Поэзия жизни Франциска Ассизского

В завершение нашей беседы хочется вспомнить еще одну фигуру – это Франциск Ассизский. И именно эта фигура заставляет нас двигать границу Возрождения в сторону расширения, потому что Франциск Ассизский жил в конце XII в. – начале XIII в., и определил такой поворот к новому мировоззрению может быть больше, чем кто бы то ни было. Хотя – он не был гуманистом, а средневекового плана святым, но его уже отношение к миру было полно всего того, что потом расцветет в гуманизме.

Он ведь первым провозгласил, что мир не только во зле лежит. Что мир, как творение Божье, прекрасен, и дан человеку для радости. Не для только покаяния, искупления грехов, страданий, борьбы, а что в этом мире можно жить, радуясь и прославляя Творца за его творения.

Так возникли гимны Франциска. Кстати, это первые поэтические произведения, которые написаны не на латыни, а на итальянском языке. Вот гуманисты писали еще на латыни, а Франциск, до нескольких десятилетий до них, уже писал свои гимны на народном итальянском языке. Так что даже как поэт он может считаться первым поэтом эпохи Возрождения.

Франциск первый разрешил трагедию мира. В Средневековье это действительно трагедия, потому что эта религиозная первопроблема (грехопадение, разрыв с Богом) – вот ее решали богословы и философы Средневековья. Как соединиться с Богом? Человек оторван от Бога – и что с этим делать? Франциск первый разрешил эту проблему, не жертвуя ничем из всего богатства жизни. То есть, он понимает свою греховность, тщетность, тленность, тщетность усилий, но он понимает и милосердие Божие, красоту Божьего творения, красоту самого Бога. И ту радость Бытия, которая приготовлена человека не только там где-то за границами существования, но уже и здесь на земле. И любовь может быть чистой, сильной, светлой, необязательно греховной, необязательно связанной с похотью, и т.д. Все это провозглашает именно Франциск. Франциск нов и самобытен.

Хочется прочитать такую цитату из сочинения замечательного исследователя, который мало у нас известен, ¾ Петра Бицилли. Это русский исследователь, который был в эмиграции, и его труды стали печатать у нас только в 90-х годах. И он писал так: «Вся культура Средневековья может быть понята как грандиозное и мучительное усилие охватить сознанием и выразить эту трагическую религиозную первопроблему. Отсюда страшный своей какой-то бесчеловечностью средневековый аскетизм с его тяготением ко всему предметно-говорящему о смерти, тлении, разложении.

Франциск первый разрешил трагедию, не жертвуя ничем из всего богатства жизни. После него ее будут разрешать и другие – в акте художественного или философского творчества. Но Франциск не был ни художником, ни философом по специальности. Он разрешил ее по-своему и так, как только один он мог это сделать: своей жизнью. «Блаженный и неуч», хотевший быть самим по себе и ниже всех, он путем своего приближения ко Христу избрал самый неожиданный, но самый простой и самый смиренный путь: не рассуждающего, буквального последования Христу в Его земной жизни.

Со свойственным итальянскому народу даром пластического воплощения идей он разыгрывал, если позволительно так выразиться, притчи и заповеди блаженства. С благоговейным ужасом и восторгом современники догадывались, что во Франциске как бы воплотился Христос. Франциск открывает собой ряд великих «художников своей жизни», которыми так богато Возрождение».

Вот эта идея сделать и жизнь свою предметов искусства, о котором будут говорить многие художники Возрождения, началась с Франциска. Именно он сделал свою жизнь предметом божественной игры и божественного искусства.

«Никак нельзя понять Возрождение», – пишет Петр Бицилли, – не уловивши особого настроения его. Оптимизм, вера и возрождение свойственны и Средневековью. Настает день, и мир очистится, освятится, будет земля новая и небо новое. Для эпохи же Возрождения характерно то, что мир переживается, как уже преображенный и просветленный. Доминанта настроения эпохи – радость, восторг, тот восторг, который наполнял душу Франциска и заставлял ее изливаться в импровизированных гимнах».

Вот, кстати, изображение Франциска из монастыря Субиако, который считается возможно близким его реальным портретом. Это очень близко к его жизни было сделано современниками, которые его хорошо знали.

Действительно, Петр Бицилли говорит о том, что Возрождение – это «эпоха, когда уже считается, что мир может быть преображенным, что человек может быть преображенным, что человек может достичь радости бытия. Вот эта вот радость бытия вдруг открылась людям – и в великих творениях, и в природе, и в самом человеке, и в наслаждении миром. Оно было абсолютно бескорыстным. Очень часто говорят, что именно отсюда началось завоевание человеком этого мира, подчинение его себе. Нет, это уже позже было. Это было последствие падения с этой великой вершины.

Полет Икара

Так, Ренессанс – это великий взлет европейской культуры. Это, если хотите, обретение крыльев. Это возможность увидеть землю в перспективе, с «птичьего» полета. Хотя в Средневековье многие смотрели на нее с полета ангельского, но он доступен не всем. А вот с «птичьего» полета, или с вершины горы, с которой открывается великий вид, это увидели многие в период Возрождения. В этой радости полета много было, конечно, адреналина. Человеку хотелось испытать все больше и больше свои возможности. Он взлетал все выше и выше. Но полет Икара, как известно, завершился катастрофой – солнце попалило крылья, и падение было неизбежным».

