Сущность государственных доходов и их виды

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ. ФОРМЫ ДОХОДОВ …….……………………………………...…5

1.1  Сущность государственных доходов и их виды …………………………...5

1.2  Формы государственных доходов …………………………………………13

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ……………………………………………………...….26

2.1 Структура доходной части бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год..…26

2.2 Сравнительный анализ доходной части бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга ……………………………………………………………….30

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2008 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА ………………………………………………………………….…………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..………….……..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………..………………49

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы - государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России. Я считаю, что эта тема актуальна в наше время, потому что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны и служит финансовой базой государства, что является немаловажным аспектом для экономики нашей страны.

Цель курсовой работы: изучить теоретические основы государственных доходов, их формы и виды, проанализировать структуру доходной части бюджета и описать перспективы развития их в современной России.

Исходя из цели нужно решить следующие задачи:

1) описать сущность государственных доходов и определить их содержание;

2) рассмотреть виды государственных доходов;

3) изучить основные формы доходов;

4) проанализировать доходы бюджета на примере города Санкт-Петербурга, как города федерального значения;

5) дать сравнительный анализ двух городов федерального значения: Москвы и Санкт-Петербурга;

6) описать перспективы формирования доходов федерального бюджета России на период 2008-2010 гг..

Объектом исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация, предметом исследования - доходы бюджета Российской Федерации.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализа, синтеза, обобщения, систематизации, логический метод исследования.

Курсовая работа состоит из трех глав:

Глава 1. Теоретическая глава, в которой я рассмотрела основные понятия и сущность государственных доходов, их экономическое содержание и классификацию. Здесь я наиболее подробно раскрыла понятие налоговых доходов, так как, по моему мнению, налоги являются основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, в условиях перехода на рыночные механизмы, как и в странах с развитой рыночной экономикой. Подробно описала классификацию доходов по уровню бюджетной системы.

Глава 2. Практическая часть, в которой я провела анализ доходов города Санкт-Петербурга, а затем сравнительный анализ доходов Москвы и Санкт-Петербурга.

Глава 3. Рекомендательная глава, в которой описаны перспективы формирования доходов федерального бюджета РФ на 2008 год и на период до 2010 года. В основе разработке проекта федерального бюджета на данный период легли достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

При написании курсовой работы были использованы учебники по бюджетной системе и финансам, журналы и данные с сайта Министерства Финансов Санкт-Петербурга.

 

 


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ. ФОРМЫ ДОХОДОВ

Сущность государственных доходов и их виды

Бюджетные доходы выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемый в бюджетный фонд страны. Доходы бюджета, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. До 1990 г. доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они составляли более 90% общей суммы дохода бюджета и в основном слагались из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Введенные в 1980-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на конкретные результаты деятельности отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

В условиях рыночных отношений состав доходов бюджетной системы претерпел коренные изменения. Основными видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Взаимоотношения предприятий и государства строятся на правовой основе в соответствии с законодательством[1].

Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они представляют собой часть денежных доходов, образующихся в результате экономической деятельности в стране. В рыночных условия каждый участник рынка (коммерческая организация или трудящийся человек) получает свои денежные доходы в результате либо предпринимательской деятельности в виде прибыли и других видов чистого дохода, либо в результате работы в качестве наемного работника в виде заработной платы. Государство устанавливает законы, в соответствии с которыми часть этих денежных доходов в обязательном порядке изымается у участника рынка и передается в государственный бюджет. Чем богаче страна, т.е. чем больше денежные доходы ее граждан и иных участников рынка, тем при прочих равных условиях, большую абсолютную величину могут составить доходы государства, не нанося существенного ущерба для благосостояния ни граждан, ни коммерческих организаций[2].

Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджета обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов как разновидность доходов бюджетов.

Необходимо отметить, что состав бюджетных фондов, их виды, формы мобилизации денежных средств в бюджеты зависят от системы и методов хозяйствования и решаемых обществом экономических задач.

Изучение доходов предполагает, прежде всего, ознакомление с их внутренними и внешними материальными источниками.

Главная роль принадлежит внутренним источникам: национальному богатству, валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу.

Внешние источники - доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства - ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги. Именно налоговые поступления 80-90% формируют бюджеты государства[3].

Налогипредставляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной систем. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Исторически их возникновение относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Государство без налогов существовать не может, поскольку они  -  главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами).

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов получила свое развитие в ведущих зарубежных странах после Второй мировой войны. Данная функция позволяет государству влиять на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения[4].

Доходы бюджета РФ делятся на следующие виды:

1. Доходы федерального бюджета РФ.

2. Доходы бюджетов субъектов РФ (или региональные доходы).

3. Доходы местных бюджетов РФ.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

1) собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) собственные неналоговые доходы;

3) остаток средств на конец предыдущего года;

4) доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам федерального бюджета РФ относятся предусмотренные БК РФ (ст.50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах» к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) единый социальный налог;

6) государственная пошлина.

7) налог на добычу полезных ископаемых;

К неналоговым доходам федерального бюджета РФ относятся:

1) доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

4) таможенные пошлины и таможенные сборы;

5) часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст.56. БК РФ);

2) неналоговых доходов;

3) иных поступлений.

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ подразделяются:

1) на собственные налоговые доходы от региональных налогов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ и упомянутой выше ст.56 БК РФ;

2) отчисления от федеральных налогов и сборов, по нормативам, определенным БК РФ (ст.56).

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, в размерах, установленных законами субъектов РФ;

2) доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ (аренда и т.п.)

3) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ;

4) средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ;

5) иные неналоговые доходы (штрафы и т.п.).

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенций из регионального фонда компенсаций; перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов; от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Региональные налоги и сборы включают:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на игорный бизнес.

Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

1) местных налогов и сборов;

2) отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

3) неналоговых доходов.

Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений и городских округов) предусмотрены БК РФ по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Отчисления от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:

1) налог на доходы физических лиц;

2) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) единый сельскохозяйственный налог;

4) государственная пошлина;

5) прочих платежей (за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы, ордеров на квартиру, за государственную регистрацию транспортных средств и др.).

Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а также неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных бюджетов. Иными словами, их собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе БК РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

Неналоговые доходы формируются:

1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

3) от доходов от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

4) в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);

5) неналоговые доходы местных бюджетов формируются также за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из региональных фондов компенсаций; перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований[5].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: