Анализ затрат предприятия

 

Одним из основных факторов, влияющих на прибыль предприятия, являются затраты, которые представляют стоимость материальных, трудовых, финансовых ресурсов в денежном измерении, использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. Анализ затрат на производство позволяет определить динамику затрат, выявить резервы их снижения, и, следовательно, увеличить прибыль предприятия и повысить конкурентоспособность производимой продукции.

При расчете себестоимости по экономически однородным элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы: материальные затраты, амортизация, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, прочие затраты. Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяют структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку зависит от специфики отрасли.

Анализ затрат ОАО "Курганприбор-А" по экономическим элементам представлен в табл.15.1.

Таблица 15.1

Анализ затрат предприятия по элементам

 

Элементы затрат

Абсолютные значения,

тыс. р.

Удельный вес в общей сумме затрат,%

Изменения

За предыдущий год За отчетный год За предыдущий год За отчетный год Абсолютные, тыс. р. Структурные,%
Материальные затраты 110217 1652 38,37 20,98 -108565 -17,39
Затраты на оплату труда 79927 755 27,82 9,60 -79172 -18,22
Отчисления на социальные нужды 21095 187 7,34 2,37 -20908 -4,97
Амортизация 3893 2334 1,36 29,65 -1559 -28,29
Прочие затраты 72118 2944 25,11 37,40 -69174 -12,29
Итого по элементам затрат на производство 287250 7872 100 100 -279378 -

 

В течение анализируемого периода затраты предприятия значительно снизились, как в общей сумме, так и по отдельным элементам. Общие затраты на производство уменьшились на 279378 тыс. р., с 287250 тыс. р. до 7872 тыс. р.

Материальные затраты снизились с 110217 тыс. р. до 1652 тыс. р., а их удельный вес в общих затратах также снизился на 17,39%. Это снижение связано с тем, что производственная деятельность в отчетном году не велась.

Численность персонала предприятия в анализируемом году уменьшилась с 846 человек до 74 человек в связи с сокращением производства. Следовательно, уменьшились и затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, как в абсолютных показателях, так и в структуре совокупных затрат.

В составе общих затрат на 28,3% возросла доля амортизации и на 12,3% - удельный вес прочих расходов, не смотря на то, что в абсолютном выражении их суммы уменьшились.

Важно отметить, что увеличение затрат предприятия на всегда можно оценить как негативную тенденцию. Если рост затрат обусловлен расширением производства, увлечением выпуска продукции, это может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала предприятия. Поэтому для этого необходимо провести анализ затрат на рубль реализованной продукции, а также выявить факторы, повлиявшие на их изменение (табл.15.2).

Таблица 15.2

Сводная таблица влияния факторов на затраты на рубль реализованной продукции

Показатель-фактор к. /р.
Количество и структура реализованной продукции +11,61
Себестоимость реализованной продукции +0,1
Продажные цены -11,27
Итого изменения затрат на 1 р. реализованной продукции +0,44

 

По данным табл.15.2 можно сделать вывод, что затраты предприятия на рубль реализованной продукции в отчетном периоде увеличились на 0,44 копейки. Это произошло под влиянием двух основных факторов:

за счет снижения объема реализации и изменениях в структуре реализованной продукции затраты увеличились на 11,61 коп.;

за счет изменения продажных цен на продукцию затраты уменьшились на 11,27 коп. Изменение себестоимости реализованной продукции на затраты на рубль практически не повлияло.



Анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на объем реализованной продукции

 

Анализ объема реализованной продукции является важной частью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, так как от количества реализованной продукции напрямую зависит объем прибыли, которую получит предприятие. На изменение объема реализации влияют множество различных факторов, которые можно разделить на количественные или экстенсивные и качественные, или интенсивные. Наиболее предпочтительным для предприятия является увеличение объема продаж за счет качественных факторов, таких как фондоотдача, выработка и материалоотдача.

Анализ влияния интенсивных и экстенсивных факторов на объем продаж ОАО "Курганприбор-А" представлен в таблице 16.

Таблица 16

Сводная таблица влияния интенсивных и экстенсивных факторов

на объем реализованной продукции

Показатель-фактор Сумма, тыс. р.
1. Среднесписочная численность работников -340187,37
2. Среднегодовая выработка на работника -19977,63
3. Среднегодовая стоимость основных фондов -171996,73
4. Фондоотдача основных фондов -188168,27
5. Материальные затраты -367209
6. Материалоотдача +7044
Итоговое изменение объема реализации -350165

 

За анализируемый период объем реализации в общем снизился на 350165 тыс. р. Как видно из данных табл.16, он изменился под влиянием отдельных факторов следующим образом:

за счет снижения среднесписочной численности работников и выработки на одного рабочего объем реализации снизился на 340187,37тыс. р и 19977,63 тыс. р соответственно;

снижение среднегодовой стоимости и фондоотдачи основных фондов привело к снижению объема реализации на 171996,73 тыс. р. и 188168,27 тыс. р.;

снижение материальных затрат способствовало уменьшению объема реализации на 367209 тыс. р.;

материалоотдача оказалась единственным фактором, положительно повлиявшим на изменение объема реализации - за счет роста материалоотдачи он увеличился на 7044 тыс. р.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: