Резонансы напряжений и токов

Цель работы: исследование резонансных явлений электрических цепях переменного тока при последовательном и параллельном соединениях катушки индуктивности и конденсатора.

Из элементов (катушек, индуктивности и конденсаторов), иссле­дованных в лабораторных работах №1 и №2, можно составить:

а) последовательную электрическую цепь (рис.5..I,а), в которой наблюдается резонанс напряжений;

б) параллельную электрическую цепь (рис.5.1,6), в которой
наблюдается резонанс токов.

Рис.5.1. Схемы электрических цепей: а - последовательная; б - параллельная


XLЭ = Xсэ,                                 (5.1)


Условие

при котором в последовательной схеме на рис.5.1,а достигается резонанс напряжений, и условие

вLЭ = вСЭ                                                                        (5.2.)

при котором впараллельной схеме на рис.5.1,6 достигается резонанс токов, могут быть обеспечены за счет использования группы

из нескольких конденсаторов с общей (эквивалентной) ёмкостью Сэ и (или) за счет использования группы из нескольких катушек ин­дуктивности с общей (эквивалентной) индуктивностью Lэ.

На лабораторном стенде, помимо конденсаторов с емкостями,
указанными в табл.1.4, имеются еще два точно таких же конденса­тора. Для достижения требуемой величины Сэ допускается любое
(последовательное, параллельное, смешанное) соединение конденса­торов в группе.                                          

При последовательном соединении m конденсаторов



 


при параллельном соединении m конденсаторов



 


По величине Сэ определяется эквивалентное емкостное сопротивление ХСЭ



 

и эквивалентная емкостная проводимость в сэ

всэ =ωсэ

Для обеспечения требуемой величины LЭ в стенде предусмотрены три одинаковые катушки индуктивности. Параметры одной
из катушек индуктивности (индуктивность, L и сопротивление
RK) указаны в табл. 1.4. Катушка имеет сравнительно малую величину индуктивности L, поэтому требуемая для наблюдения резонансных явлений величина Lэ может быть получена при последовательном соединении двух или даже трех катушек.

При последовательном включении m катушек


и эквивалентные индуктивная ωLЭ и активная τКЭ проводимости


По величинам Lэ и RKэ определяется эквивалентные индук­тивное хLЭ и активное τ КЭ сопротивления:

группы последовательно соединенных катушек индуктивности.

Полученные эквивалентные реактивные (емкостные и индуктив­ные) сопротивления Хсэ и ХLЭ и проводимости   в сэ и в LЭ указаны на рис.5.1 и входят в условия резонансов (5.1) и (5.2).

Таким, образом, для реализации в схеме на рис.5.1,а условия резонанса напряжений (5.1) подбирается группа конденсаторов и соответствующая ей (по величине реактивного сопротивления) группа катушек индуктивности. Аналогично, для реализации в схеме на рис.5.1,6 условия резонанса токов. (5.2) подбираются соответствующие друг другу (по величине реактивной проводимости) группа конденсаторов и группа катушек индуктивности.

Реализация условий (5.1) и (5.2) допускается с погрешнос­тью до 10%.

а для параллельной схемы (рис.5.1,6)


При подборе группы катушек индуктивности для последова­тельной схемы (рис.5.1,а) должно выполняться условие (5.3.)

(5.4.)

На рис.5.2 даны примеры (отличные от реально получающихся в данной лабораторной работе) электрических цепей, в которых за счет подбора, групп конденсаторов и катушек индуктивности реализованы условия резонансов (5.1) и (5.2). Здесь же показано включение измерительных приборов, с помощью которых контроли­руется достижение резонансов в рассматриваемых цепях.

 

 

Рис.5.2. Примеры электрических цепей, в которых могут наблюдаться резонанс напряжений (а) и резонанс токов (б)                                                                 

Расчетное задание

I. Резонанс напряжений. Для последовательной электрической цепи, составленной из групп конденсаторов и катушек индуктивности, удовлетворяющих условиям (5.1) и (5.3), определить:

1) действующее значение I тока ί в последовательной цепи;               

2) активную мощность Р, потребляемую цепью;

3) коэффициент мощности цепи соs φ;

4) действующие значения U1и U2 напряжений u1 и u2 на группе конденсаторов и группе катушек индуктивности соответственно;

 

5) построить векторную диаграмму, включающую векторы (комплексы) напряжений на входе цепи (U вх), на группе конденсаторов (U 1) и на группе катушек (U 2) и тока врассматриваемой последовательной цепи (I)

По результатам расчета заполняется графа "Расчет" в Taб.5.1

Таблица 5.1.

  Uвх, В I, A P, Вт Cos φ U1,B U2,B
Расчет            
Эксперимент            
Погрешность            

 

2. Резонанс токов. Для параллельной электрической цепи, составленной из групп конденсаторов и катушек индуктивности, удовлетворяющих условиям (5.2) и (5.4), определить:

1) действующее значение I0тока ί0 в неразветвленной части цепи;

2) активную мощность Р, потребляемую цепью;

3) коэффициент мощности цепи Cos φ;

4) действующие значения I1 и I2 токов ί1 и ί2 группы конденсаторов и группы катушек соответственно;

5) построить векторную диаграмму, включающую в себя век­торы (комплексы) входного тока цепи (I0), группы конденсато­ров (I1), группы катушек (I2) и входного напряжения (Uвх).

По результатам расчета заполняется графа "Расчет" в табл. 5.2.

Таблица 5.2.

Резонанс токов.

 

  Uвх, В I0, A P, Вт Cos φ I1,B I2,B
Расчет            
Эксперимент            
Погрешность            

 

При выборе параметров конденсаторов и катушек (из табл. 1.4) и величины действующего значения Uвх входного напряжения следует принимать во внимание ограничения (3.1).

Эксперимент

Резонанс напряжений

На лабораторном стенде собирается последовательная элект­рическая цепь, схема которой была составлена согласно расчетно­му заданию. Катушка индуктивности и конденсатору, входящие в схему, должны иметь параметры, принятые при расчете схемы. В цепь включаются амперметр А и ваттметр W (см.рис.5.2,а). На вход цепи подается напряжение Uвх, действующее значение кото­рого устанавливается равным его расчетной величине.

Результаты измерений заносятся в табл.5.1 в граф "Эксперимент".

Величина коэффициента мощности Cos φ определяется по результатам измерений активной мощности Р, действующего значения Uвх входного напряжения и действующего значения I тока в цепи.

Расхождение экспериментальных и расчетных данных оцениваются по формуле (2.1) и заносятся в графу "Погрешность" в табл.
5.1.

Резонанс токов

 На лабораторном стенде собирается параллельная электричес­кая цепь, схема которой была составлена согласно расчетному за­данию. Параметры всех элементов схемы и величина действующего значения Uвх входного напряжения должны быть равны соответ­ствующим значениям, принятым при расчете схемы. В цепь включа­ются амперметры А0, А 1, А2 и ваттметр W (см. рис.5.2,б).

Результаты измерений заносятся в табл. 5.2 в графу "Эксперимент".

Величина коэффициента мощности Cos φ определяется по результатам измерений величин Р, Uвх и I0 (так же, как и при резонансе напряжений).

Расхождения экспериментальных и расчетных данных оценива­ются по формуле (2.1) и заносятся в графу "Погрешность" в табл. 5.2.

 




















Контрольные вопросы

1. Каковы основные причины имеющих место в данной лабора­торной работе расхождений расчетных и экспериментальных данных?

2. Каковы основные проявления резонанса напряжений?

3. Каковы основные проявления резонанса токов?

4. Изменением, каких параметров электрической цепи можно обеспечить в ней режим резонанса напряжений (или резонанса токов)?

5. В чем состоит аналогия между резонансами в электрических цепях и в механических системах?

6. Для исследованной последовательной электрической цепи построить графики зависимостей:

а) действующего значения входного тока от частоты входного
напряжения;                                                                                                      

б) действующего значения напряжения на группе конденсато­ров от частоты входного напряжения;

в) действующего значения напряжения на группе катушек индуктивности от частоты входного напряжения.

На графиках отметить точки, отвечающие резонансу напряжений.

7. Для исследованной параллельной электрической цепи по-
строить графики зависимостей:

а) действующего значения входного тока от частоты входного
напряжения;

б) действующего значения тока группы конденсаторов от частоты входного напряжения;

в) действующего значения тока группы катушек индуктивности
от частоты входного напряжения.

На графиках отметить точки, отвечающие резонансу токов.

8. Дать примеры практического использования резонансных явлений в электрических цепях.

9. Каково влияние на исследованные резонансные явления ве­личины сопротивления RK катушки индуктивности?
          Лабораторная работа № 6






Трехфазные цепи

Цель работы: приобретение навыков экспериментальных иссле­дований нормальных и аварийных режимов трехфазных цепей при различных способах соединения фаз приемников (звезда и треугольник) и различных нагрузках (симметричной и несимметричной).

Расчетное задание

Рассчитываются нормальные и аварийные режимы трехфазных цепей, трехфазная нагрузка которых составлена из элементов, изученных в лабораторных работах №1 и №2. Каждая фаза трехфазной нагрузки состоит в общем случае из набора следующих эле­ментов: резистора, катушки индуктивности и конденсатора.

В табл.6.1 для каждого из вариантов расчетного задания
указаны следующие данные:                                                                          

1. Схема соединения фаз приемника:

Y – звезда без нулевого провода;

Y0 - звезда с нулевым провода;

Δ – треугольник.

2. Положения переключателей элементов для каждой фазы. Прочерк в таблице свидетельствует об отсутствии данного элемента. В случае аварийного режима указывается “обрыв” или “короткое замыкание” рассматриваемой фазы.


 


 

а) Соединение фаз нагрузки в звезду.

б) Соединение фаз нагрузки в треугольник.

 

Таблица 6.1.

Данные по расчетному заданию.

Варианта

Схема Соединения фаз

Положение переключателей фаз

Фаза А

Фаза В

Фаза С

Резистор Катушка индуктивности Конденсатор Резистор Катушка индуктивности Конденсатор Резистор Катушка индуктивности

Конденсатор

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  

 

1

Y - 3 1 - 3 1 - 3   1  
Y0

ОБРЫВ

- 3 1 - 3 1  
Δ 3 - 3 - 3 1 - 3 1  

 

2

Y - 3 2 - 3 2 - 3 2  
Y0

ОБРЫВ

- 3 2 - 3 2  
Δ - 3 2 - - 2 - - 2  

 

3

Y - 3 3 - 3 3 - 3 3  
Y0

КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ

- 3 3 - 3 3  
Δ - 3 3 - 3 3 - 3 3  

 

4

Y 2 2 - 2 2 - 2 2 -  
Y0 2 2 -

ОБРЫВ

2 2 -  
Δ 2 2 -

ОБРЫВ

2 2 -  

 

5

Y 2 2 2 2 2 2 2 2 2  
Y0 2 2 2

ОБРЫВ

2 2 2  
Δ 2 - - 2 2 - 2 - -  

 

6

Y 2 3 - 2 3 - 2 3 -  
Y0 2 3 -

Короткое замыкание

2 3 -  
Δ 2 - - 2 3 - 2 3 -    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  

 

7

Y 2 2 1 2 2 1 2 2 1  
Y0 2 2 1 2 2 1

ОБРЫВ

 
Δ 2 2 - 2 - - - - 3  

 

8

Y 3 2 2 3 2 2 3 2 2  
Y0 3 2 2 - 2 2 3 2 2  
Δ 2 - - 2 2 - 2 2 2  

 

9

 

Y 3 2 3 3 2 3 3 2 3  
Y0 3 2 3 3 2 3

Короткое замыкание

 
Δ 3 2 3 - 3 - 3 2 -  

 

10

Y 3 - 3 3 - 3 3 - 3  
Y0

ОБРЫВ

3 - 3 3 - 3  
Δ 1 1 - 3 - 3 3 - 3  

 

11

Y 1 1 2 1 1 2 1 1 2  
Y0

ОБРЫВ

1 1 2 1 1 -  
Δ 1 - 2 - - 2 1 - 2  

 

12

 

Y 1 3 3 1 3 3 1 3 3  
Y0

Короткое замыкание

1 3 3 - 3 -  
Δ 1 3 3 1 3 3 - 3 -  

 

13

Y - 2 1 - 2 1 - 2 1  
Y0 - 2 1

ОБРЫВ

- 2 1  
Δ - 2 1 2 1 - 3 - -  

 

14

Y - 2 2 - 2 2 - 2 2  
Y0 - 2 2

ОБРЫВ

- 2 2  
Δ - - 2 - 2 2 - - 2  

 

15

Y 1 2 3 1 2 3 1 2 3  
Y0 1 2 3

Короткое замыкание

1 2 3  
Δ 1 2 3 - 2 3 - - 3    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  

 

16

Y 3 2 1 3 2 1 3 2 1  
Y0

Короткое замыкание

3 2 1 3 2 1  
Δ 3 2 1 3 - - 3 - -  

 

17

Y 3 2 - 3 2 - 3 2 -  
Y0 3 2 1 1 2 3 1 - 3  
Δ 3 - 2 3 - 2 - 3 -  

 

18

Y 3 3 3 3 3 3 3 3 3  
Y0 3 3 3 3 3 3

Короткое замыкание

 
Δ 3 3 3 3 3 - - 3 3  

 

19

Y 2 2 2 2 2 2 2 2 2  
Y0

ОБРЫВ

2 2 2 2 2 2  
Δ - 2 2 2 - 2 2 2 -  

 

20

Y 1 - 3 1 - 3 1 - 3  
Y0 1 3 - 1 3 - 1 - 3  
Δ 1 - 3 3 - 1 - 3 1  

 

21

Y 3 - 1 3 - 1 3 - 1  
Y0 3 - 1

ОБРЫВ

3 - 1  
Δ 3 - 1 3 1 - - 3 1  

 

22

Y 3 1 - 3 1 - 3 1 -  
Y0

Короткое замыкание

3 1 - - 1 3  
Δ 3 1 - 1 3 - - 3 -  

 

23

Y 1 - 3 1 - 3 1 - 3  
Y0 - 3 - 3 - - - - 3  
Δ 1 - 3 1 - 3 - 3 -  

 

24

Y - 2 3 - 2 3 - 2 3  
Y0 - 2 3 - 2 3

ОБРЫВ

 
Δ 2 3 - - 2 3 - 3 -    

 

Для каждой из заданных трех схем необходимо:

1. Начертить схему соединения фаз приемника с указанием мест включения приборов для определения линейных и фазных токов и напряжений. 

2. Вычислить, действующие значения фазных и линейных токов и напряжений в каждой из фаз и построить векторную диаграмму токов и напряжений.

3. Рассчитать полную, активную и реактивную мощности трех­фазной цепи.

Необходимой для расчетов, величиной действующего значения линейного напряжения источника следует задаться (с учетом ре­альных возможностей лабораторного стенда, отмеченных в Прило­жении). При выборе величины линейного напряжения источника сле­дует также учитывать условия (3.1).

Результаты расчетов заносятся в графы "Расчет" таблицы 6.2 и 6.3.

 

Эксперимент

На лабораторном стенде собираются схемы, которые были рассчитаны в соответствии с расчетным заданием. Резисторы, ка­тушки индуктивности и конденсаторы, включенные в схемы, должны иметь параметры, которые были приняты при расчете, т.е. пере­ключатели элементов должны быть поставлены всоответствующие положения. Переключатель трехфазного источника должен находить­ся в положении, при котором обеспечивается принятое в расчете значение линейного напряжения.  

По результатам измерений заполняются графы "Эксперимент" таблиц 6.2 и 6.3.

Расхождения экспериментальных и расчетных данных оценива­ются по формуле (2.1) и заносятся в графы "Погрешность" таблиц
6.2 и 6.3.                       

            Таблица 6.2.

Результаты исследования трехфазной цепи, соединенной звездой.

 

Режим

работы

Напряжение, В

Токи, А

Мощность

линейные

фазные

Линейные

P Q S
U ав U вс U са U а U в U с I а I в I с Вт ВАр ВА

Сим-

метрич-

ный

Расчет                        
Опыт                        
Погрешность                        

Несим-

метрич-

ный

Расчет                        
Опыт                        
Погрешность                        

Таблица 6.3.

Результаты исследования трехфазной цепи, соединенной треугольником.

 

Напряжение, В

Токи, А

Мощность

Линейные

Линейные

Фазные

P Q S
U ав U вс U са I а I в I с I ав I вс I са Вт ВАр ВА
Расчет                        
Эксперимент                        
Погрешность                        

 





Контрольные вопросы                               

1. Каковы основные причины имевших место в данной лабораторной работе расхождений расчетных и экспериментальных данных?

2. Какое соединение фаз трехфазной цепи называется звездой? треугольником?

3. В каком случае применяют соединение фаз звездой без ну­левого провода?

4. При какой нагрузке фаз применяют четырех проводную сис­тему и почему?

5. Будут ли отличаться величины линейных токов при включе­нном и отключенном нулевом проводе, если сопротивления фаз: равны по модулю? равны по фазе? равны по модулю и фазе?

6. Почему в нулевом проводе не устанавливают предохранитель?

Как будут отличаться полная, активная и реактивная мощ­ности, потребляемые одним и тем же симметричным трехфазным при­емником при соединении его фаз в первом случае - звездой, во втором - треугольником?

8. Как будут отличаться линейные токи симметричного трех­фазного приемника при соединении его фаз в первом случае - звездой, во втором - треугольником?

9. При какой нагрузке и почему для определения токов и на­пряжений во всех фазах достаточно определить токи и напряжения
в одной фазе?

10. Какие преимущества трехфазного тока перед однофазным?

11. Перечислите методы измерения мощности в трехфазной цепи.

12. Какая нагрузка трехфазной цепи называется симметрич­ной?

13. Как изменятся токи в фазах симметричного приемника, соединенного звездой, при обрыве линейного провода А?

14. Когда справедливо соотношение Uл / Uф =√3?

15. Когда справедливо соотношение Iл / Iф =√3?

16. Когда для расчета мощности трехфазной цепи можно ис­пользовать формулу Р = √3 U I соsφ?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: