Ашока, еще при жизни своего отца Биндусары, был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. После междоусобной борьбы захватил трон отца. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество за власть продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после его прихода к власти[17]. Ашока продолжал политику создания и укрепления объединённого индийского государства. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Для определения границ империи Маурьев при Ашоке основными материалами служат эдикты[18], сведения сохранившиеся в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде правления основателя династии - Чандрагупты Маурья, а также данные китайских путешественников.
Через 8 лет после воцарения - 260 г. до н.э. Ашока завоевывает Калингу[19]. Многие исследователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной внешней политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей власти. [20] Однако, в соответствии с данными источников, можно сказать, что Ашока не отказался от активной внешней политики. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
|
|
К концу правления Ашоки, власть фактически сосредоточилась в руках его внука Сампади, а в заговорах против царя, считается, принимала участие и царица Тишьяракшита[21]. Его наследникам уже не удалось сохранить единство империи. На основании источников можно предполагать, что империя распалась на две части - восточную с центром в Паталипутре и западную с центром в Таксиле.
Государственное устройство
Во время правления Ашоки государственная власть носила характер ограниченной монархии[22]. Во главе государства стоял царь, центральное управление представлено советами паришадом и сабхой. Существование огромной империи в определенной степени зависело от создания прочной системы государственного управления. Следует отметить, что основные институты центрального и провинциального аппарата существовали в более ранние периоды. Возникновение и становление их - длительный и сложный процесс, хотя оформление некоторых черт системы в целом действительно относилось к изучаемой эпохе. Согласно сведениям источников[23], существовал чиновнический аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Политическая идеология требовала именовать всех носителей власти - независимо от их ранга - царскими "слугами". В Древней Индии царь уподоблялся хозяину дома, а весь штат его подчиненных назвался термином аматья [24], сановники отождествляются с домашней прислугой, т.е. с теми кто охраняет женщин гарема, убирает нечистоты или делает любую другую необходимую работу. Политическая деятельность по необходимости должна была приобретать символический, церемониальный характер.
|
|
Однако положение большинства городских чиновников определялось отнюдь не царской милостью, а их происхождением и социальной поддержкой на местах. Представители "знати" в эдиктах именуются удара "родовитые", "благородные" и противопоставляются кшудрака - "людишкам").
Учитывалось территориальное деление. Происхождение органов местного самоуправления было связано, как было отмечено ранее, с политическими институтами более раннего времени, а в состав этих советов входили не назначенные из центра чиновники, а представители региональной политической элиты. Некоторые области обладают автономией[25], хотя их роль постепенно падает, не представляется возможным говорить о существовании в древней Индии централизованногогосударства, полностью подчиняющегося власти правителя.
В рамках государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношениях и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям, что требовало создания достаточно гибкого и стройного аппарата провинциального управления. Формирование единого для всей империи централизованного аппарата, ломка местной системы администрации и замена ее новой могли бы привести к столкновению с местными властями, в лице которых Маурьи получили бы опасного противника
Эдикты Ашоки содержат сведения преимущественно об управлении в тех областях, которые контролировались центральной властью. В надписях встречается ряд терминов, служивших для обозначения империи и ее частей, - виджита, джанапада, деша, ахале, анта и др. Анализ этих терминов позволяет составить представление об административной системе маурийской державы.
Система государственного управления будет подробно рассмотрена в последующих главах.