Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

 

Ранняя юность

Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профес­сиональной областью.

Юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках. Это своеобразный переворот в психологии человека, связанный с осознанием недоступных еще подростку противоречий жизни:

между нормами морали, декларируемыми людьми, и их по­ступками; между идеалами и реальностью; между потребностями и возможностями.

Это период принятия ответственности за свою судьбу и близ­ких, начало взрослой жизни, адаптации к жизни.

Анализ своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.

Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, най­ти смысл происходящего и собственного существования. В старших классах мышление учащихся приоб­ретает личностный, эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской лите­ратуре.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается с разбро­санностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний. Самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает дейст­вовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, на­чиная осваивать выбранную профессию. Поэтому ответственность каждого шага неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обер­нуться существенными последствиями, иногда драматического харак­тера.

Центральными психологическими новообразованиями юноше­ского возраста являются профессиональное самоопределение и миро­воззрение.

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профес­сиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе; включение себя в жизнь социально­го целого.В юности почти каждого человека случаются первая дружба и первая любовь - события и связанные с ними переживания, которые не только остаются в памяти человека, но и влияют на всю его жизнь.

Особенности психического развития в юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Ее сущность в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение. Причем этот выбор осуществляется дважды: пер­вый раз - в IX классе, когда школьник выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т.п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй -в XI классе, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самооп­ределения не может быть успешно решена без решения более широ­кой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Новая социальная позиция юноши изменяет для него и значи­мость учения. Юноша оценивает учебный процесс с точки зрения того, что он дает для его будущего: юноши начинают интересоваться теми предме­тами, которые им нужны в связи с выбранной профессией.

Решение этих центральных для данного возраста задач сказыва­ется на всем процессе психического развития, включая развитие не только мотивационной сферы, но и развитие познавательных процес­сов.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - учебно-профессиональная. В старшем школьном возрасте связь между позна­вательными, профессиональными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учеб­ным предметам и одновременно интерес к решению самых общих по­знавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и мо­ральной ценности.

 

Кризис юности

Кризис перехода к юности (15-18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Кризис идентичности в юности дополняется или же сменяется кризисом интимности. Юность - период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Неопределенность положения и предъявляемых к нему требований по-своему преломляются в юношеской психологии. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как "устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности", стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер.
Ведущая деятельность в ранней юности - профессиональное самоопределение. Общее эмоциональное самочувствие в этом возрасте становится более ровным, чем у подростков, но вместе с тем не надо себе представлять, что в годы юности развитие проходит спокойно. Очень важной с точки зрения развития личности в юности является проблема вариантов взросления и соответственно личностного становления.

 




Молодость

Молодость (18-20 – 30 лет) С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаци, определение перспектив и целей жизни и т.д. Молодость часто называют ранней взрослостью, подчеркивая ее двоящийся характер: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодые люди не всегда способны найти и реализовать в ней себя. Во всех сферах жизни обнаруживается сильное стремление к самовыражению. Смысл жизни – одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей – оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Молодость – время серьезной и большой любви, поиска спутника жизни, создания семьи. Поиск партнера и вступление в брак – одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Ранняя взрослость (20–40 лет):познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности.Г лавными проблемами в эмоциональной сфереявляются достижение идентичности и близости. Происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него. Наблюдается нормативный кризис 30–33 лет, обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека, происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются. Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени.

 

Кризис 40 лет

Средняя взрослость (от 40 до 60 лет):человек приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь. В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. В этот период наблюдается«кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.

Период поздней взрослости (60 лет и старше):Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители. Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: