Предпочтения работодателей в отношении выпускников определенных самарских вузов и специфика восприятия выпускников СамГУ субъектами самарского рынка труда

 

В Самарском государственном университете существует 10 факультетов, выпускающих специалистов по 25 специальностям. Отсюда, понятно, что спектр специальностей, получаемых выпускниками госуниверситета, и, соответственно, варианты их трудоустройства весьма разнообразны. Однако особый интерес представляет вопрос о том, каким образом воспринимаются работодателями выпускники СамГУ. Иначе говоря, получить информацию о восприятии выпускника университета - значит, с одной стороны, узнать о реальных личностных и профессиональных качествах, с другой – увидеть имидж самого вуза и уровень доверия к предоставляемым образовательным услугам.

Как показывает проведенное исследование, в большинстве случаев выпускники СамГУ трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью. Так, например, в Эксперт №4 работают математики, физики, в областной прокуратуре работают юристы, на предприятиях химической промышленности – химики. Многие выпускники трудоустраиваются в средние образовательные учреждения. Так, по словам зам. директора МОУ Гимназии №1, «70% педагогов гимназии - это выпускники из СамГУ».

При этом многие работодатели предпочитают брать на работу выпускников вполне конкретных вузов:

§ если на вакансию претендует выпускник из СамГУ и другого какого-либо, то если они оба подходят по всем требованиям, то да выбираем СамГУ (Эксперт №7)

§ В первую очередь меня интересует следующее: какое высшее учебное заведение закончено, для меня это значимо. Я знаю, на какие специальности и какие университеты я могу ориентироваться. Например, психологов я принимаю только из педагогического университета либо из СамГУ (Эксперт №9)

 

В ряде случаев выпускники Самарского государственного университета имеют определенные преимущества на фоне претендентов из других вузов:

§ преимущества имеются, потому что на нашем рынке СамГУ имеет свою марку. Мы знаем, что за 30 лет в данном университете идет качественная подготовка. Сейчас есть сложность в том, что много заведений готовят юристов, качество подготовки различное, многие заведения выпускают специалистов, не имея аттестации, лицензии. Просто престижность данной профессии она сейчас у многих выше всего, поэтому многие не обращают внимание на заведение. А это важно. И в этом плане СамГу показал себя наилучшим образом. (Эксперт №6)

§ Что касается таких специальностей как математик, физик, то да, у выпускников вашего университета преимущества имеются. Но, другие необходимые нам специалисты идут из других вузов и у них имеются преимущества (Эксперт №4)

§ выпускники СамГУ имеют определенный плюс при желании получить рабочее место в нашей организации (Эксперт №7)

§ У нас все историки, физики выпускники СамГУ. И большинство из них защищают кандидатскую. То есть отмечается очень хорошая научная база. Для учебного заведения нашего типа, а оно ведь создано для подготовки учеников для образования к высшему заведению, для нас такие люди очень привлекательные. Вот я хочу отметить очень хорошую теоретическую подготовку студентов СамГУ. А второе, очень хороший уровень воспитанности, любви к родному краю, археологические экспедиции, фольклорные работы которые ведется в университете – это очень привлекает в работе с детьми. Детям нравится, те усилия, которые принимают выпускники, чтобы воспитать у учеников любовь к Самаре, родному краю. Так что выпускникам СамГУ нет равных. (Эксперт №5)

 

Тем не менее, не во всех организациях «срабатывает» шлейф имиджа университета. В таких случаях при рассмотрении резюме потенциального сотрудника работодатель не обращает внимания на то, какой вуз закончил специалист:

§ Предпочтения выпускникам определенных Вузов не отдаем, нам важен уровень подготовки выпускников. То есть при устройстве на работу в прокуратуру области преимуществ у выпускников СамГУ нет (Эксперт №2)

§ Конечно, при выборе кандидата на замещение вакантной должности мы обращаем внимание на то учебное заведение, которое он окончил. Однако приоритетным оказывается уровень необходимых знаний и соответствие полученного образования той должности, на которую он претендует. (Эксперт №13)

 

Работодатели, ориентированные на прием специалиста, получившего классическое университетское образование, назвали несколько ключевых характеристик, выделяющих его на фоне выпускников других вузов:

Ø Высокий уровень знаний и умение их использовать:

§ Я знаю уровень университета… Я знаю набор знаний, который дается в университете, и меня он устраивает. Поэтому когда мне говорят, что закончили СамГУ я уже с особым интересом оцениваю (Эксперт №8)

§ Студенты из СамГу всегда показывали хорошие знания и добивались многих успехов в своей профессии (Эксперт №6)

§ Мы считаем, что университет дает образование наиболее технологичное, наиболее высокое. Мы знали преподавателей, они работали у нас, читали лекции нашим выпускникам (Эксперт №5)

§ вуз … дает очень хорошие знания. Эти знания мы видим в процессе работы молодых специалистов. На основе своих прекрасных знаний они легко входят в работу (Эксперт №14)

 

Ø Серьезная научная и теоретическая подготовка:

§ Мы всегда отмечали и отмечаем очень мощную теоретическую подготовку, очень хорошую научную подготовку студентов… Я хочу отметить очень хорошую теоретическую подготовку студентов СамГУ. У нас все историки, физики выпускники СамГУ. И большинство из них защищают кандидатскую. То есть отмечается очень хорошая научная база (Эксперт №5)

§ Я высокого мнения об уровне образования в СамГУ, академическая база она достаточно серьезная (Эксперт №7)

Ø Профессионализм:

§ Психологов, например, я считаю профессионально подготовленными, так как у них прекрасные учителя, например, Лисецкий - для меня это авторитет. Социологи тоже прекрасно подготовлены. То есть университет дает все необходимые знания (Эксперт №9)

§ Выпускники Вашего университета, безусловно, имеют большой профессиональный потенциал (Эксперт №1)

§ уровень профессиональной подготовки выпускников именно СамГУ высок. Я оцениваю его на «отлично» (Эксперт №2)

§ на счет профессиональных качеств можно сказать следующее, все выпускники, юристы СамГУ показывают себя с хорошей стороны в своей профессии (Эксперт №6)

Ø Успехи и достижения в деятельности организации:

§ Высокий уровень подготовки выпускников, могу это говорить, потому что вижу, как они более качественно выполняют свою работу (Эксперт №3)

Ø Наличие опыта общественной работы

§ В университете почти все получили навыки общественной работы. Я так думаю, что те диспуты, которые устраивают студенты, они к этому стремятся, очень украшают и уроки и классную работу. Они взрывают работу гимназии в хорошем смысле слова (Эксперт №5)

 

Ø Адаптивность:

§ После определенной стажировки и адаптации на нашем заводе, профессиональных качеств, я считаю, достаточно. В целом оценить можно высоко профессиональные качества (Эксперт №4)

 

Понятно, что в деятельности любой организации есть свои достоинства и недостатки. Знание «слабых» сторон является поводом для саморазвития, совершенствования организации, поддержания (или коррекции) имеющейся репутации, повышения ее рыночного потенциала и конкурентоспособности.

Практически все эксперты указали на один недостаток в профессиональной подготовке специалиста, присущий выпускникам всех самарских вузов - отсутствие или недостаточный уровень владения практическими навыками:

§ у них надо больше развивать практические работы, пожелания, иметь техническую базу для осуществления этого недостатка. Ну и еще, я говорила о знаниях менеджмента, которые необходимо знать (Эксперт №7)

§ университету необходимо работать больше в плане практической подготовки учителей. Те теоретические выкладки, которые им дают, они далеки от школы. Поэтому может практические моменты больше со школой связать, может приглашать педагогов из школ, чтоб какие – либо формы урока они показали сами, показать мастер- класс школьных педагогов для тех студентов, которые желают дальше работать в школе (Эксперт №5)

§  Хочется пожелать, чтобы студенты СамГУ почаще направлялись на производственную практику в Главное управление Федеральной службы судебных приставов, тем самым повышать профессионализм (Эксперт №3)

§ проблема любых Вузов – недостаток практики. Теории много, практики мало. Поэтому с пожеланиями понятно – организация практики для всех факультетов. Чтобы студенты выходили на рынок труда с четкими представлениями о своей работе (Эксперт №9)

Однако эксперты указали и на ряд специфических недостатков профессиональной подготовки, характерных именно для выпускников СамГУ, например, недостаточный уровень владения знаниями по отдельным отраслевым дисциплинам (эксперты называли материальное право, менеджмент, чтение чертежей):

§ Выпускникам вузов, приступившим к исполнению своих служебных обязанностей, приходится с первых дней решать сложные вопросы, поэтому им необходимы глубокие знания материального права, иметь практические навыки. Вот может этого им не хватает (Эксперт №2)

§ выпускникам химического факультета, возможно, не хватает знания менеджмента. Может им это и читается, но что-то знаний в этом нет. В промышленных предприятиях просто необходимо знать менеджмент (Эксперт №7)

§ выпускники не умеют читать чертежи, а на нашем предприятии этот навык необходим. Это все объясняется опять же спецификой университета. В СамГУ этому не учат. Ну и, конечно, не хватает тех специфических знаний, по которым мы тут и работаем. То есть то, что не дается в СамГУ, а дается, например, в СГАУ (Эксперт №4)

Необходимость налаживания «обратной связи» с работодателями очевидна: для обеспечения конкурентоспособности как вуза, так и его выпускников необходимо гибко реагировать на запросы рынка труда. В этом плане сами работодатели готовы предоставлять информацию, позволяющую скорректировать учебные программы либо усилить подготовку специалистов по каким-то рассматриваемым вопросам в преподаваемых дисциплинах:

§ Главное Управление Федеральной Регистрационной службы по Самарской области осуществляет свою деятельность по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, контролю и надзору в сфере адвокатуры, и нотариата, контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по регистрации общественных и религиозных объединений и контролю за их деятельностью,… на федеральную регистрационную службу возложена функция по руководству органами ЗАГС. Было бы не плохо ввести спецкурсы по перечисленным направлениям, а по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно создавать одноименную кафедру (Эксперт №1)

§ хочется пожелать им изучать более углубленно федеральный закон «Об исполнительном производстве» это необходимо для работы в нашей организации (Эксперт №3)

Как уже отмечалось, ориентация на прием работника из числа выпускников конкретного образовательного учреждения является опосредованной оценкой деятельности самого вуза, его имиджа на рынке образовательных услуг. В этом плане обращает на себя внимание то, что у Самарского государственного университета сформировался положительный имидж:

§ СамГУ - один из лучших Вузов в России. Свою репутацию Вы заслужили долгой и плодотворной работой. Желаю вам не останавливаться на достигнутом и с присущей вам легкостью и талантом достигать новых вершин в педагогической и научной деятельности (Эксперт №1)

§ Успешный опыт работы в Главном Управлении выпускников СамГУ формирует самое позитивное представление о качестве работы преподавательского состава данного учебного заведения. Во всяком случае СамГУ - это некий "знак качества" (Эксперт №7)

 

Для многих работодателей образование, полученное в СамГУ, автоматически приравнивается к самому высокому стандарту профессиональной подготовки. Тот факт, что у СамГУ сформирован положительный имидж, дает вполне серьезные бонусы для выпускников университета при трудоустройстве, выступая своеобразной «визитной карточкой» молодого специалиста:

§ И у нас такое доброе, хорошее отношение с университетом и конечно мы берем людей оттуда (Эксперт №5)

 

Доказательством серьезной профессиональной подготовки в СамГУ служит успешность и даже известность его выпускников:

§ Студенты из СамГу всегда показывали хорошие знания и добивались многих успехов в своей профессии. Например, Тарасенко, Л.Г. Дроздова, Шабанов, бывший прокурор Самары Ефремов, все они прекрасно себя показали на своем профессиональном поприще (Эксперт №6)

§ лучше социологов, который выпускает СамГУ, я не встречала, хоть и готовят их сейчас много. Тоже самое могу сказать и про психологов из СамГУ (Эксперт №8)

В целом, по итогам анализа данных, можно говорить, что созданная и функционирующая в Самарском государственном университете система подготовки студентов адекватна современной российской ситуации и соответствует требованиям, предъявляемым работодателями. Об этом свидетельствует и тот факт, что выпускники СамГУ не имеют проблем с трудоустройством. Это закономерно, поскольку в ходе обучения студенты СамГУ начинают работать с третьего курса, знакомиться с производственным процессом на практике, поэтому к моменту окончания вуза многие из них успевают попробовать свои силы в разных сферах деятельности,

 

По итогам проведенного исследования нужно отметить, что имидж вуза играет важное значение в успешности трудоустройства выпускников СамГУ. Положительным можно считать тот факт, что за Самарским государственным университетом сохраняется статус практически единственного вуза с очень высоким уровнем подготовки студентов:

§ Я думаю, что лучше подготовки чем в СамГу нет ни в каком другом учебном заведении. Поэтому необходимо держать туже марку (Эксперт №8, руководитель отдела маркетинга)

§ Университету желаю также держать марку, и выпускать профессионалов своего дела (Эксперт №9)

§ СамГу - один из известных Вузов страны со своей историей, сложившимися традициями, высоким уровнем подготовки профессорско-преподавательского состава (Эксперт №2)

Работодатели, оценивая СамГУ, ориентируются на определенные «брэнды» учреждения, которыми являются преподаватели университета. По сути говоря, профессорско-преподавательский коллектив во многом формирует положительный имидж самого учреждения. Именно поэтому необходима поддержка практик публичных выступлений, налаживания коммуникаций с реальными и потенциальными клиентами, а также формирование и реализация научно-обоснованной маркетинговой стратегии продвижения образовательных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: