Идеального газа.
Обучающая цель: формирование умения учащихся выводить основное
уравнение молекулярно-кинетической теории идеального
газа.
Развивающая цель: развитие мышление учащихся посредством анализа,
сравнения;
совершенствование свойств памяти, мышления
учащихся;
Воспитывающая цель: развитие наблюдательности, любознательности;
стимулирование активности учащихся.
Методы обучения:
словесные: объяснение с элементами беседы;
наглядные: рисунок стены и движения молекул;
контроль: опрос.
Связи:
межпредметные: алгебра;
внутрипредметные: механика.
Литература:
1. "Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 11- летним сроком обучения"-Минск: Национальный институт образования".
2. Теория и методика обучения физике в школе. Под ред. С.Е.Каменецкого.- Москва:Академия.2000.
3. Физика. Справочное пособие для школьников и абитуриентов. И.В. Алимова, В.И. Гудков.- Мн.: Современное слово.1998.
|
|
4. Жилко В.В., А.В. Лавриненко, Л.Г. Маркович. Физика: Учебное пособие
для 11 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. –
Мн.: Народная Асвета. 2002.
План урока:
1. Организационный момент (0,5-1мин.).
2. Введение темы урока. Постановка задач (4-6 мин.).
3. Объяснение учебного материала (19-23 мин.).
4. Закрепление материала (5-7 мин.).
5. Подведение итогов (1-3 мин.).
6. Домашнее задание (0,5-1 мин.).
7. Рефлексия (2-4 мин.).
Ход урока:
Организационный момент
Создание положительной психологической обстановки.
Введение темы урока. Постановка задач.
(На доске написана тема, число.)
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Ученик: Основное уравнение молекулярно- кинетической теории
идеального газа.
Учитель: Прежде, чем приступить к выводу этого уравнения, давайте вместе вспомним некоторые основные определения. Например, что такое идеальный газ- это?
Ученик: Идеальный газ- это физическая модель.
Учитель: Давайте вспомним основные допущения применимые к идеальному газу.
Ученик1: Размеры молекул малы по сравнению со средними расстояниями между ними, молекулы можно принимать за материальные точки.
Ученик2: Силы притяжения между молекулами не учитываются, силы отталкивания возникают только при соударениях.
Ученик3: Движение каждой молекулы подчиняется законам Ньютона и взаимодействие их между собой и со стенками сосуда происходит по закону абсолютно упругого удара.
Учитель: Какой характер носит тепловое движение?
|
|
Ученик: Тепловое движение носит хаотический характер.
Учитель: Кроме этого, хаотический характер теплового движения позволяет считать все направления движения равноправными. А теперь давайте вспомним некоторые определения из курса механики. Что называется импульсом тела?
Ученик: Импульс тела- это физическая величина, равная произведению массы тела на скорость его движения.
Учитель: А чему равен импульс силы?
Ученик: Импульс силы равен изменению импульса тела.
Учитель: Давайте вспомним, как формулируется и записывается второй и третий законы Ньютона.
Ученик1: Второй закон Ньютона: сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение:
Ученик2: Третий закон Ньютона: тела действуют друг на друга с силами, направленными вдоль одной прямой, равными по модулю и противоположными по направлению:
Учитель: Задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы вывести основное уравнение молекулярно- кинетической теории идеального газа.
Объяснение учебного материала
Учитель: При выводе уравнения МКТ мы будем рассматривать соударения молекул идеального газа с некоторой массивной стенкой.
Исходя из того, что движение молекул хаотично, все направления движения равновероятны, и в каждый момент времени в среднем в противоположных направлениях движется одинаковое число частиц. Будем пренебрегать действием силы тяжести на молекулы, и считать столкновение со стенкой, абсолютно упругим.
Давайте вспомним, за счет чего возникает давление газа на стенки сосуда?
Ученик: Давление газа на стенки сосуда возникает за счет столкновение с ними молекул газа, при которых происходит изменение импульса стенки.
Учитель: Итак, по второму закону Ньютона импульс силы равен изменению импульса тела:
Так как, давление- величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно к поверхности, к площади этой поверхности, то
Таким образам, нам необходимо определить изменение импульса стенки при ударе о нее всех молекул, движущихся за время ∆t в направлении, перпендикулярном стенке.
По третьему закону Ньютона изменение импульса стенки равно по модулю и противоположно по направлению изменению импульса молекул. Значит, нам необходимо найти изменение импульса всех молекул, ударяющихся о стенку за время ∆t. Для этого найдем изменение импульса одной молекулы и число молекул, ударяющихся о стенку за это время. Изменение проекции импульса молекулы на ось ОХ равно- 2m0vх (m0- масса молекулы).
За время ∆t о стенку ударится половина молекул, находящихся в объеме
vхS∆t, т.е. , где n- концентрация молекул, равная числу молекул в единице объема газа.
Изменение проекции импульса этих молекул за время ∆t равно- m0 n vхS∆t.
Вторая половина молекул вследствие хаотичности движение будет иметь отрицательные проекции скорости на ось ОХ, т.е. будет двигаться от стенки.
Следовательно, средний импульс силы, действующий на стенку, равен
Разделив левую и правую части на S∆t и учитывая найдем давление газа:
Это уравнение было получено Клаузиусом и носит название основного уравнения молекулярно- кинетической теории газов или уравнение Клаузиуса.
Давление газа можно выразить через среднюю кинетическую энергию молекул:
Следует помнить, что давление газа равно 2/3 кинетической энергии хаотического поступательного движения всех молекул, находящихся в единичном объеме.
Вывод:
Основное уравнение молекулярно- кинетической теории газов связывает между собой макропараметры (давление) и микропараметры (средняя кинетическая энергия отдельной молекулы) ансамбля.
|
|