Точно так же было и в период Возрождения. Человек возвысился очень высоко, но потом, не удержавшись на этой вершине, он упал. Возможно, кто-то не назовет это падение падением. Многие превозносят это – и последствием Возрождения называют, великим шествием человеческой культуры, и т.д. Потом было Новое время. Этот новый поворот в мировоззрении дал тоже великие плоды. Кто-то видит и хорошую перспективу, а кто-то не увидит и падения, потому что для многих это тоже большой вопрос.

Для одних вопрос – во взлете. Лосев и о. Павел Флоренский считали это, наоборот, отступлением, падением – само Возрождение. А кто-то – наоборот. Кто-то не увидит ни полет, ни падение, как не увидел падения Икара герой знаменитой картины Брейгеля. Мне кажется, что это очень символично, когда человек пашет свою борозду, продолжа свой исторический путь, а Икар (его даже не сразу видно на картине) барахтается уже в море. Мне кажется, что эпоха Возрождения – это взлет и падение Икара. Насколько я права, посмотрим в следующих наших беседах.

Материалы

· Античное наследие в культуре Возрождения, М., 1984.

· Бицилли П. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996.

· Вазари Джордже. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих, М., 2008.

· Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века: курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2-х томах М., 1977.

· Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М., 1986.

· Данилова И. Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М., 2000.

· Культура Возрождения и средние века. Сборник. М., 1993.

· Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956.

· Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, М., 1978.

· Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб, 2006.

· Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура. М., 2006.

· Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. М., 2005.

Галерея (64)

Афинская школа. 1511
Фреска. Художник – Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, 1483–1520). Апостольский дворец, Ватикан

 

Автопортрет. 1550–1567
Художник – Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari, 1511–1574). Галерея Уффици, Флоренция

 

Титульный лист второго издания «Жизнеописаний…» Джорджо Вазари. Том 2. 1568

 

Жан-Жак Ампер (фр. Jean-Jacques Ampère, 1800–1864)
Историк и писатель, введший понятие «Каролингское возрождение»

 

Мона Лиза, или Джоконда. 1503–1506
Художник – Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452–1519). Лувр, Париж

Мавзолей Теодориха Великого. 520 г. Равенна

 

Братия аббатства св. Мартина преподносит Библию королю Карлу. Ок. 845 г.
Миниатюра из Первой Библии Карла Лысого. Национальная библиотека Франции, Париж

 

Ахенская капелла. Ок. 800 г. Германия

 

Романская галерея. Ок. 1042
Монастырь Санто Доминго де Силос, Испания

 

Реймсский собор. 1211–1311. Франция

Площадь Республики, Флоренция
Вид с колокольни Джотто

 

Идеальный город. Ок. 1472
Художник – возможно, Пьеро делла Франческа (итал. Piero della Francesca, ок. 1420–1492). Национальная галерея Марке, Урбино

 

Идеальный город. 1480–1484
Художник – возможно, Фра Карневале (итал. Fra Carnevale, 1480(85)–1484). Художественный музей Уолтерс, Балтимор

 

Катакомбы Комодиллы. IV в. Рим

 

Богоматерь – Царица Небесная. Нач. VIII в.
Базилика Санта Мария ин Трастевере, Рим

Возвращение папы Григория XI в Рим из Авиньона. XVI в.
Фреска. Художник – Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari, 1511–1574)

 

Амброзианская Илиада. Александрия, ок. 500 г.
Милан, Амброзианская библиотека, Cod. F. 205 Inf.

 

Карта Италии XIV–XV века

 

Духовенство, рыцарство и крестьянство. Три сословия средневекового общества. XIII в.
Миниатюра из «Книги здоровья» Альдобрандино ди Сиена. Британская библиотека, Лондон

 

Св. Иероним в келье. Ок. 1475
Художник – Антонелло да Мессина (итал. Antonello da Messina, 1430–1479). Национальная галерея, Лондон

Ансельм Кентерберийский (итал. Anselmo d'Aosta,1033–1109). XVI в.
Гравюра. Национальная портретная галерея, Лондон

 

Бл. Иероним, свт. Григорий Великий, бл. Августин. 1472
Художник – Антонелло да Мессина (итал. Antonello da Messina, 1430–1479). Региональная галерея Сицилии, Палермо

 

Лекция Генриха Алеманского в Болонском университете. Ок. 1360–1390
Художник – Лаврентий Вонтолина. Государственные музеи Берлина

 

Философия и семь свободных искусств
Реконструкция рукописи XII в. по калькам XIX в. «Сад наслаждений» Геррады Ландсбергской

 

Библия, выпущенная немецким первопечатником Иоганном Гутенбергом. 1-я пол. 1450-х
Музей в Майнце, Германия

Планисфера Кантино. 1502
Старейшая из сохранившихся португальских навигационных карт. Библиотека Эсте, Модена

 

Небесные сферы. Ок. 1520–1540
Лист из рукописи Николая Коперника «О вращении небесных сфер». Библиотека Ягеллонского университета, Краков

 

Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1460–1465
Художник – Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406–1469). Галерея Уффици, Флоренция

 

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего. Ок. 1475
Художник – Сандро Ботичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445–1510). Галерея Уффици, Флоренция

 

Послы. 1533
Художник – Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497–1543). Национальная галерея, Лондон

Сотворение Адама. Ок. 1511
Художник – Микеланджело Буонарроти (итал. Michelangelo di Buonarroti, 1475–1564). Сикстинская капелла, Ватикан

 

Витрувианский человек. Ок. 1490
Художник – Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452–1519). Галерея Академии, Венеция

 

Рождение Венеры. 1484–1485
Художник – Сандро Ботичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445–1510). Галерея Уффици, Флоренция

 

Портрет мужчины (Автопортрет). 1512
Художник – Доменико Каприоло (итал. Domenico Capriolo,1494–1528). Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Автопортрет. 1500
Художник – Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471–1528). Старая Пинакотека, Мюнхен

Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri, 1265–1321)
Статуя на фасаде галереи Уффици, Флоренция

 

Автопортрет. 1506
Художник – Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi, 1483–1520). Галерея Уффици, Флоренция

 

Фома Аквинский (итал. Tommaso d'Aquino, ок. 1225–1274). 1476
Художник – Карло Кривелли (итал. Carlo Crivelli, ок. 1430–1495). Национальная галерея, Лондон

 

Портрет Джан Джорджо Триссино. 1510
Художник – Винченцо Катена (итал. Vincenzo Catena, 1470–1531)

 

Данте Алигьери. Нач. XVI в.
Фрагмент фрески. Художник – Лука Синьорелли (итал. Luca Signorelli, 1450–1523). Капелла Сан Брицио, Орвието

Марсилио Фичино (итал. Marsilio Ficino, 1433–1499)
Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция

 

Козимо Медичи Старший (итал. Cosimo de' Medici il Vecchio, 1389–1464). 1518–1520
Художник – Понтормо (Jacopo Carucci, 1494–1557). Галерея Уффици, Флоренция

 

Марсилио Фичино (крайний слева). 1486–1490
Фреска. Художник – Доменико Гирландайо (итал. Domenico Ghirlandaio, 1449–1494). Капелла Торнабуони, Флоренция

 

Вилла Козимо Медичи в Кареджи

 

Предисловие к книге Марсилио Фичино «О жизни». 1489
Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция

Джованни Пико делла Мирандола (итал. Giovanni Pico della Mirandola, 1463–1494). XV в.
Художник – Кристофано дель Альтиссимо (Cristofano dell'Altissimo, 1525–1605). Галерея Уффици, Флоренция

 

Джироламо Савонарола (итал. Girolamo Savonarola,1452–1498). Ок. 1498
Художник – Фра Бартоломмео (итал. Fra-Bartollommeo, 1472–1517). Национальный музей Сан Марко, Флоренция

 

Джованни Пико делла Мирандола (в центре). 1481–1486
Фреска. Художник – Козимо Росселли (Cosimo di Lorenzo Rosselli, 1439–1507). Церковь св. Амвросия, Флоренция

 

 

 

Папа Иннокентий VIII (Джанбаттиста Чибо, итал. Gianbattista Cibo, 1432–1492). XV в.

Умберто Эко (итал. Umberto Eco, 1932–2016). 1984

 

Лоренцо Медичи (итал. Lorenzo de Medici, 1449–1492). Ок. 1533
Художник – Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari, 1511–1574). Галерея Уффици, Флоренция

 

Бронзовая медаль с изображением Пико делла Мирандолы и «Тремя грациями». Ок. 1495
Британский музей, Лондон

 

Св. Франциск в пустыне. Ок. 1480
Художник – Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini, ок. 1430–1516). Коллекция Фрика

 

Портрет мальчика. Ок. 1500
Художник – Пинтуриккьо (итал. Pinturicchio, 1454–1513). Галерея старых мастеров, Дрезден

Проповедь Франциска Ассизского птицам. Кон. XIII в.
Фреска. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Базилика св. Франциска, Ассизи

 

Франциск Ассизский (итал. Francesco d'Assisi, 1182–1226). XIV в.
Миниатюра. Национальная библиотека, Рим

 

Петр Михайлович Бицилли (1879 – 1953)
Русский историк, литературовед и философ

 

 

 

Св. Франциск отвергает все мирские блага. 1297 - 1299
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone; 1266 — 1337)

 

 

Франциск Ассизский. 1224–1228
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио

 

Рождение св. Иоанна Крестителя. 1486–1490
Фреска. Художник – Доменико Гирландайо (итал. Domenico Ghirlandaio, 1449–1494). Базилика Санта Мария Новелла, Флоренция

 

Падение Икара. Ок. 1558
Художник – Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, ок. 1525–1569). Королевский музей изящных искусств, Брюссель

 






















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: