Глава 1. Краеведение. География, история и культура Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет географии и геоэкологии

Кафедра страноведения и международного туризма

 

                  

Т. Е. Исаченко, А. Г. Тишкина

 

 

КРАЕВЕДЕНИЕ И ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА

ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ

РЕГИОНОВ И СТРАН

 

Методические рекомендации по подготовке к практикумам

 и семинарским занятиям

 

Санкт-Петербург, 2006

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: докт. пед. наук, проф. Т. С. Комиссарова (Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина)

                       докт. геогр. наук, проф. Д. В. Севастьянов (С.-Петерб. гос. ун-т)

 

Печатается по решению

Ученого совета Учебно-научного центра географии и геоэкологии

Санкт-Петербургского государственного университета

 

Т. Е. Исаченко, А. Г. Тишкина

Краеведение и экскурсоведение как основа для конструирования образов регионов и стран: Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским занятиям. – СПб., 2006. – 78 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов географических и исторических факультетов вузов, обучающихся по специальностям «страноведение», «регионоведение», «туризм и экскурсионное дело», впервые знакомящихся с краеведческой исследовательской работой и основами экскурсионной деятельности. Задача данного пособия – рассмотреть место блока знаний и умений по экскурсионному делу и краеведению в страноведческом образовании: логику развития и преемственности курсов. Пособие содержит программы курсов, справочный материал, рекомендации по проведению самостоятельных работ и подготовке к семинарским занятиям и практикумам.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…4

ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ. География, история и культура Санкт-Петербурга и

Ленинградской области (Т. Е. Исаченко)……..……………………..……….….6

1.1. Программа теоретической части курса «Краеведение. География,

история и культура Санкт-Петербурга и Ленинградской области..……….….7

1.2. Методические рекомендации по подготовке к практикумам и семинарским

 занятиям ……………..………………………………………….……………..…19

Практикум 1.Создание образа дворцово-паркового ансамбля…………...…..

Практикум 2. Подготовка и представление в аудитории заочной

экскурсии на тему «Ансамбли Петербурга»………….………...21

Практикум 3. Подготовка и проведение в городе мини-экскурсии:

«Развитие стилей в петербургской архитектуре»……..….….…22

Практикум 4. Разработка проспекта-рекламы тематической

экскурсионной программы………………………...………..…...25

1.3. Приложения…………………………………………………………………….....28

Приложение 1. Справочный материал: архитекторы Санкт-Петербурга...…..

Приложение 2.Список архитектурных памятников, включенных в зачет..…34

Приложение 3.Краткий словарь архитектурных терминов…………...……....35

Приложение 4. Пример описания-рекламы экскурсионного объекта……...…38

Приложение 5. Научная, научно-популярная, учебно-методическая

и художественная литература, рекомендуемая для

самостоятельных занятий ……………………….………..…...39

ГЛАВА 2. ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ. Теоретические основы и методика экскурсионной

деятельности (А. Г. Тишкина) …………………………..…………………….…41

2.1. Программа теоретической части курса «Основы экскурсоведения»...……….41

2.2. Методика экскурсионной деятельности……………………………………...…50

ГЛАВА 3. ЭКСКУРСИОННЫЙ ПРАКТИКУМ (Т.Е. Исаченко)………………..……….56

3.1. Методические рекомендации для предварительной подготовки..…………….57

3.2. Методические рекомендации для прохождения маршрута…………...……….59

3.3. Методические рекомендации для составления путеводителя по маршруту....61

3.4. Приложения………………………………………………………………………63

Приложение 1. Архитектура православного храма……….…………………….

Приложение 2. Краткий словарь архитектурных терминов…………………...68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….70

 

ВВЕДЕНИЕ

Конструирование образов территорий для различных целей – задача непростая, требующая серьезной подготовки, в которую прежде всего входит адекватное восприятие реального географического пространства. Как познать многообразие стран и регионов, каждый из которых неповторим? Как почувствовать особенность данного места? Как подготовить специалистов, умеющих не только выявлять специфику, но и способных донести образ территории до сознания других людей? На такие вопросы мы и попытаемся по возможности ответить в предлагаемом пособии.

Бурное развитие туризма в настоящее время требует подготовки квалифицированных специалистов-страноведов, обладающих комплексными знаниями по целому ряду дисциплин. Формирование умения познать регион, создать его адекватный образ и раскрыть этот образ для других людей – задача, которую пытаются решить кафедры различных специализаций и вузов, взявшиеся за подготовку страноведов и специалистов в области туризма. Базовым для их подготовки часто служит географическое образование, дающее не только знание общих закономерностей, но и позволяющее осмыслить особенности каждого региона. Долгое время в преподавании географии повышенное внимание уделялось глобальным процессам и общим закономерностям, зато игнорировалась специфика частностей. Сейчас повышенный интерес к единичному уравновешивает эти тенденции. Несомненно, наиболее интересным для географа-страноведа является поиск отклонений от общих закономерностей, из которых, собственно, и складывается неповторимость каждого места. Справедливости ради, следует отметить, что для изучения стран и регионов географу приходится овладеть и дополнительными знаниями – от экономики до этнографии, языкознания, искусствознания. Все больше и больше география сближается с гуманитарными дисциплинами, так как объект исследования – культурный ландшафт – требует комплексных знаний. Для постижения одних мест достаточно проникновения в специфику их природы, другие раскрываются через исторические особенности развития, третьи требуют общения с местным сообществом и не познаваемы никаким иным способом, а иные воспринимаются через творчество писателей, художников, музыкантов полнее, чем при визуальном знакомстве.

Учебной моделью для создания географических образов стран и регионов, естественно, становится собственный город. Затем «исследование должно распространяться в обдуманном порядке поочередно на другие крупные монументальные центры родной земли, а потом на великие средоточия человеческой цивилизации в Европе вообще»,[1] – писал в начале XX в. И. М. Гревс, учивший своих студентов создавать образ средневекового города на семинарах, экскурсиях и в путешествиях. Краеведение и экскурсоведение – обязательные дисциплины, включаемые в фундаментальное страноведческое образование. В начале прошлого века И. М. Гревс и Н. П. Анциферов сумели создать петербургскую школу краеведения и экскурсионного дела, заложившую основу образного восприятия города и края как целостного организма. «Край – это именно живое целое; это особого рода организм, так же как – в более широком горизонте – область, страна, земля… Краеведение неуклонно стремится к синтезу… Оно должно начертать полный и цельный портрет края»,[2] – отмечал И. М. Гревс. Исследователи, подхватившие идеи краеведов начала XX в., были очень разными людьми. Три самые лучшие русские книги XX в., дающие целостные образы регионов: местностей, городов, стран, принадлежат перу географа, искусствоведа и писателя. Genius loci является нам в «Природе моей страны» Ю. К. Ефремова, в «Образах Италии» П. П. Муратова, в «Гении места» П. Л. Вайля. Самобытные люди, непохожие страны, различные способы передачи увиденного, но роднит их чувство места и пространства, умение создать и передать его образ, показать специфику, которая, отличая регион от прочих мест, встраивает его в их общий ряд.

Как же научиться выявлять главное для адекватного восприятия реального географического пространства, создавать образы городов, регионов, стран? По нашему мнению сделать это в рамках одного курса невозможно. Необходимо поэтапное решение данной задачи, которое опирается на четыре курса: краеведение, экскурсоведение, региональная география России и страноведение, а также учебные практики (экскурсионную, ландшафтно-краеведческую, туристическо-региональную).На первом этапе обучения в курсах краеведения и экскурсоведения происходит знакомство со своим регионом через его географию, историю, культуру, изучение этнических особенностей, познание территории при помощи визуального знакомства с ней во время экскурсий, при выполнении практических заданий, подготовке и проведении фрагментов экскурсий.

Задача данного методического пособия – рассмотреть место блока знаний и умений по экскурсионному делу и краеведению в страноведческом образовании: логику развития и преемственности курсов. Пособие адресовано студентам географических и исторических факультетов вузов, оно содержит программы курсов, справочный материал, рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и практикумам.

 

ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ. География, история и культура Санкт-Петербурга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: