Учения Платона о государстве и праве

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. Политико-правовая мысль Древней Греции. 4

1.1. Учения Платона о государстве и праве 4

1.2. Аристотель о государстве и праве 8

1.3. Полибий о круговороте форм государства 10

2. Политико-правовые учения в Древнем Риме. 13

2.1. Политические и правовые взгляды Цицерона 13

2.2. Учение римских юристов о праве 16

Заключение 23

 


Введение

 

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве и др. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.

Цель моей контрольной работы: рассмотреть политико-правовые учения выдающихся мыслителей античной Греции: Платона о государстве и праве; Аристотеля о государстве и праве; Полибия о круговороте форм государства, а также изложить взгляды Цицерона на: происхождение, сущность и цель государства; на естественное право, право римских граждан, право народов. Изложить представления выдающихся римских юристов.

 

1. Политико-правовая мысль Древней Греции.

Учения Платона о государстве и праве

 

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Платон - родоначальник философии объективного идеализма. Его взоры сложились под влиянием Сократа, известного мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит взглядам на общество и государство. Общественно-политическим проблемам Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в зрелые годы долго разрабатывавшийся трактат "Государство" ("Политая") и "Законы" — произведение, созданное в глубокой старости.

В диалоге “Государство” безупречное государственное устройство Платон разглядывал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия. Разумному началу души в безупречном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Сословное деление общества Платон объявил условием прочности страны как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”.

Платоновское определение справедливости было призвано оправдать публичное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление собственного аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам легенды о том, как бог примешал в души людей частички металлов: в души тех из их, что способны править и поэтому более ценны, он примешал золота, в души их помощников - серебра, а в души земледельцев и ремесленников - железа и меди. Ежели у крайних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен лишь по инициативе правителей. Во главе страны, утверждал Платон, нужно поставить философов, причастных к нескончаемому благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. В проекте безупречной организации власти Платон отходит от принципов “аристократии крови” и подменяет её “аристократией духа”. Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей свойствами духовной элиты - интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

Механизму осуществления власти (её устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге “Государство” особенного значения. А именно, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано только то, что оно быть может или монархией, ежели править будет один философ, или аристократией, ежели правителей будет несколько. Основное внимание тут уделяется Дилеммам воспитания и стиля жизни граждан. Чтоб добиться единомыслия и сплоченности 2-ух высших сословий, образующих совместно класс стражей страны, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой личной собственностью, ежели в том нет последней необходимости. Потом ни у кого не должно быть такового жилья либо кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий”. Продовольственные запасы охраны получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для их вводится общность жен и деток.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения обилия публичных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь личную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем более выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно-замкнутого, самодостаточного для страны. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который дозволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения - важная социально-экономическая изюминка безупречного строя, отличающая его от всех других, порочных, стран. В крайних “заключены два враждующих меж собой страны: одно - бедняков, другое - богачей”.

Прообразом безупречного государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, а точнее, сохранявшиеся там патриархальные дела - организация жизни господствующего класса по эталону военного лагеря, пережитки общинной принадлежности, группового брака и др.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение личной принадлежности и обращение в рабов вольных земледельцев из третьего сословия. Так возникает критско-спартанский тип страны, либо тимократия (от “тиме” - честь), господство сильнейших воинов. Правительство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства - олигархия - возникает в итоге скопления богатства у частных лиц. Этот вид основан на имущественном цензе. Власть захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигархическое правительство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии - власти народа. Публичные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего правительство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противоположность - чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихудший вид страны. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тираническое правление - это самая тяжелая болезнь страны, полное отсутствие в ней каких бы то ни было добродетелей.

Главной предпосылкой смены всех форм страны Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю - правлению мудрых.

Диалог “Законы” является крайним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся пробы философа воплотить в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, начальный проект наилучшего страны. В “Законах” Платон изображает “второй по достоинству” государственный вид, приближая его к реальности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых, Платон отрешается от коллективной принадлежности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок использования имуществом. Земля является собственностью страны. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин получает земляной надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все другие виды имущества граждане могут получать в личную собственность, но её размеры ограничены. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается чёткое число граждан - 5040. В это число входят лишь владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не владеют.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане получают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из 4 классов. Разбогатев либо обеднев, они переходят в иной класс. Все совместно граждане образуют правящее сословие. Кроме занятий в своем хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех либо других государственных должностей, роль в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается сейчас вполне обеспечить за счет рабского труда (в диалоге “Государство” рабы упоминались, но Платон не отыскал для их места в экономике безупречного полиса). Во “втором по достоинству” государстве “земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтоб люди жили в довольстве”. Совместно с признанием рабства у Платона возникает и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон рекомендует землевладельцам получать как можно меньше рабов одной национальности и не стимулировать их недовольство ожесточенным обращением. Ремесленное создание, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: