С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Несколько иной позиции придерживался правовед Н. М. Коркунов. Он говорил, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[1]. Словом, многие ученые понимали государство как организацию правопорядка, видели в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный политический деятель Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов
2) определенную территорию
3) суверенную власть
|
|
4) правительство
«Под понятием государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».
Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые признаки государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства выделяли принудительную власть: «Принудительная власть существует во всяком человеческом общежитии, в родовом устройстве, в семье, но государства тут не было».
Также не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»[2]. Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. С одной стороны не существует таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью присуща тем союзам, которые называют "политическими". Это значит,что в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[3].
|
|
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Эти учёные считали, что государство - это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[4]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, на самом деле, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[5]. В. И. Ленин внёс в приведенное определение некоторые изменения. Он писал,что «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[6].
Эти два определения были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Приведенное определение отражает общее понимание государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный правопорядок в обществе.