Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства, предотвращения кризисных ситуаций, функционирования и развития разных секторов и сфер экономики, имеет контроль над финансовыми потоками, своевременная корректировка доходны статей бюджета. Немаловажную роль в этом играют целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в
соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
|
|
Источниками финансирования целевых бюджетных фондов являются:
· средства бюджетов;
· целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами;
· доходы от реализации конфискованного имущества;
· платежи за загрязнение окружающей среды;
· штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:
· дорожные фонды РФ;
· экологические фонды РФ;
· Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;
· Государственный фонд борьбы с преступностью;
· Фонд развития таможенной системы РФ;
Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.
Фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно-бюджетную структуру.
Для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.
|
|
Параллельно с государственным бюджетом применяются и другие формы использования денежных ресурсов. Один из таких путей – создание внебюджетных фондов (или специальные фонды). Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими, социальными, политическими.
Определение понятия государственного внебюджетного фонда дано в статье 6 Кодекса: форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Такие фонды предназначаются для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета РФ.
С 1992г. в России начали действовать социальные и экономическиевнебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фондсоциального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фондобязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и другие. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и другие внебюджетные фонды.Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
· отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
· средства бюджета;
· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
· займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
Контроль над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы, обеспечивающие исполнение бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Дав определение понятием, и изучив источники формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов, мы можем заключить, что наличие большого количества целевых фондов, ослабляет проведение государственного контроля над целевым использованием финансовых средств бюджетов.
Государственные фонды оказывают влияние на процесс производства, ускоряя и замедляя его в зависимости от объёмов финансовой помощи, способствуют оказанию социальных слуг населению. Главная цель их возникновения - необходимость выделения очень важных для общества расходов и снабжение их самостоятельными источниками дохода.