1.1 Проектировочный расчет
Исходные данные:
Количество зубьев шестерни: ;
Количество зубьев колеса: ;
Требуемое передаточное отношение: ,6;
Частота вращения шестерни: ;
КПД подшипников качения: ;
КПД передачи: ;
Срок службы: .
Таблица 1.1
Элемент передачи | Марка стали | Термообработка | Заготовка | Твердость поверхности | ||
Шестерня | 20Х2Н4А | Цементация | поковка | 1400 | 1200 | 65HRCэ |
Колесо | 20Х2Н4А | Цементация | поковка | 1400 | 1200 | 63HRCэ |
Определение числа циклов перемены напряжений шестерни и колеса:
, где
- количество контактов зубьев шестерни и колеса за один оборот, ( =1), тогда:
, , ;
, , ,
Определение допускаемых напряжений:
а) контактных:
,
где - предел контактной выносливости,
- коэффициент безопасности, - коэффициент долговечности, тогда
,
так как и , то , а , ,
для колеса - ,
для шестерни - ,
,
в качестве расчётного принимаем ;
б) изгибные:
, где
, тогда
,
, так как , то , ,
,
;
в) предельные:
,
.
Определение коэффициентов расчётной нагрузки:
Коэффициенты расчётной нагрузки соответственно при расчётах на контактную и изгибную выносливость равны:
,
,
где,
kА =1- коэффициент внешнего динамического нагружения для случая равномерно нагруженного движения;
- коэффициенты неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий (при НВ>350),
- коэффициент динамической нагрузки для 8-ой степени точности,
kHa= kFa=1
,
.
Определение начального диаметра шестерни
,
где, ,
X=0.0061(100-Z)
X1=0.549, X2=0.4
=0.064956,
, ,
,
- коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра,
, тогда
.
Определение модуля зацепления
Принимаем m =2.75мм,тогда
,
Mежосевое расстояние: .
Проверочный расчёт
Проверка передачи на контактную прочность:
,
где,
- коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев,
- угол наклона прямого зуба, - угол профиля зуба рейки, для стальных колес Е2= Е3=2,1 105 МПа,
Zm=275 МПа1/2-коэффициент учитывающий свойства колес;
При коэффициентах смещения X1,X2, коэффициент формы сопряженных поверхностей зубьев ZH=1.494.
- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, так как колесо прямозубое, то ;
Определим окружную скорость:
,
уточним коэффициент расчётной нагрузки:
, где
- удельная окружная динамическая сила, где
- коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев,
- коэффициент, учитывающий влияние разности основных шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, тогда
,
- удельная расчётная окружная сила в зоне наибольшей концентрации, где
- полезная окружная сила,
- ширина зубчатого венца, тогда
,
следовательно: ,
,
,
определяем удельную расчётную окружную силу:
,
,
Недогруз составляет 2.1%. что допустимо.
Проверка зубьев передачи на изгибную выносливость
.
а) Определим коэффициенты формы зубьев шестерни и колеса:
для ,
для ,
, .
б) Проверяем на прочность зуб шестерни:
,
, где
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, при 8-ой степени точности,
- коэффициент, учитывающий наклон зубьев, тогда
.
Проверка на контактную и изгибную прочность при действии максимальной нагрузки (проверка на перегрузку, на предотвращение пластической деформации или хрупкого излома):
,
;