Последствия и перспективы интеграции в Северной Америке

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономичес­ком эффекте, и особенно о том, как преимущества объединения будут распределяться между США, Канадой и Мексикой[13]. Этой проблеме посвящены многие экономические исследования, которые основыва­ются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после отмены тарифных и нетарифных ограничений.

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного размещения ресурсов, снижения цен, снижения из­держек по сделкам, улучшения условий окружающей среды, повыше­ния активности капиталовложений и технического прогресса. В каче­стве статических эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение экономического благосостояния в каждой из стран: в США — 3,6 млрд. $, в Мексике — 2,4 млрд. $, в Канаде — 1,6 млрд. $.

Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокраще­ние таможенных тарифов.

Вступление Мексики в североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США.

Одним из главных положительных эффектов реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций. Вместе с тем имеются и противоречивые, неоднозначные последствия в деятельности НАФТА.

Отрицательной тенденцией развития интеграционных связей для США является то, что многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.                                        

У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств.                                                   

Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. Обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались «эффектом текилы» — бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других «нарождающихся рынков», стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса.

Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действен­ных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предо­ставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источни­ков Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд. долл. США для стабилизации финансово-экономического положения своего юж­ного соседа.

НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кри­зиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность. По оценкам большинства специалистов, североамериканский интеграционный про­цесс к концу 90-х годов обрел необратимый характер. Об этом свиде­тельствовали не только такие показатели, как динамика внешней тор­говли и движение капиталов и услуг. И в США, и в Канаде, и в Мекси­ке ни одна из политических партий, крупных предпринимательских организаций уже не выступала против НАФТА.

Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий, НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить.

Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается как струк­тура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для более широкой интеграции стран Западного полуша­рия. В политическом плане предполагается создание «сообщества демократий Западного полушария». В торгово-экономическом пла­не в Вашингтоне рассчитывают на то, что НАФТА станет ядром ин­теграционного объединения, охватывающего весь американский континент.

Заключение.

В начале XXI века состояние финансовой системы США и их международные финансовые позиции вызывают противоречивые оценки ученых и специалистов, политиков, а также широких слоев населения как в самих Соединенных Штатах, так и в других странах. Эта противоречивость связана с быстротой и радикальным характером перемен в международных экономических позициях США, которые не сразу были осмыслены адекватно.
С позиции традиционных представлений можно заметить, что при очевидном экономическом превосходстве США над другими странами мира в финансовом положении этой страны сложились значительные отклонения от принятых критериев равновесия. Это неизбежно вызывает вопросы относительно обоснованности и устойчивости позиции Соединенных Штатов как мирового экономического лидера. Принимая как факт мировое лидерство США по экономическому потенциалу, достижениям в области научно-технического прогресса, финансовому могуществу и мировому влиянию, аналитики настороженно ожидают «внезапных» и сильных кризисных потрясений, способных мгновенно все переменить.

В данной работе сделаю вывод, что влияние США на страны, активно задействованные в мировом хозяйстве, весьма велико и значительно. Мировой финансовый кризис, охвативший мир в середине 2008 года, в своем основании имеет причины, кроющиеся во внутренней структуре экономики США. Именно поэтому в данной работе были раскрыты характерные для американцев принципы внешнеэкономичекой деятельности, кратко нарисована историческая картина развития международных торговых связей.

Немалую роль в развитии экономических связей США играют интеграционные процессы: активное партнерство трех стран, граничащих друг с другом, во многом определяют состояние экономики Америки. А определяющим законом является договор НАФТА, основные положения, цели и последствия которого были рассмотрены подробно во 2 главе.

Список используемой литературы.

1. А.И. Суматохина. Россия-Запад: экономический аспект исторической тенденции взаимоотношений. М.:2008                     

2. Збигнев Бжезинский. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. – М.: Международные отношения, 2007. - 240 c.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: