Знаменитые русские журналисты и издатели начала ХХ века

Развитие газетной прессы на рубеже XIX – ХХ веков.

 

Соотношение газет и журналов в системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодики страны или региона в определенный исторический момент.

 

Россия прошла в этом смысле своеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в начале XVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое» литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, был выработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.

 

Газета и журнал – это не просто два вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачи информации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируя читателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатывает жизненную ориентацию, определенное мировоззрени

 

Определяя главное отличие газет от журналов, П. П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье, открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие не мешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения (выделено мной. – С.М.), которая для газеты естественно невозможна».

В. М. Дорошевич – «король русского фельетона», согласившись редактировать газету «Русское слово», в одном из писем дал определение того, что такое газета в его понимании. «Газета, Утром вы садитесь за чай. И к вам приходит добрый знакомый. Он занимательный, он интересный человек. Он рассказывает вам, что нового на свете. Рассказывает интересно, рассказывает увлекательно, Но то, что он говорит, должно быть основательно, продуманно, веско, Вот, что такое газета. Газета, Вы сидите у себя дома. К вам приходит человек, для которого не существует расстояний. Он говорит вам: „Бросьте на минутку заниматься своей жизнью. Займемся чужой. Жизнью всего мира“. Он берет вас за руку и ведет туда, где сейчас интересно, И, полчаса поживши мировой жизнью, остаетесь полный мыслей, волнений и чувств. Вот что такое газета»

В конце 90-х годов тиражи отдельных газет достигали 50–70 тыс. экземпляров. «Русские ведомости» и «Новое время» имели тираж 25 тыс., «Свет» – 70 тыс., «Петербургская газета» – 30, «Одесский листок» – 10, «Киевское слово», «Киевлянин», «Южный край», «Волжский вестник» – от 2 до 5 тыс. экземпляров.

После революции 1905–1907 гг. тиражи газет значительно увеличились. «Русское слово» имело 250 тыс., второе издание «Биржевых ведомостей» и «Петербургский листок» – от 80 тыс., самая большая и дорогая газета «Новое время» – около 60 тыс., «Русские ведомости» – 50 тыс. и т. д. Наиболее крупные провинциальные газеты – «Киевская мысль», «Южный край», «Одесские новости», «Одесский листок», «Приазовский край» – от 12 до 40 тыс. в день. Рядовые губернские газеты – 1–3 тыс. Таким образом, по тиражам русская газета достигла уровня западноевропейской

Основные типы русских газет одним из первых на основе скрупулезного статистического анализа определил А. В. Пешехонов в 1901 г., оговорив тот факт, что эти типы еще недостаточно развиты.

 

По его мнению, в столице можно выделить три типа газет: «большие» – самые дорогие и влиятельные газеты, рассчитанные на образованные, подготовленные круги читателей; «малые» – газеты, небольшие по объему и более доступные по цене, ориентированные на широкие круги читателей; «дешевые» – газеты, отличающиеся от других не только низкой ценой

 

Но в последней четверти XIX в. с разницей в 20 лет возникли две газеты, которые по своим характеристикам «не вписывались» ни в одну из типологических групп. По влиянию на русское общество, по распространению среди читающей публики они быстро вышли на первое место в системе газет России. Речь идет о «Новом времени» А. С. Суворина и о «Русском слове», имевшем самый большой тираж после 1902 г., когда издатель газеты И. Д. Сытин пригласил редактировать газету В. М. Дорошевича. Определение типов этих газет вызывало споры в начале XX в., нет единства по этому вопросу и в современной исследовательской литературе.

 

И ту и другую газету отличала большая насыщенность информацией. Вот как определял своеобразие издания Суворина В. В. Розанов, сотрудничавший в газете около 30 лет и хорошо знавший основные принципы ведения этой газеты ее редактором-издателем. «Ничего – специального, ничего – частного, ничего – личного, ничего – особенного и партийного, все для всей России, для целой России». То есть аудитория газеты самая широкая (вся Россия), и для этой аудитории важно, чтобы она была «общераспространенною, первой по величине, живости и подписке». Розанов отмечает особый способ изложения материала: «Все целесообразно – и скандал и шутка, введено в газету, чтобы она была, первой по величине, живости и подписке». По его мнению, именно эти качества «Нового времени» способствовали тому, что Суворин добился такого внимания публики, «какого он никогда не мог бы получить, говоря со страниц малообразованной газеты или заслуженного академического органа печати»

 

Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. современниками был замечен, но не назван четвертый тип русских газет. Газеты, относящиеся к этому типу следует назвать информационными. Если определять историческое место информационных газет, то они возникали вслед за качественными, почти одновременно с массовой прессой. Информационные газеты вводили в орбиту влияния периодики более широкие слои достаточно образованных читателей, создавали привычку ежедневного чтения газет для получения ежедневной информации о событиях, происходящих в стране и в мире. Массовые газеты эту привычку закрепляли, вовлекали в сферу воздействия периодики совсем не подготовленные к чтению слои населения. Ту же задачу, хотя и на самом примитивном уровне, выполняла бульварная газета.

 

Знаменитые русские журналисты и издатели начала ХХ века.

 

На рубеже XIX и XX вв. значительно выросли затраты на открытие нового органа периодики, особенно газеты. Если в 80-е годы можно было обойтись начальным капиталом в 40–50 тысяч, то к 1904 г. эта сумма выросла до 250–300 тыс. рублей. Одному человеку это было не по силам. Именно поэтому в издательское Дело начали приходить предпринимательские фирмы, а к 1910-м годам усилилось участие банков в издании периодики, что особенно пугало журналистов и читателей.

 

С.М. ПРОППЕР – швейцарец, принявший русское подданство, одна из характерных фигур в издательском мире России. «Он – чистокровный издатель, – писал о нем С.Ю. Витте, под покровительством которого было выпущено первое издание “Биржевых ведомостей”. – У него одна цель – разбогатеть» МАССОВАЯ ГАЗЕТА(!!!)

Для того чтобы обеспечить своей газете объявления, он прибегал к шантажу, называя в биржевом отделе некредитоспособными фирмы, отказавшиеся давать ему объявления.

С.М. Проппер и его газета «Биржевые ведомости» стали символом буржуазной прессы для современников.

 

Капиталистическим предприятием было издательство И.Д. СЫТИНА, но, в отличие от Проппера, Сытин имел репутацию просветителя, издававшего книги русских писателей и книги для народа. Этой славе способствовало происхождение Сытина – крестьянский сын, он начал свою трудовую деятельность «мальчиком» в лавке купца Шарапова.

Основным делом И.Д. Сытина было его книжное издательство, где печатались произведения русских писателей, книги для народа, которыми торговали на ярмарках, календари. Став на ноги как издатель, Сытин начал заниматься и периодикой. Первым и самым любимым для издателя был журнал «Вокруг света», долгое время остававшийся в его личной собственности. Наибольшую известность ему и его издательству принесла газета «Русское слово», о которой уже было подробно рассказано. Сытинскому издательству принадлежали также журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Мирок», «Модный журнал», «Нужды деревни», «Пчелка», «Искры» и т.д., – часть из них была приложением к «Русскому слову». Кроме журналов, издательство принимало участие в выпуске газет «Дума», «Русская правда», «Правда Божия» и др. В последние годы перед революцией фирма Сытина имела в Москве газеты «Раннее утро» и «Вечерние известия». В 1916 г. Сытин купил издательство А.Ф. Маркса с самым распространенным в стране журналом «Нива». Фирма Сытина имела книжные магазины и отделения в Петербурге, Варшаве, Екатеринбурге, Иркутске, Киеве, Ростове-на-Дону, Одессе, Самаре, Саратове и на Нижегородской ярмарке.

 

В отличие от Сытина СУВОРИН – издатель периодики в первую очередь. Книжная продукция его издательской фирмы служила для поддержания материального положения газет и журналов Суворина, главной из которых являлось «Новое время». Он практически первый предприниматель, поставивший дело издания газеты на капиталистические рельсы. «Суворин был едва ли не единственным в России образцово и первооткрывательски буржуазным газетчиком»[5].

 

«Новое время» с его громадными ротационными и другими машинами, с его многочисленным контингентом служащих (конторщиков, метранпажей, корректоров и т.д.) и рабочих, с разными учреждениями для них (пенсионная касса, школа и т.д.) есть хорошо устроенная фабрика», – писал Кривенко[6].

 

Суворин создал и возглавил один из первых в России газетно-издательских концернов. Начав выпускать «Новое время» в 1876 г., он в 1882-м основал издательство и наладил книжную торговлю. В издательстве, кроме книг, выходили «Русский календарь» и справочные издания «Весь Петербург», «Вся Москва» и «Вся Россия», публикации которых интересны и полезны и по сей день. Помимо своего основного детища, «Нового времени», А.С. Суворин издавал и финансировал «Земледельческую газету», газеты «Московский телеграф», «XX век», «Русская земля», «Маленькая газета», «Вечернее время», журналы «Исторический вестник», «Русское обозрение», «Наборщик и печатный мир», «Конский спорт», «Лукоморье» и др.

 

Кроме типографии, оснащенной самыми современными машинами, Суворин владел 30 тыс. десятин леса и бумажной фабрикой, что давало возможность обеспечивать концерн бумагой. Уже после смерти писателя, в годы Первой мировой войны, был прекращен ввоз бумаги из Финляндии, где производилось 80% всего бумажного запаса России, и многие газеты оказались перед проблемой бумажного голода. Суворинское издательство могло обеспечить себя само.

 

Суворин был, наверное, последним в русской журналистике предпринимателем, который в одном лице совмещал три роли – издателя, редактора и автора своей газеты. Недаром Слонимский в опубликованной в «Вестнике Европы» статье «Периодическая печать и капитализм» назвал его «идейным капиталистом». «В...богатой газете... (имеется в виду «Новое время». – С.М.) издавна применяется – хотя и без достаточной последовательности – принцип участия постоянных сотрудников в доходах издания в качестве пайщиков. Если не в настоящем, то для будущего в высшей степени желательно стремиться к повсеместному и систематическому применению того же руководящего начала»[9]. Е.А. Динерштейн в своей книге сообщает интересные и мало известные сведения о социальной сфере, развитой на предприятиях Суворина. Содержание типографии ему обходилось дороже, чем другим, так как ставки заработной платы у него были выше по сравнению с остальными. Рабочие жили в артельных квартирах, бесплатно пользовались освещением и некоторыми коммунальными услугами, имелись страховая касса, библиотека, аптека с бесплатной выдачей лекарств, свой врач и фельдшер[10].

 

Популярным в стране было издательство А.Ф. МАРКСА, создавшего самый читаемый журнал «Нива», который выпускался с огромным количеством разнообразных приложений. Причем в «Ниве» А.Ф. Маркс выступал не только как распорядитель финансовой части журнала, но и сам, по свидетельству сотрудников, прочитывал все материалы, поступившие в редакцию, решал вопросы о покупке произведений для журнала и своего издательства. Современники отмечали роль издателя «Нивы» в просветительской деятельности. Но скандальную известность, омрачившую память об издателе на долгие годы, получила покупка Марксом всех прав на издание произведений А.П. Чехова сроком на 50 лет. Чехов это соглашение подписал, но современники считали, что при заключении этого договора писатель оказался в большом проигрыше. Много статей и книг, посвященных этому соглашению, вышло в 1904 г. после смерти Чехова и Маркса, писали об этом и в советское время.

 

Известным издателем был П.П. Сойкин, выпускавший книги и журналы, самым популярным из которых стал журнал «Природа и люди».

 

Почти все издательские фирмы начинались в конце XIX в. как дело одного человека, впоследствии превратившись в акционерные компании, они продолжали носить имя основателя. В 1910-х годах возникает большое количество настоящих акционерных обществ, имеющих определенное количество пайщиков. Акционерное общество «Издатель» выпускало «Новости» и «Сын Отечества». К нему примыкало крупное бумажное производство Пализена. Бумага, производимая на его фабриках, сразу же шла в собственную типографию, где выпускались две газеты, журнал «Живописное обозрение» и книги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: