Вопросы на экзамен по ГТУ
Газовая турбина (газотурбинный двигатель) - Машина, предназначенная для преобразования тепловой энергии в механическую.
Газотурбинная установка (ГТУ) - Газотурбинный двигатель и все основное оборудование, необходимое для генерирования энергии в полезной форме.
Газовая турбина открытого цикла - Газотурбинный двигатель, в котором воздух поступает из атмосферы, а выхлопные газы отводятся в атмосферу.
Газовая турбина замкнутого цикла - Газотурбинный двигатель, в котором рабочее тело циркулирует по замкнутому контуру без связи с атмосферой
Одновальный газотурбинный двигатель - Газотурбинный двигатель, в котором роторы компрессора и газовой турбины соединены и мощность отбирается непосредственно с выходного вала или через редуктор.
Многовальный газотурбинный двигатель - Газотурбинный двигатель, имеющий, по крайней мере, две газовые турбины, вращающиеся на независимых валах
Газовая турбина с отбором воздуха (газа) - Газотурбинный двигатель, в котором для внешнего использования предусмотрен отбор сжатого воздуха между ступенями компрессора и/или на выходе из компрессора (горячего газа на входе в турбину и/или между ступенями турбины)
|
|
Газогенератор - Комплекс компонентов газотурбинного двигателя, которые производят горячий газ под давлением для совершения какого-либо процесса или для привода силовой турбины. Генератор газа состоит из одного или более компрессоров, устройств(а) для повышения температуры рабочего тела, одной или более турбин, приводящих компрессор(ы), системы управления и необходимого вспомогательного оборудования
Компрессор - Компонент газотурбинного двигателя, повышающий давление рабочего тела
Турбина - Компонент газотурбинного двигателя, преобразующий потенциальную энергию нагретого рабочего тела под давлением в механическую работу
Силовая турбина - Турбина на отдельном валу, с которого отбирается выходная мощность
Камера сгорания основного (промежуточного) подогрева - Устройство газотурбинного двигателя для основного (промежуточного) подогрева рабочего тела
Подогреватель рабочего тела - Устройство для подогрева поступающего в него рабочего тела без смешивания его с продуктами сгорания топлива
Регенератор/рекуператор - Теплообменный аппарат, предназначенный для передачи теплоты отработавших в турбине газов рабочему телу. Передача теплоты рабочему телу или воздуху перед его поступлением в камеру сгорания ГТД
Предварительный охладитель - Теплообменный аппарат, предназначенный для охлаждения рабочего тела ГТД перед его первоначальным сжатием
|
|
Промежуточный охладитель - Теплообменный аппарат, предназначенный для охлаждения рабочего тела ГТД в процессе его сжатия
Устройство защиты от превышения частоты вращения ротора - Регулирующий или отключающий элемент, который при повышении частоты вращения ротора ГТД сверхустановленного предельно допустимого значения, приводит в действие систему защиты
Система управления газовой турбиной - Система, используемая для управления, защиты, контроля и отображения информации о состоянии промышленной газотурбинной установки (газотурбинного двигателя) на всех режимах работы.
Система регулирования - Элементы и устройства для автоматического регулирования параметров газотурбинной установки. К параметрам относятся частота вращения ротора, температура газов, давление, выходная мощность и другие параметры
Теплота сгорания топлива - Общее количество тепла, выделившегося при сгорании единицы массы топлива, кДж/кг
Удельный расход теплоты - Отношение теплоты сожженного в ГТД топлива за единицу времени к произведенной им мощности, кДж/кВт ч. Удельный расход теплоты рассчитывают по низшей теплоте сгорания топлива при нормальных условиях
Удельный расход топлива - Отношение массового расхода топлива к выходной мощности ГТУ (ГТД), кг/кВт ч
КПД Газовой турбины - Отношение выходной мощности к расходу теплоты топлива, подсчитанное по его низшей теплоте сгорания при нормальных условиях
Условная температура на входе в турбину - Условная средняя температура рабочего тела непосредственно перед сопловыми лопатками первой ступени.
Режим (частота вращения) "самоходности" - Режим (минимальная частота вращения выходного вала), при котором газотурбинный двигатель работает без использования мощности пускового устройства при наиболее неблагоприятных внешних условиях
Режим (частота вращения) холостого хода - Установленный изготовителем режим (частота вращения выходного вала), при котором газотурбинный двигатель может работать устойчиво и можно осуществлять нагружение или останов
Максимальная продолжительная частота вращения - Максимально допустимое при длительной эксплуатации значение частоты вращения выходного вала газотурбинного двигателя, с которого отбирается мощность
Удельная масса - Отношение полной сухой массы газотурбинного двигателя к его мощности, кг/кВт
Помпаж компрессора - Неустойчивый режим работы компрессора ГТД, характеризующийся сильными низкочастотными колебаниями массового расхода рабочего тела в компрессоре и соединительных каналах
Современная энергетика основывается на централизованной выработке электроэнергии. Устанавливаемые на электрических станциях генераторы электрического тока в подавляющем большинстве имеют привод от турбин. Доля электроэнергии, производимой в нашей стране тепловыми электростанциями, где почти всегда применяются паровые турбины, составляет 83 – 85%. Аналогичное соотношение характерно и для большинства других стран.
Основным приводом генераторов электроэнергии являются турбины (паровые)(85%). Таким образом, паровая турбина является основным типом двигателя на современной ТЕС, АЭС, на кораблях военного и гражданского флота, для приводов насосов и так далее.
В течении XIX века различными изобретателями было выдвинуто много предложения для преобразований тепловой энергии в механическую с использованием скоростного напора вытекающей струи пара.
Наибольшее развитие паровые турбины как двигатель получили в конце XVIII столетия, когда в Швеции Густав Лаваль и в Англии Чарльз Парсонс начали работу по усовершенствованию паровой турбины.
В турбине Лаваля, созданной в 1883 г., пар поступает в одно или несколько сопл, приобретает в них значительную скорость и направляется на рабочие лопатки, расположенные на ободе диска, сидящего на валу турбины. Усилия, вызванные поворотом струи пара в каналах рабочей решетки, вращают диск и связанный с ним вал турбины. Отличительной особенностью этой турбины является то, что расширение пара в соплах от начального до конечного давления происходит в одной ступени, что обусловливает очень высокие скорости потока пара. Преобразование кинетической энергии пара в механическую осуществляется без дальнейшего расширения пара лишь вследствие изменения направления потока в лопаточных каналах.
|
|
Турбины, построенные по этому принципу, т.е. турбины, в которых весь процесс расширения пара и связанного с ним ускорения парового потока происходит в неподвижных соплах, получили название активных турбин. При разработке активных одноступенчатых турбин был решен ряд сложных вопрос, что имело чрезвычайно большое значение для дальнейшего развития паровых турбин.
Несмотря на ряд новых конструктивных решений, использованных в одноступенчатых активных турбинах, экономичность их была невысока. Кроме того, необходимость применения редукторной передачи для снижения частоты вращения ведущего вала до уровня частоты вращения приводимой машины также тормозила в то время развитие одноступенчатых турбин и в особенности увеличение их мощности. Поэтому одноступенчатые турбины Лаваля, получив в начале развития турбостроения значительное распространение в качестве агрегатов небольшой мощности (до 500 кВт), в дальнейшее уступили место другим типам турбин.