Двусторонние договоры в области охраны авторских прав

Двусторонние договоры в области охраны интеллектуальной собственности служат традиционным инструментом международного сотрудничества в вопросах взаимного предоставления охраны авторам—гражданам договаривающихся государств. Ввиду того что многие государства в течение длительного времени были участниками лишь какой-то одной из многосторонних конвенций (будь то Бернской или Всемирной), единственным средством «связать» участвующие в них порознь государства было заключение двустороннего соглашения по охране авторского права. В частности, в свое время для СССР, а затем и для Российской Федерации наличие заключенных двусторонних договоров с другими странами обеспечивало получение охраны для отечественных авторов в тех странах, которые не были участниками, скажем, Всемирной конвенции. Аналогичной позиции придерживались и США, которые так же, как и СССР (Россия), долгое время (до 1989 г.) не присоединялись к Бернской конвенции. Отметим, что один из ранних двусторонних договоров в рассматриваемой области Соединенными Штатами Америки был подписан в 1911 г. с Венгрией.

Ныне действующие международные соглашения Российской Федерации о взаимной охране авторских прав были заключены со следующими странами: с Австрией (16 декабря 1981 г.), Арменией (25 июня 1993 г.), Венгрией (16 ноября 1977 г.), Польшей (4 октября 1974 г.), Словакией (18 марта 1975 г.), Чехией (18 марта 1975 г.), со Швецией (15 апреля 1986 г.), с КНР (Соглашение в области охраны прав интеллектуальной собственности от 25 апреля 1996 г.). Необходимо отметить, что такие соглашения нередко дополняют международные договоры более общего характера — соглашения о культурном или научном сотрудничестве.

В этих договорах на основе взаимности устанавливался принцип национального режима в отношении охраны произведений авторов-граждан договаривающихся государств. Например, в Договоре, заключенном в 1974 г. с Польшей, предусматривался подобный режим также и применительно к гражданам третьих стран и их правопреемникам, если их произведения были выпущены впервые в свет на территориях договаривающихся государств. Таким лицам охрана обеспечивалась на тех же основаниях, что и для собственных граждан договаривающихся сторон.

Советско-австрийское Соглашение, вступившее в силу с 11 июля 1983 г., обеспечивает на территории России охрану только в отношении неопубликованных произведений австрийских авторов (независимо отдаты их создания, при условии, что не истекли сроки действия авторских прав). Применительно к опубликованным произведениям в ст. 2 установлено, что если произведения были опубликованы до вступления в силу Соглашения на территории другой договаривающейся стороны в качестве неохраняемых, то они будут считаться неохраняемыми на указанной территории и после вступления в силу данного Соглашения. Неохраняемыми на территории СССР были все произведения австрийских (и иных) авторов до даты вступления в силу присоединения СССР к Всемирной конвенции 1952 г. Таким образом, если произведение австрийского гражданина было опубликовано на территории России до 27 мая 1973 г. (даты присоединения к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г.), то такое произведение признается неохраняемым, если же после этой даты, — охраняемым. В реальной жизни проблемы взаимной охраны авторских прав граждан различных стран и постоянно проживающих на их территориях лиц-неграждан нередко решаются в рамках деятельности и международного сотрудничества специальных организаций, если следовать терминологии российского Закона об авторском праве и смежных правах, «управляющих имущественными правами на коллективной основе». Такими организациями в Российской Федерации являются РАО — Российское авторское общество и две организации в области смежных прав: РОСП — Российское общество исполнителей и производителей фонограмм, созданное в 1997 г., и РОУПИ — Российское общество по управлению правами исполнителей. Эти общества заключают договоры, с одной стороны, с российскими и зарубежными авторами и исполнителями, производителями фонограмм, с другой — иностранными авторско-правовыми обществами и организациями аналогичного типа, управляющими имущественными правами иностранных авторов на коллективной основе в разных странах (САСЕМ — во Франции, ГЕМА - в ФРГ, ЗАИКС - в Польше, ДЖАСРАК - в Японии, Пи-Ар-Эс (PRS) — в Англии, СЕСАК, АСКАП и Би-Эм-Ай (BMI) — в США и т.д.), что позволяет успешно защищать права российских правообладателей за рубежом и отстаивать права иностранных авторов на территории РФ.

В этом отношении примечателен следующий эпизод. В РАО обратилось английское издательство, обладающее авторскими правами на оперу Бриттена «Смерть в Венеции», транслировавшуюся российским радио. Согласия правообладателя на трансляцию никто не запрашивал. РАО предложило радиокомпании выплатить владельцу прав причитающееся авторское вознаграждение. Это требование было удовлетворено без обращения в судебные инстанции.

Другой пример. В сентябре 1993 г. в Москве состоялся концерт Майкла Джексона, который исполнял произведения американских авторов. Их интересы в России согласно заключенным договорам с американскими обществами представляло РАО. Накануне концерта РАО связалось с российским устроителем гастролей фирмой «Десса». После долгих переговоров было заключено лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирма «Десса» обязалась перечислить в РАО в течение трех банковских дней после концерта авторское вознаграждение в размере 3 процентов суммы, полученной от продажи билетов. Однако это обязательство не только не было выполнено, — более того, фирма стала опротестовывать заключенное соглашение, ссылаясь на то, что генеральный директор, подписавший его, якобы не имел должных полномочий это делать. Дело было передано в суд, в результате рассмотрения которым предъявленных РАО требований вынесено решение о взыскании 30 млн. рублей.

Однако проблемы защиты авторского права и иных прав интеллектуальной собственности составляют предмет внимания не только для организаций—субъектов хозяйственного и гражданского права. Министерство юстиции РФ, сосредоточив в последнее время в своих структурах, помимо прочего, функции государственного ведомства по охране прав интеллектуальной собственности, проводит встречи с представителями иностранных органов исполнительной власти по вопросам защиты авторских прав и прав промышленной собственности.

Так, в июне 1999 г. указанные проблемы обсуждались в рамках контактов министерств юстиции России и Финляндии. В ходе встречи наибольший интерес вызвала унификация законодательства в рамках ЕС и взаимодействие с международными организациями, а также деятельность авторских обществ в сфере коллективного управления авторскими правами в части вторичного использования аудиовизуальных произведений.

 

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: