Система провинциального управления

 

Империя включала в себя различные по своему составу и уровню развития области; объединяла различные по языку, религии, социальному строю племена и народы.

Провинциальные аппараты подчинялись центральному, причем характер их варьировался в зависимости от степени важности, уровня развития либо отдаленности того или иного района. Провинциальное управление было построено не без учёта традиционных институтов, но имели место и нововведения, которые изменили старую систему, приспособив ее к новым условиям - были созданы новые институты управления.

Система управления строилась с учётом особенностей отдельных территориальных единиц. Общая система представляет собой некую форму сочетания централизованной системы администрации с местной, вплоть до общинных органов самоуправления, а в некоторых районах сохранялась и ненаследственная выборная власть правителя.

Ядро империи - виджита. В виджиту входил собственно царский домен, а также некоторые области, находящиеся под особым надзором государственного управления, перечисление которых обычно происходило по племенам: гандхарцы, калингяне, андхры и др. каждая область ранее представляла собой племенную территорию и называлась по господствующей народности. Эдикты Ашоки, преимущественно, рассказывают об управлении виджиты, система администрирования которых отличалась от других провинций.

Основываясь на них и на свидетельствах первого наскального эдикта можно предполагать о “провинциальной структуре" державы Ашоки, принимая царевичей за наместников. Соответственно территория государства делилась на провинции. Особым статусом обладали четыре из них. Высокий статус именно этих областей связан с их положением и ролью в политической и экономической, а также культурной жизни страны. Главные провинции - Северо-западная со столицей в Таксиле, Западная со столицей в Уджаяни, Восточная, она же провинция Калинга, с центром в Тосали и Южная с центром в Суварнагири. Главами этих провинций были царевичи. Положение царевичей было различным. Но в 1976 г. была найдена версия I МНЭ. В Пангурарии, где упоминается пятый царевич.Ж. Фюссман высказал предположение о том, что могли существовать и другие царевичи[59].

Царевичи Таксилы, Уджаяни, Тосали - носили титул "кумара"[60], царевич Суварнагири, по эдиктам Ашоки, зовется аяпута [61], и имел особый, более высокий статус. Об этом можно судить не только исходя из того, что он именуется особым термином, но и основываясь на формулировках южных версий I МНЭ. Суть и содержание южных версий, отличающихся особой формулировкой оповещения не меняется, но аяпута выступает, как промежуточное звено, через которого излагается даже общее поучение Ашоки, адресованное всем подданным. Можно предполагать, что при Ашоке здесь находилась ставка наследника престола. Создание специальной Южной провинции говорит об остроте политической активности в связи с "южным вопросом", который был особо актуален начиная с правления Биндусары - отца Ашоки и его предшественников на престоле Магадхи.

Система главных провинций, возглавляемых царевичами, не была новой для данного региона, и ранее правители ставили царевичей в особо важные регионы. Царевичи в эпоху правления Ашоки занимали промежуточное положение в социально-политической иерархии общества и их можно характеризовать, как местных крупных вождей, в том числе зависимых царей, посредников между верховной властью царей Магадхи и локальными социальными и политическими организациями.

Важным звеном в системе управления были махаматры, чиновники государственного аппарата. Махамантрином в период правления Ашоки - любой чиновник государственного аппарата, не обязательно высший чиновник или министр. Положение махаматра определялось сферой его деятельности и выполнением определенных государственных функций. В I особом указе из Дхаули махаматры характеризуются как “наблюдающие за правопорядком”, там же установлен порядок публичного чтения указов - 1 раз в месяц в обязательном порядке. В XII колонном указе говорится о разделении махаматров на наблюдающих за сангхой; за брахманами и адживиками; нигрантхами (джайнистами); последователями разных вероучений. В обязанности махаматров входит распределение царских даров. Царь Магадхи реализовывал свою власть через местные структуры традиционно сложившуюся иерархию лидеров.

Главные провинции обладали немалой автономией царевичи во всех провинциях посылали специальных инспекторов по управляемой ими территорией. Такие инспекции служили проверкой действий местных чиновников. Исключения составляла Южная провинция-Калинга. Правитель Клинги не обладал правом инспектировать провинцию. Такие поездки организовывались центральной властью. В I СЭ[62] Ашока говорит, что сам будет высылать в объезд[63] чиновника-махаматра. Даже непосредственно к чиновникам обращался сам Ашока. Иногда Ашока отдавал приказания судебным чиновникам в Тосале напрямую, минуя царевича. [64] Данную ситуацию спровоцировало то, что Калинга была присоединена недавно и получила статус главной провинции, была включена в виджиту и находилась под непосредственным императорским контролем. Таким образом, правитель Калинги обладал меньшей свободой по сравнению с правителями Таксилы и Уджаяни, которые не подвергались такому жесткому контролю.

По одной из версий, главные провинции делились на две группы - провинции, находящиеся под властью царевича; другая - провинции, находящиеся под властью царевича и махаматров, исполняющих приказы царя. Однако, правитель Юга не был более зависим от царя, нежели правители других провинций, более того, он имел более высокий статус, что подразумевало более высокие полномочия, нежели у правителей Таксилы и Уджаяни. Приказания царя в Южной провинции отдавались царевичу, а не непосредственно чиновникам, что являлось закономерным в Калинге. Также не подтверждено отсутствие махаматров в других провинциях, в то время как в эдиктах не было о них упоминания, в других источниках говорится о крупных чиновниках - аматьях.

Инспекторские поездки должны были регулярно осуществлять царские чиновники. В виджите инспекции осуществлялись раз в 5 лет, в остальных регионах - раз в три года. В III БНЭ говорится о трёх разрядах государственных чиновников: юты, раджуки и прадешики. Все перечисленные чиновники входили в разряд махаматров. Имелось несколько разрядов чиновников, выполнявших сходные функции, но в различных регионах - либо в областях непосредственно подчиненных центральной власти, либо в областях, находящихся под властью царевичей. Правители Уджаяни и Таксилы были обязаны высылать чиновника такого же ранга, какого высылал царь для инспекции по виджите. Участие в объездах не было постоянной функцией махаматров. В их обязанностях был контроль за городскими чиновниками, а также распространение принципов дхармы[65].

Помимо деления на главные провинции было деление на обычные провинции - джанапады, области - прадеши, округа - ахале, окружные области - висавы. Низшая единица провинциального округа - деревня - грама.

Джанапада - термин, традиционно переводимый как "заселенная область", "царство", в некоторых текстах синонимичен термину раштра, иногда - то же, что и грама - "поселение"; в широком смысле провинция государства, в более узком - сельская местность. Согласно Панини, под джанападой можно было подразумевать как область, так и территорию всей страны. Территория лежащая за пределами джанапады[66] считалась землей, устроенной не должным образом, или же неустроенной вообще, к примеру, не имеющей царя, населенной лесными племенами и лесными жителями и пр. За пределы джанапады, то есть за пределы благополучного мира, выселяются преступники, прежде всего, опальные брахманы[67]

По КА джанапада делится на четыре части: стханию - 800 деревень, дронамукху - 400 деревень, кхарватику - 200 деревень, сангхрану - 10 деревень. [68] Главами джанапад являлись раджуки[69] - крупные государственные чиновники. Из сельских чиновников они превратились в глав провинциального управления, также стали обладать судебной властью в своих провинциях. Раджуки периода Ашоки тождественны агораномам Мегасфена[70], хотя, как упоминалось ниже, их функции изменились, а полномочия увеличились. В их обязанности входило руководство над общественными работами, они должны были следить за рытьем водоемов, наблюдать за каналами и оросительной сетью в целом, под их руководством строились дороги и места отдыха, должны были инструктировать погонщиков слонов, писцов, колесничих, брахманов; также собирали налоги, обладали судебными функциями, хотя не были специально судебными чиновниками, должны были знакомить население и подчиненных с указами царя. Раджуки делились на три группы: сельские, городские и военные. В их подчинении находились главы округов.

Существовали более самостоятельные джанапады, в предшествующий период они упоминаются в качестве самостоятельных государств, а в рамках империи, не входившие в виджиту и располагавшиеся на юге Индостана. Управлением занимался наиболее авторитетный клан, в эдиктах о клане говорится во множественном числе.

Округа - ахале[71] неоднократно упоминаются в эдиктах Ашоки, и предполагается, что термин "ахале" обозначает определённую административно-территориальную единицу и является устойчивым образованием, единым обозначением определённого административно-территориального деления для всей империи. Деление на ахале было не только в виджите, но и в других больших провинциях, управление в которых производилось царевичами. Однако, в целом в державе не существовала единая унифицированная административно-территориальная структура, особенно на низком уровне. Но нельзя отвергать отсутствие ахале как такового.

Окружные махаматры должны были объезжать округ с царским приказом, а также следить за своевременным оглашением указов в отдаленных районах, а также дальних укреплённых лагерях и посылать туда специальных чиновников - котависавесу [72]. Окружные области - висавы представляли собой укрепленные лагеря и составляли более мелкую административную единицу, подчиненную округу.

В обязанности окружных махамантров не входил контроль за действиями других чиновников. Объезд был частью повседневной работы с целью распространения царских приказов, тогда как участие в инспекционной поездке высших чиновников не было главным занятием, а скорее дополнительной нагрузкой. Также император возложил на окружных махамантров обязанности по охране и целостности буддийской сангхи и распространению принципов дхармы, но это было дополнительным по отношению к главной обязанности - управлению округом.

В главных городах округов находились канцелярии, где существовал целый штат переписчиков - липикаров, которые изготовляли копии царских указов, а также вырезали их на камне и на колоннах. Существовали несколько разрядов писцов - писцы-резчики, высекающие указы, переписчики, выполнявшие копии указов на удобном материале, для последующего распространения по всему округу. В канцеляриях регулярно происходили сборы окружных чиновников для ознакомления с указами. А согласно Сарнатхской надписи, царские приказы должны были также оглашены в общине монахов и монахинь, а переписи отправлены последователям буддизма, ещё одна копия должна храниться в канцелярии, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий. Писцы канцелярий, должны были знать несколько вариантов письма - брахми, кхароштхи и греческое. Большинство текстов было написано на шрифте брахми - понятном для населения, а имя писца зачастую было на кхароштхи. Существовала и практика устной передачи указов, традиционно проходила под звуки барабана. Устные указы имели чёткую форму для удобства оглашения и восприятия.

Низшая административная единица - деревня - грама. Глава деревни со временем превратился в представителя государственного аппарата. Органы самоуправления сохранились в рамках традиции, но потеряли свою самостоятельность и силу. Существовал и целый ряд чиновников, занимавшихся различными вопросами, от судебных до финансовых. Прадешики были областными чиновниками с широким кругом обязанностей. Выполняли инспектирующие поездки вместе с раджуками.

Существовали также специальные чиновники по охране границ- анамахаматры, которые упоминаются в эдиктах Ашоки. Анамахаматры занимали довольно высокое положение и получали высокое жалование, равное жалованью члена совета паришада царевича.

Не смотря на политику централизации, одной из особенностей системы управления империи являлось то, что в её рамках сохранялись автономные объединения, многие из которых являлись республиками, хотя они включались в общую систему государственного управления. Немонархические образования сумели сохраниться в рамках империи в силу нескольких причин. Многие из них помогли одержать Чандрагупте победу над династией Нандов; преемники Маурьи не хотели открытого столкновения. Во время правления Ашоки их власть уменьшилась, но в целом положение не претерпело значительных изменений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: