Диалектика идей Платона

Платон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в следующем.

Все сущее (мир) делится на две неравноценные сферы:

Ø вечные и самосущие идеи (эйдосы);

Ø преходящие, текучие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

Мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, мир эйдосов (идей), который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом философа.

Мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть лишь слабое отражение, бледный отпечаток мира самостоятельно существующих идей, прообразов всех вещей. Идеи – прообразы, модели мира. Эти «идеи в себе и для себя» находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т.е. не разложим) и неизменен. Мир идей абсолютен, совершенен, там не происходит никакого движения, потому как в нем нет потребности. Идея – это чистая форма Прекрасного самого по себе, гармоничный и совершенный образ. Идеи – совершенные прообразы или формы вещей.

Поскольку идеи вечны, они существуют вне пространства и времени. Но они взаимодействуют с пространством и временем, т.к. они являются моделями сотворенных вещей, развивающихся в пространстве и времени. В то же время, поскольку мир идей существует вне нашего пространства и времени, человек не может постигать их чувствами.

В диалоге «Тимей» Платон объясняет следующим образом понятие идеи: как ребенок воспринимает своего отца, видя в нем идеал, единственную модель для подражания, так и идеи являются совершенными образцами чувственного мира. Текучие, вырождающиеся и разлагающиеся вещи являются потомками, детьми совершенных вещей. И подобно детям, они представляют собой копии своих предков.

Платоновские идеи – это источник вещей, причина их существования, их основание. Идея – субстанция. Идеи Платона – реальный мир. Этот мир даже более реален, чем мир обыкновенных чувственных вещей, которые обречены на разложение.

Чувственная вещь тем менее подвержена разложению, чем более она напоминает свою идею, ведь сами идеи неразложимы. Но ни одна копия не может быть совершенной, поскольку она только подражает подлинной реальности, она есть только иллюзия, видимость. Поэтому чувственные вещи не могут оставаться неизменными. Если чувственная вещь является хорошей копией соответствующей идеи, то сначала она может изменяться лишь незначительно. По мере удаления вещи от формы, вещь становится все менее совершенной и все более подверженной изменениям и разложению. Это – процесс вырождения и падения, упадка. Всякое изменение есть зло, по мнению Платона, а покой божественен. Платон: это закон разложения (человек – создан богами, другие животные – произошли от него в процессе вырождения и разложения).

Материальный мир создан Творцом, Мастером (Демиургом). Процесс этот подобен тому, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу.

Для каждого рода вещей и для каждого человека существует только одна форма или идея. ( Для каждого из нас с вами, для Петрова, Сидорова, Иванова существует своя идея в мире эйдосов Платона. Но не для каждой вещи есть своя идея, только для вещей, объединенных некоторым сходством – «растение», «белизна»).

В «Государстве» Платон говорит: «Бог... сделал лишь одну – единственную кровать – она-то и есть кровать, как таковая, а двух подобных, либо больше не было создано богом и не будет в природе». «Кровать» вообще, понятие кровати. (Реализация кровати в мире – циновка, Кинг-сайз - это от человека).

Теория идей была для Платона не только теорией происхождения и начала всех событий, протекающих в пространстве и времени, в человеческой истории, но и объяснением наличия сходства между чувственными вещами одного рода. Согласно Платону, если вещи белы, то все они причастны идее или форме белизны, а если они тверды, то они причастны идее твердости.

Если все вещи пребывают в состоянии непрерывной изменчивости, то о них невозможно сказать ничего определенного. Мы не можем иметь о них подлинного знания, считает Платон, - в лучшем случае мы способны составить о них смутное и обманчивое «мнение». Они доступны лишь непосредственному наблюдению.

Подлинное же знание, по Платону, – это погружение мыслью в стихию «идей», духовных сущностей, понятий. Полностью постичь мир идей может только человек, занимающийся диалектикой, т.е. философ. В мире идей есть и идея совершенного государства. Поэтому он и считал, что управлять государством могут только философы, т.к. они могут постичь, что есть совершенное государства, своей мыслью проникнув в мир идей и постигнув все существенное. Однако частично познание этих идей возможно человеком: познание – это «вспоминание». До рождения бессмертная душа каждого человека блуждала в мире «идей». Поэтому после рождения, когда человек смотрит на две сходные вещи, он вспоминает понятие «сходства», внесенное в человека его душой. Ведь душа была знакома с этим понятием прежде.

Платон считал, что философ должен набраться жизненной мудрости, прежде чем вступить в постижение мира идей. Он определил это возрастом 75 лет. Тогда философам разрешено будет вступить в священную область высшего познания, которая происходит в процессе диалектики. Он говорит: «Даже Сократ был когда-то слишком юн для диалектики». Однако в более позднем диалоге «Государство», Платон несколько видоизменяет это положение. Теперь он не возражает, чтобы будущие мудрецы приступали к подготовительным занятиям по диалектике в тридцатилетнем возрасте, подчеркивая, что при этом требуется «величайшая осторожность» и что существует опасность «неупорядоченности, которая портит многих диалектиков.

Платон – величайший философ. Он стремился получить не мнение о чувственном мире, а чистое рациональное знание о неизменном мире – такое знание, которое можно было бы использовать для исследования изменчивого материального мира, и, в частности, для исследования общества, для познания исторических законов, исследования государства, политических изменений, происходящих в обществе. Цель Платона состояла в открытии высочайшего знания политики, т.е. искусства управления людьми.

Т.е. теория идей Платона – это, по сути, научная методология исследования чувственных вещей, истории обществ и развития государств. Теория идей применима для исследования общественного развития. Функция теории идей: она является важнейшим методологическим инструментом, т.к. делает возможным не только чистое научное знание, но и знание, применимое к миру текучих вещей. Наука, изучающая идеи и есть философия или диалектика. Диалектика для Платона – это искусство интеллектуальной интуиции.

Далее рассмотрим, как метод Платона, его диалектика идей применяются им самим к теории государства и к теории развития человеческого общества. Т.е., другими словами, как логический метод может быть применен к социологии или политике.

Он пишет диалог «Государство», где создает идею идеального государства и представляет свою концепцию развития типов обществ.

Мы уже говорили, что совершенные и благие формы (идеи) предшествуют копиям, чувственным вещам, являясь начальным пунктам всех изменений текучего мира. Но если начальный пункт всех изменений (т.е. мир идей) совершенен и благ, то изменения могут происходить лишь в направлении уходящем от совершенства и блага и приводящем к несовершенству и злу, т.е. к разложению.

В диалогах «Государство», «Политик», «Законы» эта теория применяется к описанию и человеческого общества.

Основная цель в этом анализе общественного устройства состояла в определении движущей силы любых исторических изменений. Движущей силой всех политических революций является внедренная разобщенность, классовая вражда, подпитываемая антагонизмом материальных интересов. Социологический закон Платона: только внутренний разлад правящего класса может ослабить его настолько, чтобы допустить его свержение. Этот закон, а также положение, что различие экономических интересов чаще всего оказываются причиной разобщенности – ключ к философии истории Платона.

Первоначальной формой общества, которая в наибольшей степени была подобной форме или идее государства – «наилучшим государством» – было царство мудрейших и богоподобных людей. Этот идеальный город-государство был настолько совершенен, что трудно даже представить, как он мог вообще изменяться. И все же он изменялся, а вместе с изменениями началась внутренняя распря, классовая война, подпитываемая эгоистическими интересами. Изменение, движение – вот что приводит к упадку и регрессу. В мире идей нет движения, поэтому там все совершенно. Начинается движение и начинается упадок.

Платон описывает четыре характерных периода в «истории политического вырождения».

I. На смену совершенному государству приходит «тимократия» – господство благородных воинов, сражающихся за честь и славу.

II. Олигархия – правление богатых семейств.

III. Из олигархии возникает отличная от нее демократия – царство свободы, следствием которой является беззаконие.

IV. Четвертым и «крайним заболеванием» государства является тирания.

Платон говорит, что первая форма вырождения совершенного государства – тимократия во всех отношениях близка к совершенному государству. Платон отождествляет это наилучшее из всех государств с государственным устройством Спарты и Крита. Платон проводит идею сходства Спарты с совершенным государством, существовавшем в прошлом. Но в тимократии есть элемент нестабильности. Правящий класс оказывается разъединенным, и эта разъединенность низводит государство на ступень олигархии. Но главным фактором при переходе от тимократии к олигархии является конкуренция и собственнические интересы. Установление олигархии ведет к гражданской войне между правящим классом и беднейшими классами. Гражданская война приводит к демократии.

Платоновское описание демократии связано с описанием демократических Афин. Платон выступал против демократии. Но все же главным завоеванием афинской демократии навсегда останется гуманное отношение к рабам.

Слова Платона актуальны и в наши дни. В «Государстве» он пишет:

«Переход к тирании может быть легко осуществлен народным вождем, который знает, как использовать существующий в демократическом обществе классовый антагонизм между бедными и богатыми, и которому удается собрать достаточное число телохранителей или создать собственную армию. Люди, которые сначала приветствовали его как борца за свободу, вскоре оказываются порабощенными. Теперь и его первой задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе». При тирании создается самое плохое государство.

Платон хочет показать, что движение приводит к разобщенности и злу. Поэтому его цель – приостановление политических событий. Совершенное государство уже существовало. Это – Спарта и Крит. Платон пытается реконструировать эти очень древнее и стабильное государство, чтобы показать, как оно могло быть свободным от разобщенности, как в нем можно было бы избежать классовой войны. Влияние экономических интересов было сведено там до минимума. Т.е. Платон стремится к «коммунизму» (коллективистское общество).

Понимание совершенного государства.

Совершенное государство опирается на доходы от земледелия и натурального хозяйства и обходится без торговли и денег. Платон требует, чтобы государством правили философы. Почему? – Чтобы государство было неизменным, оно должно быть точной копией божественной формы или идеи государства. Однако только философ - знаток высшей из наук – диалектики – способен видеть небесный подлинник и подражать ему. Поэтому философ – это человек, который может стать основателем добродетельного государства, общаясь с божественным и упорядоченным. Философ должен почувствовать необходимость позаботиться о том, чтобы внести в общественный быт людей то, что он усмотрел в идеальном мире. Лишь подлинные философы могут разработать набросок такого государства, т.к. одни они могут видеть оригинал и подражать ему.

Итак, две основные функции правителя-философа: он должен копировать божественные идеалы государства и человека. Он один способен внести в частный и общественный быт людей то, что он усматривает в мире «божественного и упорядоченного». Властители должны выражать народный, а не личный интерес.

Платон требует правильно организовать воспитание граждан:

С целью формирования воли и мужества у стражей и избежания конфликтов на почве зависти и ревности Платон предлагает для этого слоя людей фактически первобытно-коммунистические отношения, которые характеризуются общностью имущества, жен, детей.

Крестьяне, торговцы, ремесленники нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.

Человек являет собою единств души и тела, в основе которого лежит душа. Тело же – лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем рационального познания, приводящего к нравственному преображению. Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой – тянет к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной – это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция – управлять государством. Политика есть искусство спасения души, которым должны заниматься философы, так как они знают высшие ценности блага и справедливости, ибо обладают разумной душой.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души – вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе.

В идеальном государстве три этих слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обществом, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов.

В этой жизни задача человека состоит в том, чтобы приготовиться к окончательному освобождению и достигнуть созерцания идей в иной жизни. Средством для этого служит диалектика. Если человек уклоняется от выполнения этой задачи, его душа перевоплощается в другое тело, утрачивая свою последнюю цель. Платон – сторонник теории переселения душ; после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем – в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют мир земной, несовершенный, чтобы остаться в мире идей. Но тело — темница души, из которой душа должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигается это путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

Антропология Платона и позднейших платоников, особенно Плотина (203-270 гг. н.э.), оказала большое влияние на христианскую мысль поздней античности и средневековья, несмотря на то, что подлинные платоновские диалоги не были известны на Западе в полном объёме вплоть до XV века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: