Риторика и раннее христианство. Католическая и православная идеология. Формы СМИ: проповеди, жития святых, видения, эпистолография, историография. Роль монастырей, скрипториев и орденов. Инквизиция в Испании. Борьба с ересями. Средневековый театр. Смеховая городская культура: трубадуры и ваганты. Самоопределение публицистики. Рукописные издания Средневековья: «листки новостей».
Лекция 6. СМИ эпохи Возрождения
Развитие техники, культуры, экономики, политики и образования как фактор развития журналистики. Роль университетов. Публицистика итальянского Возрождения: политическая речь, трактат, открытое письмо. Данте и Петрарка. Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом. Принцип действия печатного станка. Распространение книгопечатания в Европе.
Лекция 7. СМИ позднего Возрождения
Реформация и Крестьянская война в Германии. Публицистика М.Лютера и Т.Мюнцера. Полемическая деятельность Мартина Лютера, Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Первые периодические издания: газет, авизо, нувель, меркурий, ньюслеттер. Сбор новостей: Бюро Фуггеров. Аналитическая информация Михаила фон Айнцинга.
|
|
Лекция 8. Развитие цензуры в Западной Европе
Списки запрещенных книг Генриха III в Англии. Ордонанс «Звездной палаты». Установление светской цензуры при Карле V в Германии: полицейский устав. Цензурная комиссия Рудольфа II. Контрольные функции Парижского университета. Книгоборство католиков. Закрытие книжных лавок и типографий Франциском I. Патент по книжным делам Генриха II. Нантский эдикт 1598 года Генриха IV о веротерпимости.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Публицистика Нового Завета. Латинская и византийская раннехристианская публицистика
1. Христианская проповедь – новая форма ораторского искусства.
Нагорная проповедь Христа: преобразование ветхозаветных законов и практическая мораль.
1.Символическая форма притчи в Евангелии от Марка.
2. «Деяния святых апостолов» – повествование апостола Луки о жизни первохристианской общины, Петра и Павла.
3. Нравственный характер письменных посланий апостола Павла: миссионерские: Первое послание Коринфянам, К Эфесянам, К Колоссянам и пастырские: Первое послание Тимофею. Эмоциональность и полифоничность внутреннего спора.
4. Евангельская риторика в епископальной церкви. Западная патристика. Становление личности в «Исповеди» и мистическое осмысление истории в трактате «О граде Божием» Аврелия Августина Блаженного.
5. «Цицеронианцы»: Амвросий Медиоланский: «Письмо об алтаре Победы» иИероним Стридонский: «Письмо к Магну».
6. Византийская патристика. Вопросно-ответные беседы Василия Великого: «О пресмыкающихся». АртистизмгомилийИоанна Златоуста: «Слово огласительное» и «Письма к Олимпиаде». Норма веры Григория Богослова.
|
|
7.Деятельность братьев Кирилла и Мефодия Солунских. Правизна и левизна кириллицы.
Литература:
1. Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемирной литературы. М., 1984. Т. 2. С. 339—348.
2. Аверинцев С.С., Гаспаров М.Л., Самарин Р. М. Латинская литература // Там же. С. 441—446.
3. Интернет-ресурсы:
Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. М., 2003. Т. 1. Публицистика Нового Завета. Латинская раннехристианская публицистика. Византийская раннехристианская публицистика. С. 246—414.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4