостаточного профессиональной ее разработкой, поскольку разных рынках особенности запросов потребителей, их восприятие словесного и музыкального сопровождения рекламных роликов не должны противоречить единой концепции рекламы.
Недобросовестная реклама. При осуществлении рекламы допускается некоторое преувеличение положительных свойств товара, умолчание о его отрицательных характеристиках, однако не разрешается прямой обман покупателя и потребителя, нанесение ему материального, физического или морального ущерба – во всех странах это преследуется по закону и подпадает под классификацию недобросовестной рекламы. Реклама, которая наносит материальный ущерб или урон престижу фирм-конкурентов, также считается недобросовестной. Как недобросовестная реклама классифицируется использование недозволенных технических приемов и методов распространения рекламной информации. 14 июня 1995г. в России вступил в силу Федеральный закон “О рекламе”, который определил основные виды рекламы, дал четкую характеристику недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы и обозначил степень ответственности организации, ее использующих.
|
|
В зависимости от жизненного цикла товара, реклама может быть:
Информативная реклама – преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача первичного спроса;
Увещевательная (агитирующая) – особо значима на этапе роста – задача: формирование избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений в категорию сравнительной рекламы.
Напоминающая реклама – на этапе зрелости и спада.
Средства распространения рекламы
Различают рекламу в зависимости от средств ее передачи:
- Реклама в прессе. Реклама в газетах несколько дешевле, чем телевизионная, хотя воспроизведение рекламных оригиналов обычно невысокое, поэтому рекламные объявления в газетах обычно менее привлекательны. Объявлений несколько, воздействие любого из них в отдельности снижается. Специфика рекламы в прессе диктует особые подходы к ее созданию и размещению; ее заголовок должен привлекать внимание, давая потребителю новую информацию. Не следует бояться большого количества слов, т.к. иногда длинный заголовок работает лучше, чем короткий. Потребитель нередко буквально воспринимает информацию, поэтому желательно обойтись без отрицательных оборотов. Необходимо использовать положительно действующие слова, например: бесплатно, новинка, скидки и т.д. фотографии работают лучше, чем рисунок. Простой макет с одной большой иллюстрацией журнальной полосы – идеальный вариант рекламного объявления в прессе. Эффективно использовать под рисуночные надписи – их почти обязательно прочтут. Текст должен быть легким для восприятия. Обычно не печатают светлый текст на темном экране.
- Реклама по радио – преимущества; круглосуточное вещание по многим регионам и разнообразие программ. Недостатки: не участвует зрение, усложнены двусторонние коммуникации. Для повышения эффективности полезно: добейтесь, чтобы объявление включало воображение слушателей, сопровождайте конкретного продукта теми же мелодиями, которые использовались в телевизионной рекламе. Очень эффективно вводить обращения известных людей, результат будет наилучшим, если использовать время, когда число слушателей наибольшее.
|
|
- Телевизионная реклама – включает в себя изображение, звук, движение, цвет – гораздо большее воздействие, чем у других средств массовой информации. Недостаток – внимание потребителя обязательно должно быть сосредоточено на экране, не очень эффективно для промышленных товаров. Для достижения эффекта необходима интересная визуализация. Визуализация должна быть четкой и привлекать внимание в первые 5 секунд. Телерекламу лучше построить так, чтобы она не заставляла думать – сразу была понятна суть.
- Наружная реклама. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно коротко и не может полностью информировать о товаре или фирме. Строится на рекламной идее, которая мгновенно схватывается и запоминается. Иллюстрация должна быть одна и не более 7 слов. Используются простые шрифты, чтобы можно было прочесть с 50 метров.