Некоторые результаты исследований в рамках теории самодетерминации

Кассер и Райан показали – долговременные жизненные цели людей обычно попадают в одну из двух категорий, которые, как правило, выделяются при факторном анализе. Одна категория включает такие цели, как стремление накопить богатство, стать знаменитым и иметь привлекательную внешность (имидж), то есть касалась внешних показателей человеческой ценности. Другая категория более прямо соответствует удовлетворению базовых человеческих потребностей и включает цели, получившие название внутренних: цели личностного роста, построения близких межличностных отношений и помощи другим людям и обществу в целом. В эту категорию также зачастую включается цель поддержания здоровья и хорошей физической формы. Основной результат, обнаруженный Кассером и Райаном, заключается в том, что люди, которые придают относительно большее значение внешним стремлениям по сравнению с внутренними, обладают меньшим психологическим благополучием, чем те, кто выше ценит внутренние ценности, стремясь к целям внутреннего характера.

Проведенные Кассером, Райаном и Шелдоном (K.Sheldon) психологические исследования получили широкий научный и общественный резонанс, поскольку было показано, что люди, у которых внешние стремления к деньгам, славе и привлекательной внешности преобладают над целями личностного роста (самоактуализации), межличностных отношений и помощи людям, отличаются меньшим психологическим благополучием, чем люди, у которых внутренние цели, напротив, преобладают над внешними.

Исследование, проведенное недавно Н.Лекес (Lekes) с коллегами на американской, канадской и китайской выборках подростков, показало, что независимо от культурной принадлежности подростки с высокой выраженностью внутренних целей отличаются большим психологическим благополучием и меньшей выраженностью психологических проблем, чем подростки, слабо стремящиеся к достижению целей внутреннего характера. Кроме того, они, как правило, имеют родителей, обеспечивающих поддержку автономии, в отличие от подростков, у которых эти цели выражены слабо, что, в свою очередь, способствует росту их психологического благополучия. Однако в китайской выборке подростков (в отличие от американской и канадской выборок) стремление к внешним целям было также позитивно связано с психологическим благополучием, хотя эта связь и была более слабой, чем в случае внутренних целей.


 В целом факт благотворного влияния внутренних целей на психологическое благополучие хорошо задокументирован и воспроизводится на самых разных выборках. Эти данные убедительно свидетельствуют о связи выраженности внутренних целей и различных показателей психологического благополучия.

 

Деси и Райн выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

 1) автономную ориентацию, основанную на убеждении о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения выступает при этом осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную ориентацию, также основанную на ощущении связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

3) безличную ориентацию, основанную на убеждении, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Авторы рассматривают самодетерминацию в контексте процесса развития. Они считают, что уровень самодетерминации человека зависит от типа обстановки, в которой ребенок воспитывался в детстве. Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира. Развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.

Деси и Райан обосновывают модель постепенного формирования личностной автономии через интернализацию мотивации и соответствующего переживания контроля над поведением: от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии. Автономия предстает в последних работах авторов не просто как одна из тенденций личности, но как универсальный критерий и механизм нормального развития, нарушение которого приводит к различным видам патологии развития. Экспериментальные данные свидетельствуют, в частности, о том, что более высокая автономия коррелирует с большей степенью конгруэнтности поведения и чувств; накоплено большое количество эмпирических данных, посвященных условиям, способствующим и, напротив, нарушающим развитие автономии в процессе личностного развития.

 

Литература:

Deci E.L. The psychology of self=determination. Toronto, 1980.

Deci, E., & Ryan, R. (Eds.), (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press.

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э.Диси и Р.Райана // Психология мотивации достижения: учеб. пособие. M.: Смысл: Академия, 2006. С. 201–245.

Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2005. 22 с.

Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации:теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред.Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 103—121.

Дергачева О.Е. Теория самодетерминации // Большой психологический словварь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2003. С. 483—484.

Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического иссле=дования: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. Интернет=ресурс:institut.smysl.ru/article/documents/ar=dergacheva.doc

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерми=нации личности // Психол. журн. 2000а. Т. 21. № 1. С. 15—25.

Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: