1.1 Проектировочный расчет
Исходные данные:
Количество зубьев шестерни:
;
Количество зубьев колеса:
;
Требуемое передаточное отношение:
,6;
Частота вращения шестерни:
;
КПД подшипников качения:
;
КПД передачи:
;
Срок службы:
.
Таблица 1.1
| Элемент передачи | Марка стали | Термообработка | Заготовка |
|
| Твердость поверхности |
| Шестерня | 20Х2Н4А | Цементация | поковка | 1400 | 1200 | 65HRCэ |
| Колесо | 20Х2Н4А | Цементация | поковка | 1400 | 1200 | 63HRCэ |
Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:

, где
- количество контактов зубьев шестерни и колеса за один оборот, (
=1), тогда:
,
,
;
,
,
,
Определение допускаемых напряжений:
а) контактных:
,
где
- предел контактной выносливости,
- коэффициент безопасности,
- коэффициент долговечности, тогда
,
так как
и
, то
, а
,
,
для колеса -
,

для шестерни -
,
,
в качестве расчётного принимаем
;
б) изгибные:
, где
, тогда
,
, так как
, то
,
,
,
;
в) предельные:
,
.
Определение коэффициентов расчётной нагрузки:
Коэффициенты расчётной нагрузки соответственно при расчётах на контактную и изгибную выносливость равны:
,
,
где,
kА =1- коэффициент внешнего динамического нагружения для случая равномерно нагруженного движения;
- коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий (при НВ>350),
- коэффициент динамической нагрузки для 8-ой степени точности,
kHa= kFa=1
,
.
Определение начального диаметра шестерни
,
где,
,
X=0.0061(100-Z)
X1=0.549, X2=0.4

=0.064956, 
,
,
, 

- коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра,
, тогда
.
Определение модуля зацепления

Принимаем m =2.75мм,тогда
,
Mежосевое расстояние:
.
Проверочный расчёт
Проверка передачи на контактную прочность:
,
где,
- коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев,
- угол наклона прямого зуба,
- угол профиля зуба рейки, для стальных колес Е2= Е3=2,1 105 МПа,
Zm=275 МПа1/2-коэффициент учитывающий свойства колес;
При коэффициентах смещения X1,X2, коэффициент формы сопряженных поверхностей зубьев ZH=1.494.
- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, так как колесо прямозубое, то
;
Определим окружную скорость:
,
уточним коэффициент расчётной нагрузки:
, где
- удельная окружная динамическая сила, где
- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев,
- коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, тогда
,
- удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации, где
- полезная окружная сила,
- ширина зубчатого венца, тогда
,
следовательно:
,
,
,
определяем удельную расчётную окружную силу:
,
,
Недогруз составляет 2.1%. что допустимо.
Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость
.
а) Определим коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса:
для
,
для
,
,
.
б) Проверяем на прочность зуб шестерни:
,
, где
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 8-ой степени точности,
- коэффициент, учитывающий наклон зубьев, тогда
.
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки (проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома):
,
;






