Формы государственных доходов

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные, местные налоги, а также пени и штрафы[6].

В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. Источником налога является валовой внутренний продукт (ВВП), т.е. добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течение определенного периода (обычно года). Мобилизованная часть созданного ВВП с помощью налогов становится собственностью государства, в результате налоги выступают инструментами перераспределения ВВП/НД.

В условиях рыночных отношений налогам присущи четыре основные функции: фискальная, регулирующая, социальная и контрольная.

Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране.

Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям.

Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Классификация налогов и сборов обеспечивает возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля за налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.

1. В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые. Общиеналоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

2. В зависимости от государственного органа, который устанавливает налог (сборы) и в распоряжение которого они поступают, различают:

а) в унитарном (едином) государстве:

• государственныеналоги и сборы;

• местныеналоги и сборы.

б) в федеральном (союзном) государстве:

• федеральныеналоги и сборы;

• налоги и сборы членов федерации(региональные налоги);

• местныеналоги и сборы.

3.  В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся
на прямые и косвенные.

Прямые налогивзимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Между субъектом и государством возникают непосредственные денежные отношения, и налогоплательщик сразу ощущает налоговый гнет. Отличительная особенность этих налогов - относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

1) реальные, которыми облагается продажа, покупка или владение имуществом, их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним относятся земельный налог, налог на имущество и др.;

2) личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налогивзимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, услуг. Владелец товара или услуг включает налоговую сумму в цену и тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути.

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются:

• на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);

• универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

4. В зависимости от вида налогоплательщика выделяются налоги:

• с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество с физических лиц);

• с юридических лиц (налог на прибыль, акцизы);

• смешанные, уплачиваемые как физическими, так и юридическими лицами (транспортный налог, земельный налог).

Существуют и другие признаки классификации налогов - по способу взимания, по способу измерения налоговой базы и т.п.

Важной проблемой налоговой системы является разграничение налоговых доходов между бюджетами различного уровня.

Значительное место в системе доходов развитых стран занимает налог на добавленную стоимость (НДС).

На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов.

НДС относится к группе налогов на потребление. В РФ он был введен с 1 января 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы. НДС - регулирующий федеральный налог. Пропорции распределения НДС по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% собираемого НДС. Для бюджета этот налог дает следующие преимущества: служит стабильным и регулярным источником доходов и сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты. В налоговых доходах Федерального бюджета НДС стабильно занимает первое место.

К федеральным налогам относятся акцизы. Акцизы представляют собой один из видов налогов на потребление, которые включаются в цену товаров. В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями сверхприбыли. Регулирующее значение акцизов выше, чем других налогов на потребление. Они распределяются по уровням бюджетной системы. Снижение уровня поступлений акцизов в федеральный бюджет вызвано их перераспределением между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в пользу последних. С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по акцизам установлены в главе 22 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщикамиакцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу РФ.

Налогоплательщики, производящие или реализующие нефтепродукты, должны получить в налоговом органе специальное свидетельство о регистрации.

Подакцизными товарамипризнаются:

· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта

коньячного;

· спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;

· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и другая пищевая продукция с объем ной долей этилового спирта более 1,5%);

· пиво;

· табачная продукция;

· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 Квт;

· автомобильный бензин;

· дизельное топливо;

· моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· прямогонный бензин.

Налог на прибыль организаций - важнейший элемент налоговой политики любого государства и служит значительным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.  Он был введен в ходе налоговой реформы 1992 г. До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли. С 1 января 2002 г. Элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в главе 25 второй части Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Доходы классифицируют на две группы: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы. Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог.

В ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц является главным налогом, а для основной массы налогоплательщиков и единственным. С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены в главе 23 второй части Налогового кодекса РФ. Плательщикаминалога являются физические лица - налоговые резиденты РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от источников, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложенияпризнаются доходы, полученные: резидентами - от всех источников, как на территории РФ, так и за ее пределами; нерезидентами - от источников в РФ. Налоговая базаопределяется как сумма всех доходов, полученных в денежной, натуральной форме или в виде материальной вы годы, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

К федеральным налогам также относятся единый социальный налог, ресурсные налоги (водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых).

Помимо налоговых поступлений бюджеты разного уровня бюджетной системы формируются за счет неналоговых доходов. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. внес значительные изменения в состав этого вида дохода. В настоящее время неналоговые доходы, определяемые Бюджетным кодексом РФ (ст. 41-47, 51, 57, 62), включают:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

4) доходы от продажи государственного и муниципального активов;

5) иные неналоговые доходы.

Между налоговыми и неналоговыми платежами есть много общих черт. Основные из них:

• установление законодательным порядком размеров и условий
взимания;

• обязательность уплаты;

• принудительный характер изъятия;

• связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

• безэквивалентность платежа.

Однако действующее налоговое законодательство не позволяет их отождествлять. Финансовое право четко выделяет налоговые и неналоговые платежи в зависимости от формы платежей и методов их взимания.

Порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых:

1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и пр.);

2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера. Например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж - это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.

Неналоговые доходы каждого звена бюджетной системы различны. Неналоговые доходы федерального бюджетаформируются за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. К ним относятся:

• арендная или иная плата за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование государственного имущества;

• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;

• средства, получаемые от передачи государственного имущества под залог или в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;

• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ или дивиденды по акциям, принадлежащим РФ;

• часть прибыли государственных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

• доходы от продажи государственного имущества;

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования государственной собственности;

2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти после уплаты налогов и сборов;

3) части прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ, остающейся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей - в размерах, установленных Правительством РФ;

4) лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы - по нормативу 100%;

5) таможенных пошлин и таможенных сборов (начиная с 1 января 2005 г.) - по нормативу 100%;

6) платы за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;

7) платы за пользование водными объектами - по нормативу 100%;

8) платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100%;

9) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20%;

10)консульских сборов - по нормативу 100%;

11)патентных пошлин - по нормативу 100%;

12)платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним - по нормативу 100%;

13)прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.

14)доходов от внешнеэкономической деятельности.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

1) доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ. В состав этих доходов включены:

• аренда или иная плата за сдачу во временное владение или во
временное пользование имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;

• проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;

• средства от передачи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, под залог или в доверительное управление;

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;

• доля прибыли в уставных (складочных) капиталах хозяйствующих товариществ или дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам РФ;

• часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, ос тающаяся после уплаты налогов и сборов;

• доходы от продажи муниципальной собственности субъектов РФ;

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнитель ной власти субъектов РФ после уплаты налогов и сборов;

3) части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налога и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, установленных законами субъектов РФ;

4) платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

5) платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;

6) сборов за выдачу лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, - по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Неналоговые доходы местных бюджетов создаются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, средств, полученных за нарушение гражданского, административного, уголовного и другого законодательства, а также доходы от продажи муниципальных активов. Кроме перечисленных видов неналоговых доходов, зачисляют: в бюджеты муниципальных районов

• плату за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%;

• сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкоголь ной продукции, выдаваемых соответствующими органами местного самоуправления, - по нормативу 100%;

• часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

в бюджеты городских округов

• плату за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах городских округов и предназначенных для жилищного строительства, - по нормативу 100%;

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных в границах городских округов, - по нормативу 100%;

• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

в бюджеты поселений

• доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в госсобственности земельных участков, расположенных в границах поселений и предназначенных для целей жилстроительства, - по нормативу 100%;

• часть прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

Эти уточнения в отношении бюджетов муниципальных районов, городских округов, поселений начали действовать с 1 января 2006 г. Распределение и закрепление неналоговых доходов за уровнями бюджетной системы устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджета другого уровня  выделяются из неналоговых поступлений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. В соответствии со ст. 41 БК РФ к ним относятся:  

· финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

· субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;

· иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц,  международных организаций и прави­тельств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования[7].

Переходим к рассмотрению второй главы, в которой дадим анализ доходной части бюджетов на примере городов федерального значения: Москвы и Санкт-Петербурга.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: