Раздел 1. Определение государства

 

Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Рассмотрим некоторые из них:

· государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"

·  государство - это " способ территориально-политической организации общества"

·  государство - это "сообщество людей, объединенное единым правом, единой властью и единой территорией, где власть формируется основании права действует в соответствии с правом и ради права "

·  государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"

·  государство - это политическая форма социально-экономического дифференцированного общества

·  государство - это аппарат для поддержания господства единого класса над другим. Также очень хорошо известны метафорические определения государства:

· государство – это я"

· государство - это мы".

Из этих определений государства, выработанных политической мыслью можно сделать следующие методологически значимые выводы:

· государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом

· государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.)

· общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования

· на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом

· при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы

 

Вышеперечисленные  выводы позволяют сформулировать следующее  определение государства:

 Государство - это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление экономическими, социальными, политическими, духовными процессами жизни общества. Но здесь важно отметить следующее, что любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений - Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет односторонним неполным абстрактным. Оно не способно научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, так как связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом.  Помимо предельно общего понятия государства вообще можно давать, например,  понятие национально-конкретного государства (французское, германское или русское) или рабовладельческого, фашистского, теократического государства. Отсюда складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые дают возможность увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) - не плод умозрительных конструкций, каких-либо выдумок или фантазий, но и определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: