Принципы бюджетной системы

Введение                                                                                                       3

Глава 1 Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Республики Казахстан                                                                                                     5

Принципы бюджетной системы                                                            5

Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета                                                                                                                    11

Глава 2 Анализ функционирования государственного долга в Республике Казахстан                                                                                                                     17

Особенности формирования государственного долга в Республике Казахстан                                                                                                                     17

Проблемы, формы и методы управления государственным долгом в Республике Казахстан                                                                                                   23

Государственный долг в Казахстане                                                  30

Глава 3 Проблемы и перспективы совершенствования по формированию регулирования государственного бюджета и государственного долга в РК 35

Заключение                                                                                                44

Список использованной литературы                                                        46

</h3>
<h4>Введение

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирова­ния общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязатель­ства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.</h4>

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимство­вания выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связан­ные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и креди­торы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

<h4>Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Предметом исследования выступают государственный бюджет и государственный долг.

Объектом являются меры по регулированию бюджета и долга РК.

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного бюджета и государственного долга и анализ методов по управлению.

Задачами курсовой работы являются:

- Изучение особенностей государственного бюджета и принципов его организации;

- раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;

- исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга;

- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан;

- оценка влияния государственного долга на экономику Казахстана;

- исследование путей совершенствования управления государственным долгом

Методологическими основами для написания данной курсовой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных авторов как: Баймуратов У.Б., Бибатырова И.А., Крымова В., Кушумбаев М.К., Мамыров Ковалев В.М., Чепурина М.Н., Киселева Е.А., Дробозина Л.А., Мельников В.Д. и других.</h4>


<h4>Глава 1 Государственный бюджет. Основные черты бюджетной системы Республики Казахстан



Принципы бюджетной системы

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельны­ми общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образу­ют финансовые отношения, складывающиеся у государ­ства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непремен­ным участником которого является государство, и связа­ны с формированием и использованием централизованно­го фонда денежных средств, предназначенного для удов­летворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название государственный бюджет.

Государственный бюджет как совокупность экономи­ческих отношений имеет объективный характер. Его су­ществование в качестве самостоятельной сферы распреде­ления объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответст­вующих централизованных ресурсах. Централизация де­нежных средств необходима для организации бесперебой­ного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стои­мостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в центра­лизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных меро­приятий в масштабах всего общества, решения задач обо­ронного характера, покрытия общих издержек государст­венного управления. Таким образом, существование го­сударственного бюджета отнюдь не результат субъектив­ного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизвод­ства, природой и функциями государства.</h4>

На современном этапе развития экономики централи­зованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общест­венного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных про­грамм развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой цент­рализации денежные средства сосредоточиваются на ре­шающих участках экономического и социального разви­тия, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распре­деления государственный бюджет выполняет специфичес­кое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономичес­кой формой существования объективных распределитель­ных отношений, выполняя специфическое общественное той части общественного продукта и национального до­хода, которая прошла известные стадии стоимостного рас­пределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, соци­ально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетно­го фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между госу­дарством и другими участниками общественного производ­ства в процессе распределения и перераспределения стоимос­ти общественного продукта путем образования централизо­ванного фонда денежных средств государства и его исполь­зования на цели расширенного воспроизводства и удовлетво­рения общественных потребностей. Государственный бюд­жет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом, — распре­делительную и контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных от­ношений.

Бюджет воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инстру­мента влияния на экономику в целом. Бюджетный меха­низм — это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централи­зованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспре­деления финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

Государственному бюджету как определенной совокуп­ности финансовых отношений присущи прежде всего те же черты, которые отличают категорию финансов в це­лом: бюджетные отношения имеют распределительный ха­рактер, осуществляются всегда в денежной форме, сопро­вождаются формированием и использованием целевых де­нежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государствен­ный бюджет как специфическая сфера стоимостного рас­пределения характеризуется следующими чертами:

- представляет особую экономическую форму распреде­лительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государст­ва и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

- предназначен для перераспределения стоимости меж­ду отраслями народного хозяйства, территориями, секто­рами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опос­редствующих процесс создания и производительного по­требления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

- выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общест­венного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Государственный бюджет, как и любая другая эконо­мическая категория, выражает производственные отноше­ния и имеет соответствующее им материально-веществен­ное воплощение: бюджетные отношения материализуют­ся (овеществляются) в централизованном фонде денеж­ных средств государства — в бюджетном фонде. В резуль­тате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое вы­ражение в потоках мобилизуемых и используемых госу­дарством денежных средств. Бюджетный фонд — это объ­ективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального до­хода, которая прошла известные стадии стоимостного рас­пределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, соци­ально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетно­го фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Роль государственного бюджета в общественном вос­производстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расход­ная часть). Он распределяет денежные средства между раз­личными отраслями народного хозяйства, секторами про­изводства, сферами общественной деятельности, эконо­мическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на эко­номику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государ­ственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюд­жета используются для обеспечения как индивидуально­го (в рамках отдельных предприятий), так и обществен­ного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборо­та фондов. Бюджетное финансирование капитальных вло­жений и оборотных средств на действующих и вновь вво­димых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивиду­альный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и ор­ганизаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Рас­ходы государства на просвещение и здравоохранение, со­циальное обеспечение, науку, культуру и искусство яв­ляются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общего­сударственного масштаба. Большое значение имеет бюд­жет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сфе­ры, государство через бюджет может формировать окон­чательные размеры фонда потребления, влиять на терри­ториальные пропорции в его использовании.

Государственный бюджет основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности.

1) Принцип единства означает степень организационно-экономической централизации бюджетной системы. Наи­более полно принцип единства проявлялся в бюджетной системе СССР. В настоящее время этот принцип ослаб­лен в связи с обретением самостоятельности местных ор­ганов власти и передачей им части прав по распоряжению финансовыми ресурсами. Единство выражается в сущест­вовании единой бюджетной системы в государстве, общей системы государственных доходов, действующих на тер­ритории страны, единообразии государственных расходов, единстве финансовых документов, бюджетной классифи­кации. Этот принцип гарантирует единство методологии и организации бюджетного планирования, его взаимосвязь с социально-экономическим прогнозированием. Задачей принципа единства бюджета является установление эф­фективного контроля со стороны парламента за движени­ем бюджетных средств.

2) Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собирае­мых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджета, где по каждой статье учитываются все поступления и затраты государства. В нашей практике этот принцип в настоящее время не применяется, так как счи­тается более целесообразным не перегружать бюджет рас­ходами, имеющими строго функциональное назначение; поэтому в последнее время из государственного бюджета выделены средства внебюджетных фондов: пенсионного, социального страхования, дорожного, содействия заня­тости населения.

3) Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификаций бюджетных росписей. Он предусматривает правдивое отражение в бюджете финан­совых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений. Реальность оп­ределяется обоснованностью расчетов всех источников доходов и направлений расходов, базирующихся на пока­зателях прогнозов и программ развития и подкрепленных наличием бюджетных резервов.

4) Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для озна­комления общественности с составом и структурой бюд­жета, размерами дефицита и способами его покрытия (со­кращение расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).

<h4>1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджета

Функционирование бюджета, связанное с формирова­нием и использованием централизованного фонда денеж­ных средств государства, происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обес­печивают государство необходимыми денежными средст­вами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.</h4>

Состав и структура доходов и расходов зависят от на­правлений осуществления бюджетной и налоговой поли­тик государства, осуществляемых в конкретных социаль­но-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных ус­ловиях формы и методы формирования доходов и осу­ществления расходов.

Подробный перечень и группировка доходов и расхо­дов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, за­ложенная в основу всей бюджетной деятельности финансо­вых органов государства.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами эконо­мического и социального развития государства, с финан­совыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сме­ты и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

До 1996 г. бюджетная классификация содержала сле­дующие структурные подразделения: раздел, параграф, ста­тью, главу.

Однако применяемая долгое время классификация перестала отвечать современным требованиям прогнози­рования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.

Поэтому с 1996 года она заменена на новую, соответст­вующую международным стандартам. Доходы классифи­цируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые по­ступления; неналоговые поступления; доходы от опера­ций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвести­ций; общее финансирование.

Остальные подразделения характеризуют доходы в по­рядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает на­логовую группу, подкласс — вид налога, специфика — кон­кретно плательщика или объект налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономи­ческая классификация. Согласно функциональной классифи­кации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, про­грамма, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функ­ций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представ­ляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: ка­тегория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги — заработ­ная плата рабочих и служащих — основная заработная плата рабочих и служащих.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, чет­ко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и при составлении бюджета основным вопро­сом является достижение такого состояния денежных по­ступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или мо­жет составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные ос­татки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюд­жетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства респуб­лики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на по­крытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответст­вующими администрациями. Превышение расходов над до­ходами вызывает дефицит государственного бюджета. На­личие значительного и постоянного дефицита характери­зует кризисное состояние финансов. Допустимым уров­нем дефицита считается 2—3% от величины валового внут­реннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных зай­мов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают по­требностей государства, которые обеспечиваются допол­нительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, наруше­нию законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

1) общий спад производства в народном хозяйстве стра­ны;

2) рост издержек общественного производства;

3) чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрыва­емых товарными массами;

4) преобладание в расходах бюджета значительных со­циальных расходов, не соответствующих уровню разви­тия экономики;

5) большие объемы финансирования военных расхо­дов, на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

6) крупномасштабный оборот «теневой» экономики;

7) непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве.

Существуют следующие способы покрытия бюджетно­го дефицита:

а) государственные займы;

б) увеличение налогообложения;

в) эмиссия денег.

В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно — путем выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредст­вом банковского мультипликатора увеличивают количе­ство денег в обращении.

Фискальная политика в отношении бюджетного дефи­цита основывается на трех концепциях.

1. Ежегодно балансируемый бюджет.

Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономическо­го цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокра­щаются. В этом случае для сбалансирования бюджета го­сударству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спро­са и еще большее падение производства.

Политика сбалансирования бюджета может также уси­лить инфляцию. При наличии инфляции повышение де­нежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка го­сударство должно принять следующие меры: либо сни­зить ставки налогов, либо увеличить государственные рас­ходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В лю­бом из этих случаев усилится инфляция.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Со­гласно этой концепции бюджет балансируется в ходе эко­номического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увели­чивает расходы, намеренно создавая дефицит. При после­дующем подъеме экономики государство увеличивает на­логи и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом, проводятся антициклическая фис­кальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинаковы по глубине и длительности, что может нарушить цик­лическую сбалансированность бюджета.

3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в це­лом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балан­сирование бюджета при этой концепции является второ­степенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных из­лишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипу­лировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов и крупного государственного долга для нор­мальной экономики не опасны.

Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе, и функ­циональных финансов предполагает разработку обосно­ванной программы финансовых мероприятий, учитываю­щей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, фи­нансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.


<h4>Глава 2 Анализ функционирования государственного долга в Республике Казахстан



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: