Мировые гостиничные цепи на российском рынке

 Управление гостиницей, работа с людьми, технологиями бронирования, резервирования, подготовки кадров для управленческого бизнеса и многое другое – неотъемлемая частью гостиничного бизнеса во всем мире. В нашей стране в связи с недостатком хороших гостиниц европейского уровня этот бизнес не очень развит. Основными игроками на рынке России являются крупные западные управленческие компании в сфере гостеприимства.

Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единая гостиничная цепь гостиниц «Интурист». В 1970 г. она занимала 23-е место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тыс. номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов.

Бурное развитие в двадцатом столетии мировых и национальных гостиничных цепей почти не коснулось нашей страны, где господствовала государственная монополия - "Интурист".Имея связь с заграницей, "Интурист" пытался переносить некоторые западные стандарты обслуживания клиентов в свои гостиницы. В результате с развалом советской системы именно интуристовские гостиницы оказались наиболее приспособленными для приема иностранных гостей. Однако и они далеко не всегда соответствовали принять»! международным стандартам. Поэтому неудивительно, что вслед за деловыми людьми со всего мира в 90-х годах в России появились и гостиничные операторы, которые одновременно с желанием помочь своему клиенту рассчитывали на сверхприбыли развивающегося рынка и отсутствие реальной конкуренции со стороны местных компаний.

Прежде всего, это отели высокого класса - 5-ти, 4-звездные гостиничные комплексы. Именно высококлассные отели в первую очередь привлекают иностранных туристов в Россию и являются основными средствами размещения бизнес - туристов. Кроме того, отечественных предпринимателей в гостиницах высокого уровня в четыре раза больше, чем тех, кто приезжает на отдых. А поскольку деловые поездки продолжают превалировать над другими видами путешествий, роль отелей высоких категорий в российской индустрии гостеприимства остается весьма значимой.

Иностранные компании начали участвовать в строительстве, реконструкции гостиниц и их управлении в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня на российском рынке насчитывается не один десяток отелей, связанных сетевыми «узами». В основном они позиционируют в категории «четыре-пять звезд», в то время как трехзвездочный сегмент до сих пор остается неосвоенным. С точки зрения концентрации брендов, как обычно, лидируют американцы. Наиболее массированную атаку ведет корпорация Marriott International, объединяющая в Москве гостиницы Royal Aurora, Grand, Tverskaya, Renaissance Moscow.. Не менее прочные позиции занимает сеть Hyatt, представленная в Москве одним, но очень сильным проектом: отель Ararat Park Hyatt вышел на рынок в 2002 году, потеснив в сегменте de luxe грандов более ранней застройки. В регионах на сегодняшний день крупнейшим международным гостиничным оператором в является- «Radisson SAS», представленный в Сочи. В данную сеть входят три отеля: «Лазурная», «Парк Отель» – на побережье, «Пик Отель» – на горнолыжном курорте «Красная Поляна». Компания Radisson SAS имеет на сегодняшний день самое большое присутствие международной гостиничной сети на территории России и в постсоветском пространстве.

В России насчитывается почти 3,4 тыс. гостиниц. Лишь 4% из этого количества находится в иностранной и совместной собственности или имеют договоры на управление или франшизу с какой-либо известной иностранной компанией. Именно высококлассные отели в первую очередь притягивают иностранных гостей, прибывающих в нашу страну. В основном отели, представляющие в России международные гостиничные сети, сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге.

В России на сегодняшний день представлены практически все самые крупные международные гостиничные сети.

Самые прочные позиции на столичном рынке занимает компания Marriott International, представленная в Москве четырьмя отелями - это гостиницы "Тверская" (4 звезды), Гранд Отель" (5 звезд), "Аврора" (5 звезд de luxe) и "Ренессанс" (5 звезд); пятой гостиницей, входящей в цепочку в России, является новый отель "Ренессанс Самара" - первый опыт компании в регионах. Все гостиницы этой компании ориентированы на бизнес - туристов, корпоративных и индивидуальных клиентов.

Radisson Hotels and Resorts Worldwide в дополнение к строительству в 1991 году гостиницы "Рэдиссон Славянская" (5 звезд) в столице открыла в 1993 г. гостиничный комплекс "Рэдиссон САС Лазурная" (4 звезды) в Сочи, а несколько позже к нему прибавились еще две четырехзвездные гостиницы -"Лазурная Пик Отель" и «Лазурная Парк Отель». В разгар сезона 2001 года первый отель этой цепочки "Рэдиссон САС Роял Отель" открылся в Петербурге.

В американскую цепь Best Western Hotels в России входят "Арт-отель" (4 звезды) в Москве и 2 гостиницы на Северо-западе: "Нептун" (3 звезды) в Санкт-Петербурге и "Береста" в Новгороде. "Best Western" стремительно заполняет нишу относительно недорогих четырехзвездных гостиниц (помимо России, отели цепочки есть во всех прибалтийских государствах). Компания первой обратила внимание на отсутствие на российском рынке гостиниц "среднего класса". "Нептун - единственный трехзвездный отель, представленный в международных гостиничных цепочках на территории России.

Английская гостиничная корпорация Rocco Forte New Hotels Group/ Le Royal Meridian имеет договоры с двумя московскими гостиницами "Националь" (5 звезд de luxe) и "Country Club" (5звезд), а также с отелями "Астория" (5 звезд) и "Антлетер"(4 звезды) в Санкт-Петербурге. "Moscow Country Club" -единственный загородный пятизвездный отель, отвечающий самым строгим международным стандартам.

Международная корпорация Bass International управляет еще одним загородным отелем - «Holiday Inn Moscow Vinogradovo» (гостиничная цепочка Bass International была переименована в Six Continents Hotels в июле 2001 года. К ней принадлежит более 3200 отелей под брендами Holiday Inn, Crown Plaza* Inter-Continental.

Группа Kempinski представлена в России двумя высококлассными отелями: "Балчуг Кемпински Москва" и Санкт-Петербургским н Гранд Отель Европа".

С 2002 года на российском рынке появилась новая гостиничная сеть -мальтийский холдинг Carinthia Group (The Carinthia Group была основана мистером Полом Пизани в 1959 году на Мальте. Управлением отелями занимается дочерняя компания Corinthia Hotels International. Цепочка насчитывает 31 отель в 11 странах Европы и Африки.

16 января 2002 г. компания " Интернэшнл Хотел Инвестментс Санкт-Петербург", дочерняя организация International Hotel Investments, входящей в Corinthia Group, официально объявила о приобретении отеля "Невский Палас" - впервые российская гостиница стала на 100% иностранной собственностью. Компания заключила контракт с компанией Corinthia Hotels International, оперирующей 25 отелями в странах Европы, Африки и Средиземноморья, на управление гостиницей с 17 января 2002г. Теперь отель представлен на рынке под маркой "Коринтия Невский Палас".

Компания Marco Polo в период с 1991 по 1993 г. Открыла четыре отеля: два в Москве и по одному в Санкт – Петербурге и Новгороде, таким образом став самой крупной гостиничной цепочкой в России. Однако удержаться на рынке не смогла и постепенно ее предприятия перешли в другие системы. Так, гостиницы Палас Отель в Москве и Санкт – Петербурге вошли в систему Шератон. Новгородская компания «Береста Палас» перешла в систему Бест Вестерн.

Компании Sheraton после ухода с гостиничного рынка Петербурга (продажа своей доли "Невского Паласа") осталась в Москве с одним пятизвездочным отелем - "Шератон Палас Отель".

В ассоциацию The Leading Hotels of The World входят четыре российских отеля - "Националь", "Балчуг Кемпински Москва", " Гранд Отель Европа" и "Астория".

Гостиничная сеть HYATT в октябре 2002 года открыла свой первый отель в Москве -«Арарат Парк Хаятт Москва». В 5-ти звёздном отеле, стоящем $ 65 миллионов - 219 номеров и полный набор соответствующего сервиса включая часовню на 9-м этаже. Компания предполагает дальнейшее освоение российского рынка.

Гостиничная сеть Ассог на российском рынке представлена двумя отелями, находящимися под её управлением «Новотель Центр» и «Новотель Шереметьево-2» - оба находятся в московском регионе. Несмотря на то, что основная масса отелей входящих в цепочку не принадлежит самой сети, в России компания планирует осуществлять политику расширения за счет в основном строительства новых отелей. Компания рассматривает 4 проекта в Санкт-Петербурге, 3-5 проектов в Москве и до 12-15 отелей в регионах. Планируется и присоединение отелей по франчайзингу или по договорам управления.

Гостиничная сеть Hilton в России представлена первым проектом -реконструкцией гостиницы «Интурист» в городе Москва. Этот финансово ёмкий и политически громкий проект по масштабу превосходит инвестиции всех остальных гостиничных цепочек и, не смотря на поздний старт, Hilton имеет все возможности догнать и обогнать конкурентов в России.

Country Inn - гостиничный бренд, ориентированный на потребителей среднего класса, для которых важным фактором является цена. В США и Европе сейчас работают более 325 этих гостиниц. В России же сегмент гостиничного рынка, ориентированный на представителей среднего класса, совершенно не развит. Международные гостиничные сети предпочитают строить комплексы, ориентированные на VIP-клиентов. Особенно «туго» с качественными недорогим отелями в российских регионах. Именно на открытие отелей эконом-класса и рассчитан проект. Всего Delta планирует открыть 50 гостиниц по всей России в течение десяти лет.

Для продвижения своих брендов и расширения географии охвата регионов МГЦ на российском рынке гостиничных услуг пытаются использовать, как правило, метод франчайзинга, который был и остается актуальным в западной культуре ведения бизнеса, но который совершенно не оправдал себя в действительности российского рынка.

Ниже приведен пример развития франчайзинга на российском рынке гостиничных услуг, на опыте компании Radisson Hotels and Resorts Worldwide, который является практически единственным, воплощенным на сегодняшний день примером развития МГЦ за счет присоединения отелей к цепочке, не строя их и не приобретая в собственность.

Radisson Hotels and Resorts Worldwideявляется дочерней компанией американской корпорации Carlson Companies, Inc. Бренд Radisson Hotels and Resorts Worldwide принадлежит ее подразделению Carlson Hospitality Worldwide, которой принадлежат такие известные гостиничные бренды как Regent, Country Inn, Park Inn b Perk Plaza.

На сегодняшний день компания Radisson Hotels and Resorts Worldwide присутствует в 61 стране мира с 435 отелями, носящими это имя. Согласно рейтингу журнала The Hotels, эта компания входит в десятку крупнейших международных гостиничных цепей мира, с общим количеством номеров, превышающим 100 000.

Представителем Radisson Hotels and Resorts на рынке России также является ее субфранчайзер - компания Rezidor SAS Hospitality.

Следует отметить, что Radisson была одной из первых международных гостиничных цепей, появившихся на российском рынке. Под этой маркой уже в 1991 году была открыта гостиница «Рэдиссон Славянская» в Москве. С уверенностью можно сказать, только то, что лишь в 2001 году гостиница «Рэдиссон Славянская» заключила договор на управление с Radisson SAS Hotels & Resorts, получи» право на использование марки Radisson SAS.

В дополнение к строительству в 1991 году гостиницы «Рэдиссон Славянская» в столице, в 1993 г. был открыт гостиничный комплекс «Рэдиссон САС Лазурная»(4 звезды) в Сочи.

Торговая марка "Radisson SAS Lazurnaya" (RSL) представлена на рынке гостиничных услуг России с 1993 года. Сегодня уже три российские гостиницы носят это имя - "Radisson SAS Lazurnaya Hotel Sochi", "Radisson SAS Lazurnaya Peak Hotel" и "Radisson SAS Lazurnaya Park Hotel".

"RSL" является единственной российской компанией, имеющей договор мастер-франчайзинга с международной гостиничной цепью "Radisson SAS Hotels & Resorts", и имеет эксклюзивные региональные права по присоединению новых отелей к «семье» "Radisson SAS" под маркой "Radisson SAS Lazurnaya".

На сегодняшний день, компания «RSL» предлагает несколько вариантов сотрудничества: заключение стандартного франчайзингового договора, подписание контракта на управление, комбинацию франчайзинга и контракта на управление.

Нельзя не отметить, что компания Radisson сейчас является фактически единственным международным оператором, делающим инвестиции в строительство российских отелей, остальные компании пока только берут гостиницы в управление или продают франшизу на свою концепцию. В 2001 г. в Санкт-Петербурге открылся "Radisson SAS Royal Hotel" общей стоимостью $35 млн.

Участие Radisson SAS Hotels & Resorts в инвестировании петербургского отеля свидетельствует, в первую очередь, об улучшении инвестиционного климата, экономической стабилизации на рынке России и росте привлекательности петербургского гостиничного рынка для зарубежных компаний.

Country Inn - гостиничный бренд, ориентированный на потребителей среднего класса, для которых важным фактором является цена. В США и Европе сейчас работают более 325 этих гостиниц. В России же сегмент гостиничного рынка, ориентированный на представителей среднего класса, совершенно не развит. Международные гостиничные сети предпочитают строить комплексы, ориентированные на VIP-клиентов. Особенно «туго» с качественными недорогим отелями в российских регионах. Именно на открытие отелей эконом-класса и рассчитан проект. Всего Delta планирует открыть 50 гостиниц по всей России в течение десяти лет.

 

Таблица 2.1 Западные гостиничные сети, представленные в Москве и Санкт-Петербурге

Компания Отели в Москве Количество номеров Отели в Санкт-Петербурге Количество номеров
Accor Novotel Centre, Novotel Sheremetyevo 2 Софитель 255; 472 195 Novotel Centre 233
Marriott Marriott Royal Aurora, Marriott Tverskaya, Marriott Grand, Renaissance Moscow 234; 162; 390; 475 Renaissance St. Petersburg Baltic 102
Kempinski Baltschug Kempinski 234 Гранд отель Европа 301
Orient Express нет данных нет данных Grand Hotel Europe 301
Forte   Националь Moscou Country Club 231 нет данных Angleterre, Astoria 192; 240
Starwood Sheraton Palace 214 Шератон Невский Палас 287
SAS Rezidor Radisson Slavyanskaya 410 Radisson SAS Royal 164
Meridien Le Royal Meriden Nationa, Moscow Country Club 221; 131 нет данных нет данных
Corinthia нет данных нет данных Nevskiy Palace 285
InterContinental Hotels Holiday Inn, Vinogradovo; Holiday Inn, Lesnaya Street   154; 301   нет данных нет данных
Hyatt Ararat Park Hyatt 219 нет данных нет данных
Best Western Best Western Art Hotel 209 Hotel Neptune 138
 Marco Polo Hotels and Resorts Марко Поло Пресня   68     Нет данных     Нет данных
IMP Group LTD Отель Аэростар 413 Нет данных Нет данных
Renaissannce Hotels Олимпик Пента Ренессанс 473 Нет данных Нет данных

 

Таблица 2.2 Западные гостиничные сети, представленные в российских регионах

Компания Город Отель Количество номеров
SAS Rezidor Сочи Radisson SAS Lazurnaya Hotel, Radisson SAS Lazurnaya Peak Radisson Sas Park Hotel 300; 49 447
Marriott Самара Marriott Renaissance 196
Protea* Красноярск, Екатеринбург, Новосибирск "Яхонт" 68
Choice Тюмень "Тюмень" 201
Corston** Липецк, Казань, Новороссийск нет данных нет данных
Accоr** Новороссийск, Екатеринбург Ibis, Novotel 200
Best Western Новгород Береста Нет данных
Marco Polo Новгород Нет данных Нет данных
Stеin Cочи Grand Hotel Rodina 42

 

Операторы международных цепей работающих в России считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках. Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают проникновения/расширения своего присутствия в России. И даже идут на некоторое снижение (по сравнению с началом 90-х годов) цен на свои услуги.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: