Разработка модели обработки информационных данных при исчислении налога на имущество

2.1. Характеристика информационной модели обработки данных при исчислении налога на имущество

Форма отчетности.

По истечении каждого отчетного периода в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) предоставляются налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Срок предоставления расчетов - 30 число месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчет заполняется рукописным или машинописным способом, чернилами черного либо синего цвета. Возможна распечатка Расчета на принтере.
Расчет представляется на бумажном носителе или в электронном виде. На бумажном носителе представляется в налоговый орган законным либо уполномоченным представителем налогоплательщика в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса. Расчет может быть направлен в виде почтового отправления с описью вложения.

По итогам налогового периода предоставляется налоговая декларация Налоговая декларация - официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих ставок обложения налоговый орган осуществляется контроль за величиной налога, подлежащего уплате. не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

Налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Если иное не закреплено законодательными органами субъектов Российской Федерации, для представления отчетности по налогу на имущество организаций применяются форма декларации по КНД 1152001 и Инструкция по ее заполнению, утвержденные Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.02.2008. №САЭ-3-21/224.

Иными словами, вопрос о необходимости представлять налоговые декларации организациями, не уплачивающими налог на имущество, может быть решен непосредственно местными инструкциями по заполнению налоговой декларации, которые должны выпускаться региональными и местными налоговыми органами.

На основании требования к имени файла обмена в форматах представления налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчётности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_Т_A_K_О_GGGGMMDD_N, где:

R_Т – префикс, обозначающий принадлежность информации файла обмена к определенному виду (R) и типу (T). Вид и тип информации представляются сочетанием символов (латинские буквы и цифры). Вид информации определяет принадлежность файла обмена к обобщенной группе файлов (например, “NO” – отчётность налогоплательщика, “KVPR” – квитанция о приёме отчётности налогоплательщика). Тип информации - уникальный идентификатор, определяющий принадлежность файла обмена к передаваемой отчётности (например, “IMUSHND” – налоговая декларация по налогу на имущество организаций). Для файлов обмена, формируемым по результатам приёма (обработки) отчётности налогоплательщика, тип информации повторяет префикс обработанного файла обмена без разделителя (например, “KVPR_NOPRIB” - префикс для квитанции о приёме налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

A_K – идентификатор получателя информации, где: A – идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K – идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена. Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид:

- для организаций - девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП юридического лица);

- для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН, при отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

- для налоговых органов – четырехразрядный код (код налогового органа по СОНО).

О – идентификатор отправителя информации, имеет вид:

- для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (ИНН и КПП юридического лица);

- для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);

- для налоговых органов – четырехразрядный код (код налогового органа по СОНО).

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный уникальный номер файла. (Длина – от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла - xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Платежное поручение – это распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или ином банке. Платежными поручениями могут производиться и перечисляться денежные средства в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней (п. 3.2 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», далее – Положение о безналичных расчетах).

Чтобы налог попал в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо правильно заполнить платежное поручение. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного, но на практике очень часто возникают проблемы с признанием налога уплаченным, если уплата производилась при помощи «дефектного» платежного поручения.

В процессе заполнения платежного поручения  налогоплательщикам следует руководствоваться нормами Положения о безналичных расчетах, поскольку оно устанавливает общие требования к заполнению платежного поручения. Однако в этом документе отсутствуют специальные правила, которые касаются заполнения полей, необходимых для идентификации налогового платежа. Они содержатся в Правилах указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н по согласованию с Банком России, разработанных во исполнение предписания, содержащегося в п. 7 ст. 45 НК РФ (далее - Правила указания информации в расчетных документах на перечисление налогов).

 

2.2. Наименование, назначение и описание документа, способствующего исчислению налога на имущество

В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками налога (далее — налогоплательщики) признаются:

— российские организации;

— иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций в соответствии со статьей 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, включая:

— имущество, переданное во временное владение;

— имущество, переданное в пользование;

— имущество, переданное в распоряжение;

— имущество, переданное в доверительное управление;

— имущество, внесенное в качестве вклада в совместную деятельность.

Таким образом, все организации, занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, являются плательщиками налога на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Это положение напрямую касается бюджетных учреждений. А так как значительная часть научно-исследовательских организаций представлена в виде организаций, финансируемых из бюджета, то им на это следует обратить внимание.

Чтобы избежать переплаты сумм налога на имущество организаций в течение налогового периода (возникающих из-за того, что бюджетные организации в бухгалтерском учете начисляют суммы износа в конце года), бюджетные организации должны рассчитывать остаточную стоимость имущества по состоянию на начало каждого месяца отчетного периода в размере 1/12 от годовой суммы.

Такой порядок разъяснен и в письме Минфина России от 19 мая 2004 года N 04-05-06/57 «О порядке уплаты налога на имущество бюджетными организациями».

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2, 2 процента.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статья 381 «Налоговые льготы» НК РФ определяет, кто же из налогоплательщиков и по каким видам имущества сегодня может воспользоваться освобождением от налога на имущество организаций.

Федеральные льготы.

Налоговые ставки в соответствии со ст. 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2, 2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Льготы по налогу, предусмотренные ст. 381 НК РФ, должны применяться на территории всех субъектов Российской Федерации в порядке, установленном НК РФ, независимо от их наличия в законах субъектов Российской Федерации. Освобождаются от налога на имущество:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;

— организации — в отношении космических объектов;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение 5 лет с момента постановки на учет указанного имущества;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Как видно из приведенного перечня, часть льгот для бюджетных учреждений по налогу на имущество утратили силу.

Так, с 1 января 2006 г. прекращено действие льгот:

— в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансировалось за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

— в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

— в отношении имущества научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.

Однако указанные льготы по налогу на имущество организаций, которые отменены с 1 января 2006 г. на федеральном уровне, могут быть введены на основании п. 2 ст. 372 НК РФ соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

  Структура налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организации и декларации по данному налогу очень схожа. Порядок заполнения расчета по авансовому платежу мало чем отличается от Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, поскольку в расчете предусмотрены аналогичные разделы и показатели. Отличие заключается только в том, что в расчете предусмотрены показатели средней стоимости имущества и суммы авансового платежа, а в декларации - показатели среднегодовой стоимости имущества, суммы налога за налоговый период и суммы, подлежащей уплате по окончании налогового периода, порядок исчисления которых несколько отличается.

Основные реквизиты этих документов представлены в таблице 1.

 

 

                                                                                                                       

 

                                                                                                                     Таблица 1

№ п/п Наименование реквизита Тип данных реквизита Смысловое назначение реквизита Характеристика реквизита
1 ИНН Числовой Идентификационный номер налогоплательщика Цифровой код, упорядочивающий сбор налогов с налогоплательщиков в Российской Федерации  
2 КПП Числовой Код Причины Постановки на учет в налоговом органе Дает информацию о причине постановке на учет данной организации
3 Отчетный период (код) Числовой 21- 1 квартал 31-полугодие 33-9 месяцев Указывает код периода, за который подается расчет авансового платежа
4 Отчетный год Дата Текущий налоговый период (год) Показывает год, за который подается расчет авансового платежа
5 Код налогового органа Числовой Идентификация налогового органа, в который подается Расчет Указывает код налогового органа, в который подается Расчет
6 Код предоставления налоговой декларации по месту нахождения (учета) Числовой 213- По месту учета крупнейшего налогоплательщика 214- По месту нахождения российской организации 221- По месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс 245- По месту постановки на учет в налоговом органе иностранной организации                                                    Указывает место представления Расчета в налоговый орган    
7 Налогоплательщик Текстовый Идентификация организации - налогоплательщика Указывается полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах
8 Код вида экономической деятельности Числовой Идентификация вида экономической деятельности организации -налогоплательщика Указывается согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001(ОКВЭД)
9 Номер контактного телефона налогоплательщика Числовой Идентификация контактного телефона налогоплательщика Указывается номер контактного телефона
10 Фамилия, имя, отчество налогоплательщика Текстовый Идентификация личности налогоплательщика Указывается фамилия, имя, отчество руководителя организации, его личная подпись для подтверждения достоверности и полноты сведений в Расчете руководителем организации-налогоплательщика
11 Код по ОКАТО Числовой Код административно-территориального образования, на территории которого состоит на учете налогоплательщик. Предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации
12 код бюджетной классификации (КБК), Числовой Код, используемый для учета доходов и расходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации Устанавливается согласно Бюджетному Кодексу РФ
13 Средняя стоимость имущества за отчетный период Числовой Показывает среднюю стоимость имущества за отчетный период Стоимость рассчитывается по формулам, в зависимости от отчетного периода, за который предоставляется Декларация (Расчет).
14 Ставка налога Числовой Указывает конкретную ставку налога, применяемую для имущества данной организации Определяется в соответствии с бюджетным Кодексом РФ и законами субъектов РФ.
15 Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет (для Расчета) Числовой Итоговая сумма авансового платежа по налогу на имущество организации, подлежащая уплате в бюджет. Определяется путем расчета по формуле: Авансовый платеж = (Средняя стоимость имущества * Налоговая ставка)/4.
16 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (для Декларации) Числовой Итоговая сумма налога на имущество организации, подлежащая уплате в бюджет. Определяется путем расчета по формуле: Сумма налога за год (к уплате) = Сумма начисленного налога за год - Авансовые платежи

 

2.3. Информационное взаимодействие и информационный поток документов при исчислении налога на имущество

Механизм взаимодействия органов Федерального казначейства Российской Федерации с налоговыми органами, а также банками РФ представляет собой систему сознательных и организованных взаимосвязей, посредством которых реализуются полномочия этих органов, обеспечивается повышение эффективности выполнения возложенных на них законодательными актами РФ задач и функций. 

Налогоплательщик налога на имущество самостоятельно исчисляет налоговую базу и заполняет декларацию и в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации и подает ее в установленные сроки в налоговый орган по месту жительства, если налогоплательщиком является индивидуальный предприниматель, либо по месту регистрации имущества. И уплачивает в банк соответствующую сумму налога.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога (ст. 80-81 гл.13 ч. I НК). Гражданин заполняет декларацию на бланке установленной формы и предоставляет ее в налоговую инспекцию по месту жительства. Бланк декларации можно взять бесплатно в налоговой инспекции или распечатать с официального сайта МНС. Декларацию можно принести в налоговую инспекцию лично или отправить по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

Форма декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) (далее - декларация) и Инструкция по ее заполнению (далее - Инструкция) утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/2241.

Налоговый расчет по авансовому платежу за отчетный период (I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев) налогоплательщики представляют не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ). Налоговую декларацию по итогам налогового периода (года) - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Декларация представляется в налоговые органы:

- по месту нахождения российской организации;

- по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство;

- по месту нахождения обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

- по месту нахождения недвижимого имущества.

Налог уплачивают в бюджет по соответствующему коду ОКАТО2 того муниципального образования, в котором находится имущество. Исключение составляет налог на движимое имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса. Остаточная стоимость движимого имущества обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, учитывается при расчете налога (авансового платежа по налогу) по месту нахождения организации (в случае нахождения указанного имущества на балансе организации) либо по месту нахождения обособленных подразделений, учитывающих данное имущество на балансе.

По общему правилу по каждому месту уплаты налога подается отдельная декларация. В налоговый орган, курирующий территории нескольких муниципальных образований с разными кодами по ОКАТО, представляется одна декларация с заполнением разделов, в которых указываются суммы налога, подлежащие уплате по соответствующему коду ОКАТО в бюджет муниципальных образований.

Региональным законодательством может быть предусмотрено, что налог на имущество организаций зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации без направления части суммы налога в бюджеты муниципальных образований. В этом случае организация может представить в налоговый орган единую декларацию по всему имуществу, облагаемому этим налогом на территории данного субъекта РФ.

 

Если же законодательством субъекта Российской Федерации установлено, что налог (авансовый платеж по налогу) зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации и в бюджеты муниципальных образований, организация имеет право представлять единую декларацию (единый налоговый расчет по авансовому платежу) по всему подлежащему налогообложению на территории данного муниципального образования имуществу.

Декларация включает в себя:

- титульный лист;

- раздел 1 «Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;

- раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

- раздел 3 «Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) за налоговый (отчетный) период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство»;

- раздел 4 «Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа по налогу) по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения, и по объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации)»;

- раздел 5 «Расчет среднегодовой (средней) стоимости не облагаемого налогом (подлежащего освобождению) имущества».

Заполнение декларации по налогу на имущество организаций начинается с титульного листа. Титульный лист, как и другие разделы декларации, разрабатывался с учетом Единых требований к формированию налоговых деклараций, утвержденных приказом МНС России от 31.12.2002 № БГ-3-06/756.

Листы 2-5,входят в основную расчетную часть декларации. Общая сумма налога на имущество, уплачиваемая в бюджет, отражается в разделе 1. Расчет суммы налога с разбивкой по кодам ОКАТО производится в нескольких разделах 2. Но для этих разделов могут использоваться данные из разделов 3, 4 и 5.

Информационные потоки, возникающие в процессе уплаты налога на имущество организаций отражены в третьей главе.

1- Подача налогоплательщиками-организациями ( предоставляющими налоговую отчетность как на бумажном или магнитном носителе, так и по телекоммуникационным каналам связи) расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Расчеты предоставляются по итогам каждого отчетного периода (1 квартала, полугодия, 9 месяцев).

2- Подача налогоплательщиками-организациями ( предоставляющими налоговую отчетность как на бумажном или магнитном носителе, так и по телекоммуникационным каналам связи) декларации по налогу на имущество организаций. Декларация предоставляется по итогу налогового периода (календарного года).

3- Налоговый орган, в день обращения налогоплательщика с отчетными документами делают соответствующую отметку о принятии документов на копии документов с указанием даты принятия.

4- Предоставление Налоговым органом, в день получения отчетности, Квитанции о получении отчетности в соответствии с соглашением с оператором связи.

5- Оплата налогоплательщиком соответствующей суммы налога, посредством предоставления квитанции или платежного поручения в банк.

6- Перечисление уплаченных налогоплательщиком-организацией сумм налога на соответствующий счет Федерального Казначейства.

7 -Передача сведений об уплаченной сумме налога органами Федерального Казначейства в налоговые органы.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: