Какие задачи оптимизации должен решать логистический менеджмент фирмы?

 

Как было сказано выше, оптимальные решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например, на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.

При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.

Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики. В таблице 2 сформулированы некоторые основные задачи оптимизации, которые часто приходится решать логистическим менеджерам компаний в отдельных функциональных сферах логистики или при выполнении отдельных функций.

 

Таблица 2 – Основные задачи логистической оптимизации

 

Функциональная область логистики фирмы, логистическая функция Задачи оптимизации
Управление заказами компонент цикла исполнения заказа (приема и передачи, обработки, комплектации, доставки); выбора технических средств и технологии приема, обработки и комплектации заказа; документооборота при прохождении заказа; внедрение электронного документооборота; параметров качества сервиса, связанного с получением, комплектацией и доставкой заказа; трансакционных логистических издержек; параметров послепродажного сервиса, связанных с исполнением заказа.
Снабжение. Управление закупками решения «делать или покупать»; выбора формы снабжения предприятия; выбора поставщика; потребности и нормирования расхода МР в производственных подразделениях фирмы; операционных логистических издержек; потерь продукции при доставке от поставщиков; структур логистических каналов доставки; исключение, по возможности, промежуточного складирования продукции при доставке ее от поставщиков; доставки продукции от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами; запасов закупаемой продукции на всех уровнях складской системы; выбора стратегии закупок
Поддержка производства уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы промышленного предприятия; показателей работы внутрипроизводственного транспортно-складского комплекса; времени производственно-технологического цикла; операционных логистических издержек в производстве ГП; выбора внутрипроизводственной информационно-управляющей системы оптимизации ресурсов (например, типа MRP II/ERP систем, KANBAN, OPT и т. п.); отходов производства и эффективное использование вторичных МР; потерь от брака (политика «ноль дефектов») в производстве.
Дистрибьюция построения организационной структуры логистических каналов и дистрибутивной сети в целом; дислокации дистрибутивных центров (без складов) и других ЗЛС в дистрибутивной сети; выбора типов и числа логистических посредников в дистрибьюции; решений по организации складирования, хранения и грузопереработки ГП в звеньях дистрибутивной сети; планирования, контроля и регулирования уровней запасов ГП в дистрибутивной сети; рационализации процессов консолидации и рассредоточения товарных потоков; координации и интеграции взаимодействия фирмы логистическими посредниками в дистрибьюции; типоразмерных рядов тары, упаковки и грузовместимости транспортных средств в логистических каналах; логистических рисков при выполнении функций транспортировки, складирования и грузопереработки; логистических издержек; выбора системы мониторинга и информационно-компьютерной поддержки логистических решений в дистрибьюции; интегрированных с производителем ГП дистрибутивных каналов и сетей, позволяющих минимизировать логистические издержки при обеспечении требуемого качества логистического сервиса в дистрибьюции; параметров физического распределения товарных потоков в дистрибутивных каналах.
Транспортировка выбора рационального способа транспортировки (технологии перевозок, системы доставки) грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной, смешанной, комбинированной; выбора вида (видов) транспорта; выбора транспортных средств (по параметрам грузоподъемности, грузовместимости и т. п.); выбора перевозчика (перевозчиков) и логистических партнеров (экспедиторов, агентов, брокеров, терминалов и т. д.) по транспортировке; параметров транспортного процесса; структуры парка транспортных средств; маршрутизации перевозок; распределения подвижного состава по маршрутам и ездкам; выбора и методов оценки параметров транспортного сервиса; диспетчерского управления транспортировкой; планирования себестоимости перевозок и расчет тарифов; распределения прибыли, рисков и ответственности между участниками транспортного процесса; планирования потребности в МР для обеспечения эксплуатации, ремонта и обслуживания подвижного состава транспорта и транспортной инфраструктуры; планирования производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава; оперативного планирования и диспетчерского управления техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; планирования инвестиций в производственно-техническую базу транспорта; рисков в транспортировке; определение транспортных условий базисов поставок; выбора рациональной системы физического сопровождения и контроля местоположения транспортного средства и груза; выбора трансакционных единиц в транспортировке, в частности, объемных модулей упаковки, тары и грузовместимости транспортных средств; документооборота при организации транспортировки, внедрение технологий электронного документооборота; выбора системы информационно-компьютерной поддержки транспортировки.
Управление запасами выбора интегрированной структуры управления запасами в функциональных областях логистики и ЛС в целом; выбора критериев и стратегии управления запасами выбора методов прогнозирования спроса на продукцию, расходования ресурсов; систем учета, контроля и мониторинга логистических издержек управления запасами; выбор методов оценки составляющих издержек; выбора систем контроля и управления запасами (с фиксированной периодичностью, с фиксированным размером заказа, систем двух уровней, систем с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и т. п.); параметров управления запасами: размера заказа, точки заказа, периода времени между смежными заказами и поставками, количества заказов за плановый период и т. п.; нормирования и определения уровней текущего, страхового, сезонного, подготовительного запаса; параметров оптимального размера заказа – EOQ – модели; методов контроля и управления многономенклатурными запасами на базе ABC и XYZ анализа; выбора систем информационно-компьютерной поддержки управления запасами.
Управление качеством логистического сервиса спецификации показателей (параметров) качество логистического сервиса; корпоративной системы управления качеством логистического сервиса; выбора логистических технологий, технических средств, систем и процедур, обеспечивающих высокий уровень качества; выбора методов и моделей оценки параметров качества логистического сервиса; выбора логистических посредников, обеспечивающих требуемый уровень показателей качества; национальной и международной сертификации системы управления качеством компании (в соответствии с процедурами ISO 9000); комплексных моделей оценки качества сервиса в ЛС.
Складирование выбора системы складирования; выбора типа, количества и мощности складов; дислокации складов на определенной территории; номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции; организации логистического процесса на складе; объемно-планировочных и проектных решений склада; выбора логистических посредников в складировании и формы собственности склада; выбора состава логистических услуг в складировании и методов оценки их качества; выбора подъемно-транспортного и технологического складского оборудования; процесса складской грузопереработки; параметров транспортно-складского процесса по приемке и отправке грузов; логистических издержек складирования; выбора складских информационно-компьютерных систем.
Грузопереработка совместного планирования грузопереработки и складирования для обеспечения максимальной операционной эффективности; решений по грузопереработке при интеграции с другими логистическими функциями; параметров материальных потоков и качества логистического сервиса в грузопереработке; операционных логистических издержек; процесса грузопереработки путем уменьшения, устранения или комбинирования нерациональных операций и/или оборудования; пространства складирования и перемещения грузов; количества, размера или веса обрабатываемой партии груза и/или отношения этих характеристик; механизации и автоматизации операций грузопереработки; унификации технологий грузопереработки и применение стандартизированного оборудования; отношения грузоподъемности мобильного оборудования к весу перерабатываемой партии груза; использования оборудования совместно с рабочим персоналом; планирования профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузоперерабатывающего оборудования; планирования инвестиций для замены морально и физически устаревшего оборудования; операций по грузопереработке для улучшения контроля при управлении процедурами заказов, производственными процедурами и запасами продукции.
Защитная упаковка и затаривание типоразмерных рядов (объемных модулей) тары и упаковки с технологическими параметрами складского и грузоперерабатывающего оборудования, грузовместимостью и грузоподъемностью транспортных средств в различных функциональных областях логистики; дизайна тары и упаковки в соответствии с логистическими требованиями транспортировки, складирования и грузопереработки; выбора тары и упаковочных материалов для различных классов грузов; выбора тары, внешних товароносителей для обеспечения логистических технологий транспортировки и грузопереработки; маркировки и штрих-кодирования тары и упаковки для идентификации (автоматического сканирования) SKU и грузовых единиц; себестоимости изготовления тары и упаковки за счет рационального нормирования расходных материалов.

 

ПРИМЕР:

В качестве примера рассмотрим некоторые виды конфликтов, возникающих на предприятии оптовой торговли, между функциональными подраз­делениями, которые участвуют в продвижении товарного потока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: