double arrow

Пути совершенствования процесса проведения камеральных проверок и налогового контроля в целом



 

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля, а именно постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;




- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Говоря конкретно о камеральных проверках, следует отметить, что одна из важнейших задач в этом вопросе - совершенствование действующего программного обеспечения процедуры таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора.



Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли.

Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговые органы проводят работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств. Далее исходя из размера отклонения потенциального размера налоговых обязательств от реальной суммы уплачиваемых в бюджет налогов будет определяться перечень объектов для проведения выездной проверки. Разработка и внедрение такой системы позволит поднять на качественно новый уровень эффективность системы налогового контроля.

В заключении хотелось бы отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной работе, я хотел бы сделать некоторые выводы.

Итак, контроль в налоговой деятельности – это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства, одной из основных форм которого является камеральная проверка.

Мы выяснили, что значение данного вида проверок для всей системы налогового контроля велико. Во-первых, камеральная проверка является методом, реализующим предварительный контроль, и ее эффективное проведение позволяет выявить нарушения налогового законодательства еще на стадии планирования контрольных мероприятий. Во-вторых, по итогам камеральной проверки происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, а эта процедура очень важна. В-третьих, растет значение камерального анализа как методической основы контрольной работы.

Перечисляя доказательства того, какую немаловажную роль играет в системе налогового контроля камеральная проверка, нельзя забывать о необходимости совершенствования процесса ее проведения. Ведь эффективность всей системы зависит от состояния каждого из ее элементов. И лишь в случае положительных результатов работы всей налоговой системы будет достигнут баланс в бюджете и российская экономика сможет подняться на более высокий уровень. Следовательно, будет достигнута стабильность финансовой системы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрист-М,М.,2002г.

3. Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

4. Е.В. Акчурина. Налоговая проверка и ее последствия. Москва, издательство «Экзамен», 2004.

5. Доброхотова В.Б., Лобанов А.В., Налоговые проверки, МЦФЭР, М., 2004г.

6. Дадашев А.З., Любанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Книжный мир., 2002 г.

7. Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно-методический комплекс, М., 2000г.

8. Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок. Вузовский учебник, М., 2005г.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

10. Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2006 г. Налоговый вестник №1, 2006г

11. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2002 г

12. Налоговые проверки. Под редакцией В. В. Семенихина, 2006 г.

13. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. Ю. Г. Кувшинов

14. Провоторова Людмила Федоровна, Организация и методы проведения налоговых проверок, Электронное учебное пособие.

15. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы. Новоселов К.В.,советник налоговой службы РФ III ранга, Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.

 


[1] Н.Ермилова. Налоги и сборы РФ в 2006 г. Налоговый вестник №1,2006 г

[2] Доброхотова В.Б., Лобанов А.В., Налоговые проверки, МЦФЭР, М., 2004г.

[3] Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, июль 2002 г

[4] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008

[5] Налоговые проверки. Под редакцией В. В. Семенихина, 2006 г.

[6] Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно- методический комплекс, М., 2000г..

[7] Кваша Ю.Ф. Организация и методика налоговых проверок. Учебно- методический комплекс, М., 2000г..

[8] Романова А.Н. Организация и методы налоговых проверок. Вузовский учебник, М., 2005г.

[9] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[10] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[11] Регламент проведения камеральных проверок в налоговых инспекциях.

[12] Е.В. Акчурина. Налоговая проверка и ее последствия. Москва, издательство «Экзамен», 2004

[13] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

[14] Налоговый Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2008.

[15] Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрист-М,М.,2002г.

[16] Отчет по форме 2-НК




Сейчас читают про: